Броуновское движение GP2 на Сильверстоуне: у чемпионата – новый лидер, не выигравший ни одной гонки!
На Сильверстоуне прошел очередной этап молодежной серии GP2. Как и предполагалось, местная атмосфера подействовала на юные дарования соответствующим образом: даже самые записные «забияки» чинно и благородно наматывали круг за кругом, чеканя шаг. Но до чего же это было классно и непредсказуемо! Такие гонки все сильнее заставляют задуматься, почему именно в Формуле-1 на кону титул чемпиона мира? Если рассуждать логически, то такое звание просто обязано быть разыграно в максимально равных условиях, а в автоспорте результат слишком сильно зависит от техники. И как можно быть твердо уверенным, что тот или иной гонщик действительно лучше остальных, когда его команда чуть ли не на каждый Гран При привозит разные варианты антикрыльев, а уж про двигатели напоминать излишне. Честно ли определять чемпиона мира в таких условиях?
А вот в GP2 никто от «гонки вооружений» не страдает. Гоночные машины Dallara GP2/11, оборудованные 612-сильными четырехлитровыми моторами Mecachrome V8, пусть и уступают по производительности технике из японской серии Super Formula, но все же позволяют в более-менее равных условиях выявить сильнейшего. Да, у разных команд все-таки разные возможности, что отражается на работе гоночных инженеров и механиков, но разрывы в пелотоне вовсе не такие, как в самом элитном чемпионате. А какие азартные гонки порой получаются! И, судя по всему, будут получаться и в следующем году, так как техника в сезоне-2017 останется прежней.
Непредсказуемость для чемпионата, где соревнуются юные дарования, – нормальное явление, но в этом году она слишком долго водит за нос всех задававшихся вопросом, кто же на самом деле будет спорить за титул. Последние этапы, если отсеять случайное и отобрать существенное, говорят о мощном рывке со стороны команды Prema, гегемона европейской Формулы-3, дебютировавшей в GP2. Мощный ход набрал новичок серии, но уже весьма опытный итальянский гонщик Антонио Джовинацци. А участник программы поддержки Red Bull Пьер Гасли с самого начала сезона ходит в фаворитах. До последнего времени ему все никак не удавалось зацепиться за победу – и вот на Сильверстоуне, что называется, прорвало. В субботу француз стал восьмым пилотом, кто в этом году поднимался на верхнюю ступень подиума – и это при том, что прошло всего девять гонок! Лишь Джовинацци в Баку удалось оформить редкий для этой серии дубль.
Гасли же победил, можно сказать, в стиле Формулы-1: максимум стратегии и минимум обгонов (по сравнению с тем, что творили гонщики, финишировавшие за его спиной). Пьер стартовал на мягком типе шин, сменил их как можно раньше, оказался на свободной трассе и напечатал несколько быстрых кругов, пока проводившие первый отрезок на жестком протекторе отнимали друг у друга время, борясь между собой в плотной группе. Но зато какая же это была борьба!
И очень приятно, что главную роль в этом мастер-классе по обгонам сыграл наш Артем Маркелов. Россиянин проводит уже третий сезон в GP2 и постоянно прогрессирует. В этом году он значительно подтянул свои выступления в квалификации – тот элемент, что ранее мешал показывать Артему высокие результаты. Тем более вдвойне обидно, что именно на Сильверстоуне Маркелову квалифицироваться высоко не удалось. Несколько кругов у него ушло на то, чтобы догнать группу из Нормана Нато, Джордана Кинга, Алекса Линна, Рафаэлле Марчьелло и Митчелла Эванса – всех ведущих представителей класса. И потом начался спектакль. Артем принялся обгонять в своем излюбленном стиле: везде, где только можно! Одним махом позади остались приехавший в Англию лидером чемпионата Марчьелло и Эванс. Линн чуть было не остался с носом на входе в связку Мэгготс-Беккетс! Маркелов, буквально по самому краю трассы, опередил и Кинга, тем самым выйдя на первое место среди тех, кто стартовал на жестком типе. И при этом Артем каким-то образом умудрился сохранить шины в рабочем состоянии!
И как же жаль, что на пит-стопе москвича поджидала очередная заминка. Механики уже несколько раз портили Артему гонку – взять хотя бы предыдущий этап в Австрии. Вот и на этот раз закручивание гайки на переднем левом колесе отняло столько времени, что на трассу россиянин выехал за пределами первой десятки. В то время, когда Эванс, до остановки поверженный Маркеловым, вышел на четвертое место, Артем смог разве что догнать Марчьелло, да так за ним и остался, заняв 10-ю позицию. Разумеется, представители команд смотрят не на статистику, а на данные телеметрии, и даже при нынешнем раскладе в личном зачете у нашего гонщика неплохой шанс пойти на повышение. Конечно, нужно быть реалистом – в Формуле-1 все места уже заняты; но ведь на ней весь свет клином не сошелся. Есть, как минимум, чемпионат FIA WEC, где тому же Эвансу уже предоставили возможность проехаться за рулем чемпионского купе Porsche 919. А нынешний сезон показывает, что Артем, в принципе, и не уступает новозеландцу.
Что касается распределения мест на подиуме субботнего заезда, то компанию Гасли составили Антонио Джовинацци и Оливер Роуланд, тоже уходившие в бой на мягком типе шин. Итальянец допустил пробуксовку на старте и провалился в район 10 места, куда постепенно отступил и англичанин – мягкий протектор не позволял идти быстро. «Переобувшись», этот дуэт оказался разбит, так как Антонио потерял время на пит-стопе, ожидая, пока мимо него не проедет длинная вереница гонщиков. Но на финальных кругах они встретились снова. При этом Роуланд израсходовал свой жесткий тип быстрее, чем Джовинацци, который на финише долго прессинговал соперника и в итоге провел успешную атаку по внешнему радиусу в затяжном последнем повороте трассы.
Сергей Сироткин квалифицировался пятым, но команда Art Grand Prix не привезла машину на техническую инспекцию после сессии, за что гонщика наказали стартом с пит-лейна. По ходу заезда россиянину так и не удалось выбраться из подвала зачетной ведомости. Спринт прошел не лучше, так как в самом его начале Сергей умудрился «найти» в пелотоне Артема Маркелова, на сей раз провалившего старт. Судьи даже разбирались, не выбил ли Артем соотечественника, но в итоге решили, что это был гоночный инцидент. Сироткину пришлось заезжать на пит-стоп для замены пробитой шины, а Маркелов не успел наверстать упущенное на старте и финишировал лишь 12-м…
Сражение же за лидерство в воскресном спринтерском заезде проходило примерно по тому же сценарию, что и в субботу. Стартовавший первым Джордан Кинг уверенно захватил лидерство и довел дело до победы. У остальных же почти вся гонка ушла на плотные сражения – и для этого не нужно было никакого дождя! По ходу заезда падала температура асфальта, что сказывалось на поведении машин, настроенных по-разному. В итоге лучшим из остальных оказался новичок серии Лука Гьото, под финиш даже подобравшийся к Кингу, но не рискнувший провести атаку под разошедшимся дождиком. Впрочем, до этого молодой пилот успел мастерски разобраться с гонщиками покрупнее калибром, что оставило от выступлений самые положительные впечатления. На третье место претендовал напарник Сироткина по Art Grand Prix Нобухару Мацусита, вернувшийся в строй после дисквалификации за чудачества в Баку, однако японец из-за собственной ошибки пропустил на третье место Оливера Роуланда, который стал новым лидером чемпионата. При этом в активе британца нет ни одной победы – всего лишь одно «серебро»!
Что касается Кинга, то после его второй победы, да еще и на фоне слабых выступлений более опытного напарника Нормана Нато, все выше шансы увидеть молодого британца в Формуле-1 уже в следующем году. Дело в том, что отец Джордана – бывший управляющий крупной британской сети супермаркетов и, по совместительству, председатель команды Manor. Так что, из всего броуновского движения, на которое в этом году так похожа ситуация в личном зачете GP2, уже начинает вырисовываться более-менее ясная картина.
Роуланд, Кинг и остальные многочисленные претенденты на чемпионство постараются закрепить свои позиции и вновь зарядить положительными эмоциями болельщиков 23-24 июля, когда молодежная серия будет гостить на Хунгароринге – трассе, где «большие ребята» редко радуют многочисленными обгонами.
Чемпионат GP2
Положение после пяти этапов
Личный зачет
Место | Гонщик | Страна | Очки |
---|---|---|---|
1 | Оливер Роуланд | Великобритания | 79 |
2 | Антонио Джовинаци | Италия | 78 |
3 | Пьер Гасли | Франция | 74 |
4 | Раффаэле Марчьелло | Италия | 72 |
5 | Митч Эванс | Новая Зеландия | 70 |
6 | Норман Нато | Франция | 65 |
7 | Джордан Кинг | Великобритания | 64 |
8 | Артем Маркелов | Россия | 55 |
9 | Алекс Линн | Великобритания | 51 |
10 | Нобухару Мацусита | Япония | 46 |
11 | Сергей Сироткин | Россия | 40 |
Командный зачет
Место | Команда | Страна | Очки |
---|---|---|---|
1 | Prema Racing | Италия | 152 |
2 | Racing Engineering | Испания | 129 |
3 | Russian Time | Россия | 127 |
4 | Campos | Испания | 94 |
5 | ART Grand Prix | Франция | 86 |
6 | MP Motorsport | Нидерланды | 85 |
7 | DAMS | Франция | 72 |
8 | Trident | Италия | 38 |
9 | Carlin | Великобритания | 33 |
10 | Arden International | Великобритания | 12 |