Дакаровцы в северном лесу: в Карелии прошел первый этап Кубка мира по ралли-рейдам

Фото: Михаил Ласточкин | организаторы

Первая после Дакара ралли-рейдовая гонка в международном календаре прошла в минувшие выходные в Карелии.

Баха «Россия — Северный Лес», единственный на сегодняшний день международный снежно-ледовый ралли-рейд, проводится с 2003 года. В 2009-2010 году гонка в окрестностях Санкт-Петербурга была этапом Кубка FIA по бахам. В 2011-2012 гг. соревнования по разным причинам не проводились, а в 2014-м детище Руслана Мисикова переехало в Карелию, получив заодно статус этапа Кубка мира по ралли-рейдам.

На старт нынешней бахи вышел 31 экипаж в международном зачете и зачете Чемпионата России. По сравнению с прошлым годом число российских спортсменов снизилось по понятным причинам экономического свойства, а вот количество иностранцев, напротив, немного выросло. Впрочем, и их число уступает другим гонкам Кубка мира. Причины тому — вполне объективные: тут и малый запас времени на восстановление машин после Дакара, и сложности с логистикой и пересечением границы, и статус гонки. Ведь на коротких бахах экипажи получают вдвое меньше очков, чем на многодневных марафонах, и потому многие спокойно игнорируют неудобные для себя соревнования.

Самые дальние гости Северного леса пожаловали из Латинской Америки
Среди зарубежных участников можно было обнаружить не только финнов Йоуни Ампую, Тони Гардемайстера или Тапио Лауронена, латышей Алдиса Вилцанса и Мариса Нейкшанса, но и гостей из Латинской Америки — бразильца Рейнальдо Варела, венесуэльца Нунцио Кофарро или аргентинца Фернандо Альвареса Кастеллано. Финны выступали на технике латвийской команды RE Autoklub, Марис Нейкшанс сел за руль малоизвестного полноприводника конструкции Жана-Луи Шлессера (машину приобрел владелец команды Nart Time Руслан Мисиков), а Рейнальдо Варела выступал на восьмицилиндровом пикапе G-Force Proto конструкции Бориса Гадасина «из-под» Богдана Новицкого.

Прототип Schlesser Original, на котором в Карелии выступал Марис Нейкшанс, в судейских протоколах значился как Volkswagen 7JO. Хотя от Фольксвагена в нем — разве что эмблема на радиаторной решетке!
Короткий пролог протяженностью всего 19 километров быстрее всех прошел Марис Нейкшанс на шлессеровском прототипе — гонщик из Бауски не раз становился чемпионом Латвии по классическому ралли, и этот опыт пригодился ему на ровных, быстрых и скользких дорогах Карелии. Несмотря на переворот по ходу спецучастка, всего десять секунд уступил латышу Тапио Лауронен на Mitsubishi Pajero. Бразилец Рейнальдо Варела, несмотря на непривычные условия, был четвертым (позиция в зачете Кубка мира — вторая). Владимир Васильев на Mini All4Racing постройки команды X-Raid открывал трассу, и был вынужден «работать бульдозером» — оттого и время лишь шестое.

Победитель гонки в зачете чемпионата Росии Тапио Лауронен отлично знаком с Северным Приладожьем — в этой части Карелии у него лесной бизнес
Когда гонщики финишировали на полноценном СУ2 длиной около 180 километров, протоколы чемпионата России возглавлял уже Тапио Лауронен. Лучшее время в зачете Кубка мира показал Владимир Васильев, уступивший финскому экипажу 1 минуту 36 секунд. Тем самым пилот команды G-Energy Team отыграл немного времени у Мариса Нейкшанса, но латыш сохранил лидерство в зачете Кубка мира с отрывом всего в 10 секунд. Варела из-за штурманской ошибки потерял на трассе около минуты, но показал достойное четвертое время (и третье в зачете Кубка мира). А вот известный польский рейдовик Марек Дамбровский лишился привода на передние колеса и из-за этого в одном только броду потерял около получаса: борьба за очки им была безнадежно проиграна...

До визита в сугроб Рейнальдо Варела мог расчитывать на призовое место. И все равно гонка бразильцу понравилась!
Во второй день гонки Нейкшанс рисковал, чтобы оторваться от Васильева: «Ехали сегодня быстро, я очень старался, весь доп проехали как раллийный спецучасток. В одном месте чуть не перевернулись через капот!» — рассказал на финише латыш. Раллисту из Прибалтики удалось задуманное — в итоге он выиграл и доп, и всю гонку в зачете Кубка мира. 376 километров дистанции по лесным извилистым дорогам победитель прошел со средней скоростью свыше 95 км/ч. «Будь это пески, я бы наверняка уступил многим опытным спортсменам. Но такие дороги, как здесь, я отлично понимаю» — прокомментировал Нейкшанс. Чуть больше минуты уступил ему серебряный призер прошлогоднего Кубка мира Владимир Васильев. Ну а «золото» первого этапа чемпионата Росии все-таки досталось Тапио Лауронену, которого на финише отделили от Нейкшанса всего пять секунд. Кстати, в роли штурмана финну впервые ассистировал его сын Тони.

Победитель гонки в зачете Кубка мира, Марис Нейкшанс. В Карелии ему ассистировал известный российский рейдовый штурман Антон Николаев
Рейналдо Варела упустил верную «бронзу» в «мировом» зачете, засадив свой G-Force Proto на бруствер и потеряв на этом 25 минут. В результате третье место в международном зачете занял экипаж Андрея и Владимира Новиковых на самом новом прототипе G-Force Proto New Line +. Правда, семейный экипаж уступил обладателю «серебра» Владимиру Васильеву свыше 15 минут.

Одна из двух машин «стандартного» класса T2, добравшихся до финиша — Ford Raptor Александра Теретьева
В «серийном» зачте Т2 Кубка мира стартовало лишь два экипажа, а лидерами от начала и до конца были Александр Терентьев и Алексей Беркут на мощном пикапе Ford F-150 Raptor. Ну а первое место в категории Т3 и седьмое место в «абсолюте» занял экипаж дебютанта рейдовых соревнований, поляка Арона Домзалы на «сайд-бай-сайде» Polaris.

Арон Домзала, на удивление, смог привести свой «сайд-бай-сайд» к финишу в топ-10 абсолютного зачета. Впрочем, поляк до этого тоже занимался ралли...
Следующий этап Кубка мира состоится в начале апреля — это будет классическая многодневная гонка в аравийской путыне, Abu Dhabi Desert Challenge.

Баха Россия — Северный лес 2016
Кубок мира по ралли-рейдам, 1-й этап
Чемпионат России по ралли-рейдам, 1-й этап
Сортавальский и Суоярвский районы Республики Карелия, 21-22 февраля
Стартовал 31 экипаж, классифицировано 26
Дистанция СУ: 376,5 км
Место Место
в КМ
Место
в ЧР
Экипаж Страна Автомобиль Класс Время
1 1 Т. Лауронен / Т. Лауронен Финляндия Mitsubishi Pajero T1 3:49.37
2 1 2 М. Нейкшанс / А. Николаев Латвия / Россия Volkswagen 7JO T1 +0.05
3 2 3 В. Васильев / К. Жильцов Россия Mini All4Racing T1 +1.18
4 3 4 А. Новиков / В. Новиков Россия G-Force Proto New Line T1 +16.23
5 4 5 А. Рудской / Е. Загороднюк Россия G-Force Proto New Line + T1 +27.51
6 5 6 (1)* А. Вилцанс / А. Рудницкий Латвия / Белоруссия Mitsubishi L200 RS (T1)** +42.30
7 6 7 А. Черкесов / А. Шевелев Россия Nissan NP300 Pick-Up T1 +43.03
8 7 А. Домзала / Ш. Господарчик Польша Polaris RZR 1000 T3 +45.47
9 8 (2)* Л. Панфилов / Р. Замалетдинов Россия ГАЗ 33027 RS +52.18
10 9 (3)* М. Кирпилев / В. Шмайлов Россия Toyota Land Cruiser 80 RS +52.53
11 8 10 В. Фролов / И. Петенко Россия Nissan NP300 Pick-Up T1 +53.20
12 9 Р. Варела / Г. Гужельмин Бразилия G-Force Proto T1 +55.41
...14 11 (1)* 11 (1)* А. Терентьев / А. Беркут Россия Ford F-150 Raptor T2 +59.55

* В скобках — место в классе
** Класс Рейд-Спорт в зачете ЧР, класс T1 в зачете КМ

Календарь Кубка мира по ралли-рейдам — 2016
Этап Название гонки Страна Дата
1 Баха Россия — Северный лес Россия 19-22 февраля
2 Abu Dhabi Desert Challenge Абу-Даби 3-7 апреля
3 Sealine Cross Country Rally Катар 17-22 апреля
4 Pharaons Rally Египет 8-15 мая
5 23° Italian Baja Италия 23-26 июня
6 Baja España Aragón Испания 22-24 июля
7 Hungarian Baja Венгрия 11-14 августа
8 Baja Poland Польша 25-28 августа
9 Rallye du Maroc Марокко 3-8 октября
10 30ª Baja Portalegre Португалия 27-29 октября

Календарь Чемпионата России по ралли-рейдам — 2016
Этап Название гонки Место проведения Дата
1 Баха Россия — Северный лес Республика Карелия 19-22 февраля
2 Золото Кагана — 2016 Астраханская область 27-30 апреля
3 Великая Степь Волгоградская область 20-22 мая
4 Республика Татарстан
Республика Башкортостан
Челябинская область
7-15 июля
5 Волгоградская область
Республика Калмыкия
Астраханская область
3-7 сентября

Рекомендованные статьи