Британский туринг: новости с родины кузовных гонок

Британский туринг: новости с родины кузовных гонок
Автоспорт | 14 апреля 2016
Фото: организаторы

Во вторые выходные апреля стартовал британский кузовной чемпионат — по многолетней традиции, первый этап BTCC состоялся на автодроме Брэндс-Хэтч.

Это уже 59-й сезон в истории английской гоночной серии: именно англичане полвека назад заложили основы того, что сейчас называется кузовными гонками — кольцевых соревнований с общим стартом на серийных автомобилях. Зрители любят британские «кузова» — здесь почти гарантирована плотная борьба «колесо в колесо», а местные «горячие головы» не гнушаются и контактной борьбой.

Серия BTCC издавна славится плотной борьбой

Последние лет тридцать организаторы BTCC были весьма изобретательны по части технических требований: именно здесь в начале 90-х придумали концепцию класса Супертуризм, который стал популярен по всему миру, а когда к началу 2000-х он изжил себя, чемпионат перешел в 2001-м на оригинальные техтребования BTC-T, во многом предвосхитившие появление класса S2000 (потом машины S2000 и BTC-T сосуществовали в рамках чемпионата).

Передний и задний подрамники с двухрычажными подвесками идентичны на всех автомобилях
Передний подрамник: хорошо видно толкающие рычаги передней подвески с качалками и шестиболтовое крепление к каркасу
В этом году большинство участников перешло на подвеску производства RML
0 / 0
С 2011-го британский чемпионат перешел на радикально новые техтребования — NGTC, или Next Generation Touring Car: международная автомобильная федерация в это время продвигала эволюцию класса S2000 с неприлично дорогими гоночными моторами 1.6 Turbo (такие машины выступали в WTCC с 2011 по 2014 год). Задумка промоутера BTCC Алана Гоу была амбициозная — радикально снизить стоимость разработки и постройки нового автомобиля, введя множество стандартизированных компонентов. Подобными вещами организаторы занимались еще во времена техники BTC-T, имевшей одинаковые коробки передач и блоки управления двигателем. Но сейчас унификацию вывели на новый уровень — вне зависимости от схемы привода все машины имеют идентичные передний и задний подрамники, рулевой механизм, рычаги подвески, амортизаторы Penske и тормозные механизмы. Унифицированы и коробки передач: для переднеприводников используется поперечная Xtrac 1046, для заднеприводников — продольная Xtrac 1080. Двигатель должен сохранять то же расположение, что и в серийной машине — так что переднеприводники с поперечным расположением мотора так и сохраняют эту компоновку, а все машины с продольно установленным мотором переделываются в заднеприводные, вне зависимости от типа серийной трансмиссии.

Большинтство "частников" выбирают одинаковые моторы фирмы Swindon Race Engines

Двухлитровый турбомотор команды могут готовить сами: двигатели с сухим картером, серийным блоком цилиндров и головкой, и унифицированным блоком управления и турбиной Owen Developments/Garrett сейчас выдают свыше 350 л.с. Но можно взять и готовый мотор — организаторы предлагают купить или арендовать небрендированный агрегат, построенный фирмой Swindon на базе серийного мотора Opel.

Дабы обеспечить равенство сил, организаторы перед сезоном проводят продувку головок блока — и там, где характеристики хуже, разрешают повысить давление наддува. Чтобы построить машину NGTC, у серийного кузова полностью удаляют переднюю часть и вырезают полы в районе задней подвески, а ввариваемый в кузов каркас безопасности получает стандартизированный крепеж для установки подрамников. Например, передний подрамник, несущий подвеску и двигатель с коробкой передач, крепится к каркасу посредством шести болтов. Не правда ли, все это очень напоминает американские сток-кары? А аргентинскую туринговую серию TC2000 — даже больше.

Многие национальные кузовные первенства угасли с закатом международного класса S2000 — техника из WTCC с турбомоторами 1.6 не могла стать заменой из-за высокой цены и сложности. Но британский чемпионат благодаря введению категории NGTC не только пережил кризис, но и усилился: сейчас в BTCC на постоянной основе участвуют 32 пилота! А унификация техники привела к удивительному разнообразию марок — построить машину себе по вкусу под силу и частной команде, так что сейчас в чемпионате представлены Honda Civic Type-R, Ford Focus ST, Audi S3, BMW 125i, Volkswagen Passat CC, Toyota Avensis, MG 6 GT, Proton Persona, Chevrolet Cruze, Mercedes A-класса, и даже универсал Subaru Levorg!

Коллектив Team Dynamics Стива Нила сейчас — пожалуй, сильнейший в чемпионате. Команда традиционно сотрудничает с Хондой, хотя начинала в 90-е с BMW и Ниссанов

Хотя обещанной дешевизны, конечно, не получилось. Изначально Алан Гоу рекламировал свой концепт как более доступный, чем S2000 — заявлялось, что постройка машины NGTC обойдется командам в 100 тысяч фунтов без мотора. Сейчас организаторы говорят уже о 200 тысячах — а по словам менеджера команды Motorbase Performance Олли Колинза, фактически постройка и доводка их хэтчбека Ford Focus обошлась в 300 тысяч. Покупка годовалой машины класса S2000 из чемпионата WTCC была гораздо дешевле — раньше многие частные команды в BTCC вместо самостоятельной постройки поступали именно так. Неудивительно, что за пределами Англии категория NGTC никем не используется — хотя федерация FIA и взяла на вооружение этот набор правил, присвоив ему индекс TCN1 (Touring Car National 1).

Но главное достоинство у нынешнего BTCC не отнимешь: это равенство возможностей. Сейчас в серии присутствует четыре команды, условно считающихся «заводскими» (реального участия в разработке машин заводы все равно не принимают, все ограничивается денежными вливаниями и совместными маркетинговыми акциями). На первом этапе в трех заездах представитель хондовской «заводской» команды Halfords Yuasa Racing выиграл лишь единожды — это был Гордон Шедден, а в двух других заездах первенствовали стопроцентные «частники», Том Ингрем на Тойоте Avensis и Адам Морган на Мерседесе А-класса. В прошлом году за титул спорил Шедден на «заводской» Хонде с Джейсоном Плейто на частном Фольксвагене Passat CC (кстати, Passat, Toyota и Mercedes снабжены одинаковыми двигателями Swindon). Правда, былого престижа, которым чемпионат выделялся в 90-е, BTCC давно лишился, и подавляющее большинство пилотов сегодня — обычные джентльмен-драйверы.

На выбор у участников — две разновидности сликов Dunlop

Пару лет назад организаторы решили добавить серии стабильности, и по аналогии с австралийской серией V8 Supercars ввели своего рода «пропуска» — TOCA BTCC Licence. В 2014-м организаторы из TOCA выдали постоянным участникам серии 30 лицензий. Ее обладателю гарантировано место на старте гонки, а он, в свою очередь, гарантирует свое участие на три года. В противном случае организаторы из ассоциации TOCA имеют право отозвать этот документ. В дальнейшем организаторы решили добавить еще две лицензии без права продажи — они предназначены исключительно для передачи в аренду. С таким количеством участников важно, что очки получает топ-15 пилотов.

А по окончании прошлого сезона произошли некоторые изменения технического толка: новый подряд на разработку и производство подрамников и подвесок, ранее принадлежавший компании GPR Motorsport, передали известной фирме Ray Mallock Limited (той самой, что готовила заводские Chevrolet Cruze для WTCC). По поводу прежних подрамников было много нареканий — излишний вес, склонность к появлению трещин. К первому этапу новые детали установили 70% участников, и за счет этого улучшили свои времена примерно на 0,4 секунды.

Новинка этого сезона — универсалы Subaru Levorg. Команда Team BMR заручилась поддержкой местного импортера марки. К сожалению, стартовали они без предсезонных тестов — не успели

От большинства европейских кузовных чемпионатов BTCC отличается выбором шин. Во-первых, это Dunlop, а не Yokohama. А во-вторых, в распоряжении команд есть сразу два вариант сликов — стандартные и мягкие. Последние можно использовать лишь в одной гонке уик-энда, и выбор нужно сделать заранее.

В числе условно «заводских» команд — семейная команда Team Dynamics Стива и Мэтта Нила, выступающая на хэтчбеках Honda Civic Type-R, коллектив West Surrey Racing с заднеприводными трехдверками BMW 125i, и Triple Eight Engineering с седанами MG 6 GT (эти машины под знаменитой в прошлом маркой выпускают в Китае). И если двигатели производства Honda и BMW для гонок готовит английская моторостроительная фирма Neil Brown Engineering, то на MG стоит «анонимный» мотор Swindon. В сезоне-2016 к этой троице присоединился коллектив Team BMR, раньше выставлявший пару Фольксвагенов: шеф команды Уоррен Скотт договорился с английским представителем Subaru, и команда подготовила четыре универсала Levorg. Четырехцилиндровый «оппозит» для них построен фирмой Mountune. Состав команды звездный — в ее составе сразу два двукратных чемпиона BTCC, Джейсон Плейто и Колин Тёркингтон. Но машина пока сырая — тестов перед стартом сезона не было вообще.

В квалификации перед первым этапом серии неожиданно лучшее время показал гонщик маленькой частной команды Speedworks Motorsport, Том Ингрем. 22-летний пилот единственным из участников вышел из 48 секунд на короткой Indy-конфигурации трассы.

Впереди — триумфатор первой гонки, Том Ингрэм на Тойоте Avensis

В первой гонке, когда машины участников еще не были снабжены балластом, Ингрем уверенно удерживал лидерство от старта и до самого финиша. Для 22-летнего гонщика, выступающего в BTCC третий сезон, это первая победа в карьере. Опытнейшие Гордон Шедден и Мэтт Нил по ходу заезда сократить отставание не могли, но и их преследователям догнать пару оранжевых Хонд было не под силу. А вот дальше, за места в первой десятке, всю гонку шла напряженная борьба — по три-четыре машины, бампер в бампер, дверь в дверь, за что и любят BTCC! Отдельно отметим четвертое и пятое места молодых гонщиков на MG, Эшли Саттона и Джоша Кука — проведенная в межсезонье работа позволила вдохнуть вторую молодость в машину, которая в прошлом сезоне скоростью не отличалась.

В этом эпизоде в начале второго заезда Ингрэм и Коллард оба потеряли шансы на победу

А вот во второй гонке, где порядок старта определяется по результатам первого заезда, Ингрему не повезло: Роб Коллард на BMW жестко атаковал, а Ингрем не смог не довести свою защиту до столкновения... Результат — сломанная задняя подвеска на Тойоте и старт с последнего места в третьем заезде. Так что победа Шеддена во втором заезде буквально сама упала ему в руки; его партнер Мэтт Нил спокойно доехал до финиша на втором месте. А вот распределение остальных мест в топ-10 было под вопросом до последних метров гоночной дистанции — а дополнительно смешал карты разлитый в одном из поворотов антифриз, из-за которого на газон вылетели сразу несколько машин. В итоге Арон Смит на Фольксвагене Passat CC все-таки защитил свою «бронзу» от притязаний Эндрю Джордана на Ford Focus ST от Motorbase Performance.

Заднеприводная техника в чемпионате находится в меньшинстве: это BMW 125i, Subaru Levorg и Audi A4

Любопытная деталь — принцип формирования стартовой решетки в третьей гонке уик-энда. Это классическая «обратная решетка», определяемая по итогам второй гонки. Но число позиций, которые разворачивают в обратном порядке, в BTCC не постоянно: конкретное число от 6 до 10 определяется при помощи жребия. Сделано все, чтобы гонщики не подгадывали с финишной позицией во второй гонке!

Старт третьей гонки едва не вылился в крупный завал из-за заглохшей машины Эшли Саттона — но обошлось. Стартовавший со второй позиции «частник» Адам Морган на Мерседесе буквально на первом круге успешно атаковал обладателя поул-позиции Сэма Тордоффа, пока на его заднеприводном BMW не успели прогреться шины. И не упустил лидирующую позицию до самого финиша, несмотря на выезд автомобиля безопасности, обнуливший его отрыв. На последних кругах 27-летний гонщик выдержал прессинг со стороны двух соперников на BMW — Сэма Тордоффа и Джека Гоффа.

Автодром Брэндс-Хэтч с его перепадом высот и пологими ходовыми поворотами обычно гарантирует интересную борьбу. На фото — Эндрю Джордан "отлавливает" свой Ford Focus после ошибки

После первого этапа личный зачет чемпионата возглавляет представитель Хонды Мэтт Нил. Его партнер по команде Гордон Шедден уступает ему четыре очка из-за прокола во второй гонке. Лучший из пилотов-частников — победитель финальной гонки уик-энда Адам Морган, занимающий третью позицию. Лидеры команды Silverline Subaru BMR Racing Колин Теркингтон и Джейсон Плейто смогли заработать несколько очков, но пока их машина нуждается в доводке — в частности, двигатель пока заметно уступает конкурентам.

Следующий этап BTCC состоится в ближайшие выходные в Донингтон-парке, а всего нынешний сезон включает 10 гоночных уик-эндов.

Календарь серии BTCC — 2016

Этап Трасса Дата
1 Брэндс-Хэтч, короткая конфигурация 2-3 апреля
2 Донингтон парк 16-17 апреля
3 Тракстон 7-8 мая
4 Оултон парк 4-5 июня
5 Крофт 18-19 июня
6 Снеттертон 30-31 июля
7 Нокхилл 13-14 августа
8 Рокингем 27-28 августа
9 Сильверстоун 17-18 сентября
10 Брэндс-Хэтч, кольцо Гран-При 1-2 октября

British Touring Car Championship — 2016
Положение после первого этапа

Место Гонщик Автомобиль Двигатель Команда Очки
1 Мэтт Нил Honda Civic Type-R Neil Brown / Honda Halfords Yuasa Racing 42
2 Гордон Шедден Honda Civic Type-R Neil Brown / Honda Halfords Yuasa Racing 38
3 Адам Морган Mercedes-Benz A-klasse Swindon/TOCA WIX Racing 37
4 Арон Смит Volkswagen Passat CC Swindon/TOCA BKR 32
5 Эндрю Джордан Ford Focus ST Mountune / Ford Ecoboost Pirtek Racing 32
6 Джек Гофф BMW 125i Neil Brown / BMW Team IHG Rewards Club 31
7 Эшли Саттон MG6 GT Swindon/TOCA MG RCIB Insurance Racing 29
8 Сэм Тордофф BMW 125i Neil Brown / BMW Team JCT600 with GardX 24
9 Том Ингрэм Toyota Avensis Swindon/TOCA Speedworks Motorsport 23
10 Роб Коллард BMW 125i Neil Brown / BMW Team JCT600 with GardX 20

Рекомендованные статьи