Дакар и Africa Race — за чем и за кем следить российскому болельщику?
В воздухе запахло новогодними праздниками. А значит, ралли-рейдовые команды со всего мира вот-вот стартуют в главной гонке сезона — марафоне Дакар, который последние девять лет проходит в Латинской Америке. На этот раз легендарные соревнования стартуют 6 января в столице Перу, Лиме, а финишируют двумя неделями позже в Аргентине, в городе Кордоба. Таким образом, маршрут нынешнего Дакара сразу начинается с песков, а в середине дистанции гонщиков ждет почти что пятидневное испытание высокогорьем в Боливии.
А чуть раньше на Черном континенте завершится гонка Africa Race. Маршрут этих двухнедельных соревнований проложен по территории трех стран — Марокко, Мавритании и Сенегала. То есть, буквально по тем же самым местам, где раньше, до вынужденного переезда в Южную Америку, проходил «классический» Дакар.
В этом году в южноамериканском Дакаре готовится стартовать 92 экипажа на легковых автомобилях. Среди них всего два российских дуэта — из калининградской команды Konturterm Racing. Бизнесмен Сергей Шихотаров, дебютировавший в Дакаре год назад, сядет за руль прототипа Toyota FJ Cruiser, а его сын Иван будет пилотировать прошлогоднюю машину отца — пикап Toyota Hilux. Прокладывать маршрут Сергею будет штурман Андрей Самарин, также начинавший спортивную карьеру в трофи-рейдах, а Ивану — рижанин Олег Уперенко.
Основным претендентом на победу в нынешнем Дакаре выглядит, конечно, заводская команда Peugeot Sport. С прошлого года французы вновь модернизировали свои багги Peugeot 3008 DKR. Эти заднеприводники выделяются сочетанием небольшого веса, огромных ходов подвесок, системы подкачки шин и мощного турбодизеля V6 3.0. Да и пилотский состав у Peugeot — настоящая «дрим-тим»: тут и тринадцатикратный победитель Дакара Стефан Петерансель, и девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Лёб, и триумфатор Дакара-2010 Карлос Сайнс, и Сириль Депре, пять раз выигрывавший легендарный марафон на мотоцикле.
Составить конкуренцию французам готовится немецкая команда X-raid, построившая к этому розыгрышу Дакара свой дизельный заднеприводник с мотором BMW. На Mini John Cooper Works Buggy поедут финн Микко Хирвонен, американец Брайс Мензис и саудовец Язид Аль-Раджи. Правда, их шансы на победу не кажутся высокими: новая машина пока не прошла ни одной гонки и может банально оказаться «сырой». А традиционные полноприводные Mini уж слишком уступают французским багги в скорости. Хотя поведут технику 4х4 от Х-raid в бой тоже опытные пилоты — аргентинец Орландо Терранова, испанец Нани Рома и поляк Якуб Пжигонский.
Кто наверняка будет прессинговать гонщиков Peugeot Sport, так это Нассер Аль-Аттия. Катарец второй год подряд выступает на пикапе Hilux заводской команды Toyota Gazoo Racing SA. Недостатки автомобиля он способен компенсировать своим выдающимся мастерством и выверенным риском. Да и южноафриканские инженеры провели большую работу по совершенствованию конструкции Тойоты. Наверняка стоит ждать хорошего выступления и от коллеги Нассера по команде, Жиниеля де Вильерса. Южноафриканец славится выдающейся надежностью: он финишировал во всех четырнадцати Дакарах, в которых участвовал, и был победителем марафона в 2009-м. А еще де Вильерс четырежды занимал призовые места, имея заведомо более слабую технику, чем у конкурентов.
Конечно, основное внимание российских болельщиков традиционно приковано к грузовому зачету Дакара, где выступает камазовская дружина. На этот раз в гонке поедут четыре экипажа на бело-голубых грузовиках: прошлогодний победитель Эдуард Николаев, чемпион-2015 Айрат Мардеев, а также Дмитрий Сотников и Антон Шибалов. Все машины — традиционной для КАМАЗа бескапотной компоновки, но различия между ними есть. Так, на грузовике Сотникова установлен экспериментальный рядный мотор объемом 13 литров, тогда как на остальных — привычный двигатель Liebherr V8 объемом 16,2 литра.
В предыдущие годы основными соперниками камазовцев были гонщики заводской команды Iveco. Но на этот раз итальянско-голландский коллектив выступает сокращенным составом: его руководитель, двукратный победитель Дакара Жерар де Рой, решил выступать в марафоне Africa Race. Вместе с ним на Черный континент отправится экипаж Вуфа ван Гинкеля. Де Рой надеялся сразиться в африканских песках с камазовцами, однако в этот раз российская команда решила не распылять свои силы и сосредоточиться на более престижном Дакаре. Тем не менее, Iveco в Южной Америке не стоит списывать со счетов — на борьбу с дружиной из Набережных Челнов нацелены многоопытный аргентинец Федерико Виллагра, Артур Ардавичус из Казахстана и голландец Тон ван Генутген.
Стоит держать на заметке и еще несколько быстрых пилотов: например, голландца Мартина ван ден Бринка на капотном Renault Sherpa (год назад он выиграл один этап), чехов Мартина Коломы (на Татре Phoenix с кабиной от DAF) и Алеша Лопраиса (на капотнике Tatra T815). Будем болеть и за три «грузовых» экипажа из братской Беларуси, которые поведут в бой мазовцы Сергей Вязович, Александр Василевский и Алексей Вишневский.
В классе квадроциклов вновь выйдет на старт россиянин Сергей Карякин —прошлогодний победитель Дакара остался верен технике марки Yamaha. Но соперники у екатеринбуржца будут очень серьезные: прежде всего это победитель Дакара-2014 Игнасио Касале из Чили и легендарный Рафал Соник — в активе у 51-летнего поляка победа в 2015 году, серебро и две бронзы. Добавим сюда молодого аргентинца Джеремиаса Гонсалеса Фериоли (второе место в 2015 году), его бывалого земляка Пабло Копетти и быстрого боливийца Вальтера Носилью. Сильно выступить могут также французы — Симон Витс (в 2017-м до схода он боролся с Карякиным) и прошлогодний дебютант Аксель Дютрие, сходу финишировавший пятым. А еще на Дакаре-2018 дебютируют квадроциклисты из Казахстана — Максим Антимиров и Дмитрий Шилов.
Обновленный квадроцикл Сергея Карякина
Предсказать исход гонки в мотоциклетном зачете — задача сложная: аж 142 участника, и из них почти десяток чрезвычайно сильных спортсменов на прекрасно подготовленной технике от заводских и полузаводских команд. Тут и победитель Дакара-2017, англичанин Сэм Сандерленд (KTM), и серебряный призер той же гонки Маттиас Валкнер (KTM) из Австрии, и один из героев Дакара-2015, португалец Пауло Гонсальвес (Honda), и вся тройка призеров 2016 года — Тоби Прайс (KTM) из Австралии, словенец Стефан Свитко (KTM) и Пабло Квинтанилла (Husqvarna) из Чили. А вот российских мотогонщиков в этом году в Южной Америке не будет.
Марафон Africa Race, конечно, уступает Дакару и по уровню участников, и по их количеству, и по престижности. Но не по качеству маршрута! Многокилометровые спецучастки в марокканских и мавританских пустынях год от года привлекают все больше участников. И сейчас число экипажей, заявленных в Africa Race на автомобилях и мотовездеходах, уже достигло сорока пяти.
В этом году африканскую гонку вновь предпочел Дакару один из самых успешных российских марафонцев, Владимир Васильев. Напомним, что обладатель Кубка мира 2014 года уже участвовал в Africa Race в прошлом сезоне, и завершил ее впечатляющей победой. По словам штурмана петербуржца, Константина Жильцова, после пропуска половины сезона-2017 ехать на Дакар не имело смысла. «Пять дней на высокогорье дали бы слишком большую нагрузку на организм, а в африканских песках можно хорошо подготовиться к новому сезону». Российский дуэт выведет на старт привычную технику — дизельный прототип Mini All4Racing.
Кроме того, в Африку отправятся еще три наших быстрых пилота. Обладатель Кубка России Андрей Рудской сядет за руль бензинового прототипа G-Force, Денис Кротов поведет «в бой» дизельный BMW X3, а чемпион страны Алексей Титов выведет на старт пикап Ford F-150 Raptor «серийной» категории T2.
Африканская гонка привлекла внимание и сильных европейцев, для которых участие в Дакаре чересчур накладно или просто не приносит удовлетворения. В частности, в путь к Розовому озеру в Сенегале отправятся французские баггисты Матье Серрадори, Лионель Бо и Паскаль Томас, которые уже принимали участие в южноамериканском марафоне, а также постоянные участники Кубка мира, чех Мирослав Заплетал и румын Костел Казунеану.
В мотоциклетном и квадрозачете Africa Race в общей сложности стартует 38 спортсменов. Главная звезда — это норвежец Пал-Андерс Уллевастер, серебряный призер Дакара-2010. Готовится к гонке и один гонщик из России: уже в третий раз на старт африканского марафона выйдет Дмитрий Агошков на KTM. В 2016 году тольяттинец финишировал четвертым, но в прошлом году сошел из-за поломки мотоцикла.
А еще в марафоне стартует 25 грузовиков. Конечно, многие из них — заурядные технички, но в этом году африканские пески решил опробовать лично Жерар де Рой — руководитель и пилот заводской команды Petronas Team De Rooy Iveco. А это значит — скучно точно не будет!