На кибитках за приключениями: как крупнейшая квадросерия страны отметила юбилей

Фото: Денис Бушковский | Лина Арнаутова | организаторы

Что такое кибитка? В понимании простого обывателя — это крытая повозка на конной тяге, которая служит жилищем кочевникам. Но гонщики, которые выступают в ралли-рейдах, ныне вкладывают в это понятие совсем другой смысл. Слово «кибитка» на их жаргоне означает легкий полноприводный мотовездеход, и эти самые кибитки сегодня стали одним из самых экстремальных инструментов для покорения бездорожья!

Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать на любом из этапов соревнований Can-Am X Race. Крупнейшая квадросерия страны, которая в свое время начиналась с гонок по болотам, сегодня исповедует более скоростную идеологию и проводится в формате ралли-рейдов. Но техническая основа остается прежней — это квадроциклы и мотовездеходы различных групп подготовки, изначально предназначенные для активного отдыха.

Самые доступные двухместные машины — категории SSV Standart: здесь почти не допускается переделок. Мотовездеходы класса SSV Sport уже могут быть шире базовой модели, однако они еще сохраняют стандартную подвеску и колеса. Ну а самые быстрые машины относятся к категории SSV Super Sport: двухметровая ширина, длинноходные гоночные амортизаторы и форсированный свыше 250 л.с. литровый турбодвигатель позволяют творить чудеса! Даже с вариатором такая кибитка разгоняется до «сотни» меньше чем за пять секунд и при этом легко проглатывает такие неровности, на которых любая другая гоночная техника просто бы развалилась.

Не верите? Спросите у пилотов и штурманов легендарной команды КАМАЗ-Мастер, которые в этом году поддерживали гоночную форму на трассах Can-Am X Race. Такие старты ощутимо дешевле, чем тренировки на грузовиках, а скоротечные гонки, состоящие из спецучастков протяженностью по 70—90 километров, не дают пилотам и штурманам расслабляться ни на секунду. К слову, камазовские пилоты Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов сумели выиграть у привычных лидеров Can-Am X Race несколько скоростных отрезков, однако на подиум удалось подняться только последнему из них — напора других гонщиков «синей армады» не выдерживала техника.

Эдуард Николаев (слева) и его штурман Дмитрий Никитин: сверим наши часы!

Камазовцы далеко не единственные представители других дисциплин автоспорта, которые прикипели душой и сердцем к кибиткам. Сегодня в Can-Am X Race на постоянной основе участвуют и призер этапов чемпионата Европы по ралли-кроссу Тимур Шигабутдинов, и завсегдатай Российской серии кольцевых гонок Ирек Миннахметов, и победитель Дакара в классе квадроциклов Сергей Карякин. Ну а многостаночник из Татарстана Раис Минниханов, с одинаковым успехом выступающий в ралли-кроссе, трековых и ледовых гонках, в этом сезоне стал на кибитке обладателем Кубка России: в классе мотовездеходов, понятное дело, разыгрываются и официальные соревнования вплоть до уровня Кубка мира.

Воспитанник Can-Am X Race Федор Воробьев сегодня лидирует на своей кибитке в Кубке мира, однако и «альма-матер» не забывает: москвич выиграл финальный этап серии в Астрахани

Юбилейный, десятый по счету сезон Can-Am X Race подарил ее участникам приключения на любой вкус. Лесные и полевые грунтовки Татарстана, роскошные трехмерные дороги Карелии, пески и степи Астраханской области со сложной навигацией — каких испытаний здесь только не было! Благодаря разнообразию трасс и примерно равным характеристикам машин интрига во всех классах сохранялась до последнего. Ну а зачет по всем трем этапам позволил отличиться в серии тем, кто смог совместить свою скорость с умением избежать технических проблем. Например, в абсолютном зачете быстрее всех по ходу сезона были опытные Ирек Миннахметов, Сергей Карякин и молодой Игорь Чагин — сын многократного победителя Дакара Владимира Чагина. Однако титул взял Алексей Бердинских из Подмосковья, который не выиграл ни одного этапа, но все время держался в группе лидеров и лучше всех минимизировал потери от неисправностей техники.

Уже сейчас Can-Am X Race де-факто превратилась в международный гоночный фестиваль — в серии принимают участие спортсмены из Казахстана, Украины, Латвии и Беларуси. А в планах организаторов из российского представительства компании BRP, которая выпускает канадскую технику для активного отдыха, еще больше расширить географию, привлекая гонщиков не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья. Именно поэтому спорта в Can-Am X Race 2020 должно стать еще больше: соревнования в Татарстане и Башкирии станут уже не двухдневными, а трехдневными, а общая протяженность их спецучастков может приблизиться к отметке в тысячу «боевых» километров!

Открытая внедорожная квадросерия Can-Am X Race
Итоговое положение среди пилотов
Абсолютный зачет

Место Пилот Город Техника Очки
1 Алексей Бердинских Останкино Can-Am Maverick X3 X RS 229,6
2 Сергей Карякин Екатеринбург Can-Am Maverick X3 212,8
3 Ирек Миннахметов Казань Can-Am Maverick X3 X RS 204,4

Класс SSV Super Sport

Место Пилот Город Техника Очки
1 Алексей Бердинских Останкино Can-Am Maverick X3 X RS 291,4
2 Александр Гатиятулин Тюмень Can-Am Maverick X3 X RS 239,8
3 Айдар Мадьяров Казань Can-Am Maverick X3 X DS 204,4

Класс SSV Sport

Место Пилот Город Техника Очки
1 Анатолий Кузнецов Воткинск Can-Am Maverick X3 X DS 220
2 Артем Востряков Екатеринбург Can-Am Maverick X3 190,8
3 Азат Минниханов Казань Can-Am Maverick X3 X DS 134

Класс SSV Standart

Место Пилот Город Техника Очки
1 Рустем Ахметшин Казань Polaris RZR XP 1000 EPS 121,6
2 Фарит Губаев Ижевск Can-Am Maverick 1000R X RS 103
3 Алмаз Магфуров Казань Polaris RZR XP 1000 EPS 100

Класс ATV

Место Пилот Город Техника Очки
1 Владимир Макеев Пенза Can-Am Outlander 1000 XT-P 292
2 Алексей Зверев Рыбинск RM 800 243,4
3 Иван Решетнюк Екатеринбург СFMOTO X10 EPS 214,4

Рекомендованные статьи