На кибитках за приключениями: как крупнейшая квадросерия страны отметила юбилей
Что такое кибитка? В понимании простого обывателя — это крытая повозка на конной тяге, которая служит жилищем кочевникам. Но гонщики, которые выступают в ралли-рейдах, ныне вкладывают в это понятие совсем другой смысл. Слово «кибитка» на их жаргоне означает легкий полноприводный мотовездеход, и эти самые кибитки сегодня стали одним из самых экстремальных инструментов для покорения бездорожья!
Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать на любом из этапов соревнований Can-Am X Race. Крупнейшая квадросерия страны, которая в свое время начиналась с гонок по болотам, сегодня исповедует более скоростную идеологию и проводится в формате ралли-рейдов. Но техническая основа остается прежней — это квадроциклы и мотовездеходы различных групп подготовки, изначально предназначенные для активного отдыха.
Самые доступные двухместные машины — категории SSV Standart: здесь почти не допускается переделок. Мотовездеходы класса SSV Sport уже могут быть шире базовой модели, однако они еще сохраняют стандартную подвеску и колеса. Ну а самые быстрые машины относятся к категории SSV Super Sport: двухметровая ширина, длинноходные гоночные амортизаторы и форсированный свыше 250 л.с. литровый турбодвигатель позволяют творить чудеса! Даже с вариатором такая кибитка разгоняется до «сотни» меньше чем за пять секунд и при этом легко проглатывает такие неровности, на которых любая другая гоночная техника просто бы развалилась.
Не верите? Спросите у пилотов и штурманов легендарной команды КАМАЗ-Мастер, которые в этом году поддерживали гоночную форму на трассах Can-Am X Race. Такие старты ощутимо дешевле, чем тренировки на грузовиках, а скоротечные гонки, состоящие из спецучастков протяженностью по 70—90 километров, не дают пилотам и штурманам расслабляться ни на секунду. К слову, камазовские пилоты Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов сумели выиграть у привычных лидеров Can-Am X Race несколько скоростных отрезков, однако на подиум удалось подняться только последнему из них — напора других гонщиков «синей армады» не выдерживала техника.
Эдуард Николаев (слева) и его штурман Дмитрий Никитин: сверим наши часы!
Камазовцы далеко не единственные представители других дисциплин автоспорта, которые прикипели душой и сердцем к кибиткам. Сегодня в Can-Am X Race на постоянной основе участвуют и призер этапов чемпионата Европы по ралли-кроссу Тимур Шигабутдинов, и завсегдатай Российской серии кольцевых гонок Ирек Миннахметов, и победитель Дакара в классе квадроциклов Сергей Карякин. Ну а многостаночник из Татарстана Раис Минниханов, с одинаковым успехом выступающий в ралли-кроссе, трековых и ледовых гонках, в этом сезоне стал на кибитке обладателем Кубка России: в классе мотовездеходов, понятное дело, разыгрываются и официальные соревнования вплоть до уровня Кубка мира.
Воспитанник Can-Am X Race Федор Воробьев сегодня лидирует на своей кибитке в Кубке мира, однако и «альма-матер» не забывает: москвич выиграл финальный этап серии в Астрахани
Юбилейный, десятый по счету сезон Can-Am X Race подарил ее участникам приключения на любой вкус. Лесные и полевые грунтовки Татарстана, роскошные трехмерные дороги Карелии, пески и степи Астраханской области со сложной навигацией — каких испытаний здесь только не было! Благодаря разнообразию трасс и примерно равным характеристикам машин интрига во всех классах сохранялась до последнего. Ну а зачет по всем трем этапам позволил отличиться в серии тем, кто смог совместить свою скорость с умением избежать технических проблем. Например, в абсолютном зачете быстрее всех по ходу сезона были опытные Ирек Миннахметов, Сергей Карякин и молодой Игорь Чагин — сын многократного победителя Дакара Владимира Чагина. Однако титул взял Алексей Бердинских из Подмосковья, который не выиграл ни одного этапа, но все время держался в группе лидеров и лучше всех минимизировал потери от неисправностей техники.
Уже сейчас Can-Am X Race де-факто превратилась в международный гоночный фестиваль — в серии принимают участие спортсмены из Казахстана, Украины, Латвии и Беларуси. А в планах организаторов из российского представительства компании BRP, которая выпускает канадскую технику для активного отдыха, еще больше расширить географию, привлекая гонщиков не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья. Именно поэтому спорта в Can-Am X Race 2020 должно стать еще больше: соревнования в Татарстане и Башкирии станут уже не двухдневными, а трехдневными, а общая протяженность их спецучастков может приблизиться к отметке в тысячу «боевых» километров!
Открытая внедорожная квадросерия Can-Am X Race
Итоговое положение среди пилотов
Абсолютный зачет
Место | Пилот | Город | Техника | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Алексей Бердинских | Останкино | Can-Am Maverick X3 X RS | 229,6 |
2 | Сергей Карякин | Екатеринбург | Can-Am Maverick X3 | 212,8 |
3 | Ирек Миннахметов | Казань | Can-Am Maverick X3 X RS | 204,4 |
Класс SSV Super Sport
Место | Пилот | Город | Техника | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Алексей Бердинских | Останкино | Can-Am Maverick X3 X RS | 291,4 |
2 | Александр Гатиятулин | Тюмень | Can-Am Maverick X3 X RS | 239,8 |
3 | Айдар Мадьяров | Казань | Can-Am Maverick X3 X DS | 204,4 |
Класс SSV Sport
Место | Пилот | Город | Техника | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Анатолий Кузнецов | Воткинск | Can-Am Maverick X3 X DS | 220 |
2 | Артем Востряков | Екатеринбург | Can-Am Maverick X3 | 190,8 |
3 | Азат Минниханов | Казань | Can-Am Maverick X3 X DS | 134 |
Класс SSV Standart
Место | Пилот | Город | Техника | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Рустем Ахметшин | Казань | Polaris RZR XP 1000 EPS | 121,6 |
2 | Фарит Губаев | Ижевск | Can-Am Maverick 1000R X RS | 103 |
3 | Алмаз Магфуров | Казань | Polaris RZR XP 1000 EPS | 100 |
Класс ATV
Место | Пилот | Город | Техника | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Владимир Макеев | Пенза | Can-Am Outlander 1000 XT-P | 292 |
2 | Алексей Зверев | Рыбинск | RM 800 | 243,4 |
3 | Иван Решетнюк | Екатеринбург | СFMOTO X10 EPS | 214,4 |