Владимир Мельников на ралли-рейде «Великая степь»: мечта о подиуме
Когда в длинной трубке закончится теплая прогорклая вода, меня ждет прохладная жидкость из бутылки-термоса. Эти несколько освежающих глотков — лучшее, что случилось со мной на последнем спецучастке ралли-рейда «Великая степь». Почти 250 километров бездорожья, ям, подбросов и песков под палящим солнцем. Все то, к чему я так не хотел возвращаться после неудачного для меня рейда «Золото Кагана». Зато первые три дня «Великой степи» — это настоящий полет и целая автогоночная жизнь.
Я уже стартовал в ралли-рейдах на этом прототипе Mitsubishi Triton (АР №№5 и 9, 2015), но перед «Великой степью» был не в форме: два месяца не сидел за рулем гоночной техники и ближе, чем хотелось бы, познакомился с хирургией (что с автоспортом, к счастью, связано не было). Так что четырехкилометровый пролог стал моим марафонским детством.
Хорошо, что со штурманом повезло: опытнейший Роман Елагин — трехкратный обладатель Кубка мира, победитель марафона Africa Eco Race, участник Дакара и значимая штурманская величина в мире ралли-рейдов. Правда, познакомились мы с ним только в самолете. И пролог — грязную и корявую дорожку на окраине Элисты — я проехал как в тумане. Местами — в буквальном смысле: Triton активно забрасывал грязь из луж на лобовое стекло, а старые щетки и медленная «трапеция» не спешили ее убирать.
Четыре минуты — и мы финишировали чумазые, измерив каждую лужу. Как в детстве. Попутно выяснилось, что покрышки All-Terrain совсем не работают в грязи, я отвык от немалой инерции почти двухтонного прототипа, Рома упирается шлемом в каркас безопасности и мы не слышим друг друга в переговорке. Результат — пятое время из шести экипажей зачета T1 и только четырнадцатое в абсолюте среди 35 участников. Быстрее всех опять КАМАЗы, которые связку из трех поворотов превращают в одну прямую. Но таковы законы марафонского жанра: мне и сейчас непросто ехать напрямки через степь, когда я вижу, как заманчиво начинает виться грунтовая дорожка.
Проблему с посадкой Ромы и слышимостью частично решила замена шлема. А вспомнить, как управлять Тритоном, я рассчитывал на втором спецучастке: кольце по калмыцким степям длиной 320 километров.
Этот этап оказался проще, чем я думал: на длинных прямиках, когда четырехлитровый мотор упирался в отсечку на шестой передаче и скорость переваливала за 160 км/ч, вполне можно было отдохнуть и перевести дух. И не было жарко. Обдув на таком ходу отличный, не греются и мотор с коробкой передач, эффективно отводится жар от выхлопных труб. На финише полуторалитровая поилка оказалась заполненной на треть.
Мешала только пыль. Когда тебя обгоняет КАМАЗ, не страшно: Сергей Куприянов, который стартовал вслед за нами, настиг нас километров через 80 после старта и обошел как стоячих метрах в десяти левее, прямо по степи. Но когда километров через сорок мы с Ромой накатили на Йоуни Ампую... Сразу сигналить ему с помощью системы Sentinel мы не стали: все-таки один из лидеров чемпионата России на экс-заводском прототипе Mitsubishi Pajero Evo. Может, Йоуни просто растерялся? Вечером финн сказал мне, что ему было некомфортно ехать на максимальной скорости по степи, он не знал, какой выбрать темп. А пока из-за пыли притормозить пришлось нам: уходить с дороги опасно, мы же не на КАМАЗе. И только когда курс сменился и ветер сдул пыль в сторону, мы после короткой атаки вышли вперед.
Рома приободрился. Вроде валим!
К тому моменту мы уже неплохо понимали друг друга. Он, ориентируясь на схемы в дорожной книге, называл мне повороты по-раллийному, с категорией крутизны траектории, а я, если видел внезапный подброс, кричал в переговорку «бам!», чтобы он поднял глаза и приготовился к тычку. Увы, ближе к концу спецучастка амортизаторы нагрелись и «обмякли» — сбрасывать приходилось даже перед «ямами один», которые для прототипов вообще не представляют проблем. Тем не менее в активе у нас четвертое время — в трех с небольшим минутах от Владимира Фролова на оригинальном прототипе с двигателем V8 от Chevrolet Corvette. А лидеры легкового зачета — два экипажа команды ПЭК: Евгений Фирсов на прототипе Toyota Hilux и Дмитрий Иевлев на более простом пикапе Nissan Frontier. Уже завтра станет ясно, что для Ниссана это был последний спецучасток в жизни. А для меня марафонские 456 километров третьего СУ стали рейдовым воплощением юношеского максимализма.
Очень хотелось отыграть время у Фролова — мы ведь еще останавливались на сервисе, а потом вынуждены были сбрасывать ход, чтобы поливать лобовое стекло из бутылок, когда закончилась вода в бачке омывателя.
Дороги такие же быстрые, как вчера, но интереснее, извилистее. Грузовики, конечно, «натоптали» срезок, но после того как в одной из них мы поймали жестокий удар от промоины, ездить по ним не было желания. В четырех минутах позади нас стартовал быстрый Сергей Вязович на МАЗе — вчера перед финишем он потерял колесо и последние три десятка километров ехал, волоча мостом по земле (и уже после финиша оборвал им закопанный силовой кабель одного из придорожных кафе). Я ждал, что Сергей нагонит нас, но мы прошли 320 километров в гордом одиночестве: вскоре после старта МАЗ торпедировал стаю птиц, в неравном бою потерял лобовое стекло, и экипажу пришлось мчать в очках, уворачиваясь от влетающих в кабину пернатых. А мне запомнилась флегматичная овца, лежавшая спиной к гоночному каналу прямо в колее дороги. Причем мы ехали этот отрезок вторично, и овца за прошедший день не сдвинулась ни на миллиметр!
Спустя 250 километров после старта у меня жутко заболела шея. Самомассаж помогал слабо, но, к счастью, километров через семьдесят боль ушла. На 360-м километре заскочили на сервис, механики проверили уровень масла, а я успел слопать «энергетический» батончик. Не знаю, как без этих спрессованных хлопьев я бы выдержал оставшуюся дистанцию. К тому моменту мы уже переехали из Калмыкии в Астраханскую область, и последний кусок дороги был разбит гораздо сильнее. Плюс пара «песочниц». Скорость резко упала, трансмиссионный тоннель раскалился как печь...
Эти семьдесят километров дались тяжко. Хорошо, Рома незадолго до финиша разгадал хитрую навигационную задачку. Судя по следам, в том месте кружили и грузовики, а мы потеряли не больше пяти минут. Это придало мне сил: когда штурман выкладывается на сто процентов, ты не можешь позволить себе работать спустя рукава. Стиснул зубы, утопил газ в пол... Финиш. Мы вторые!
Лидер Фирсов, конечно, далеко. Но Фролова мы опередили, а Иевлев списал свой Frontier после нескольких переворотов. В спину нам никто не дышал: дружественный экипаж Антона Мельникова и Антона Николаева уступал около 15 минут, Ампуя был еще дальше.
Как бы я хотел, чтобы этот день оказался финальным! На астраханском бездорожье Фролова нам не догнать: во-первых, он совсем не жалеет себя, а во-вторых, комплект амортизаторов Donerre на его прототипе стоит как половина моего Тритона. Да и не похожа на автоспорт эта выматывающая бесконечная долбежка. Судя по всему, астраханские спецучастки «нарезают» специально для КАМАЗов, чтобы челнинцы могли проверить свою технику перед Дакаром. Но на всем южноамериканском марафоне таких дорог наберется километров двести!
Представьте, что вам нужно постоянно брать интегралы на бегу с надетым противогазом — это ралли-рейд. Но если рейд астраханский, то вас при этом еще должны периодически избивать хулиганы. И так — более трех часов. Тряска порой такая, что я не могу удержать ноги на педалях. Жара чудовищная: полтора литра в поилке закончились сразу после середины дистанции, а вода в бутылках нагрелась так, что можно заваривать чай. За эти 240 километров и четыре с половиной часа я выпил литров пять.
И пески. Рома отлично подсказывал мне логику движения. По дуге на гребень, переваливаешься под прямым углом, чуть сбросив газ, — и снова разгон. Увы, Triton ехал по «сыпучке» крайне неохотно. Первые два раза мы подсели совсем легко и с помощью «гидроног» уже через минуту были на свободе, следующие пески удалось объехать по краю, а в последних... Там мы потеряли свое третье место.
С Фроловым мы уже не боролись: к тому моменту перед нами ехал экипаж двух Антонов, которые стартовали в четырех минутах позади. Они поймали нас на нескольких навигационных ошибках. Представьте, что вы на необитаемом острове в состоянии физического и морального истощения — и видите в мареве на горизонте свою сокровенную мечту. Для меня это был Mitsubishi наших соперников. Вы подходите ближе — и застреваете на гребне очередной дюны. Я сижу в кабине: Рома говорит, что на прототипах из салона выходит только штурман. Сели плотнее, выбираемся раза с пятого. Еще попытка — и опять «посадка». В общей сложности мы потеряли там минут двадцать, а Рома заработал тепловой удар. По его словам, всего второй раз в рейдовой жизни! Километров через сорок он попросил меня держаться следов и перестал давать подсказки. Смотрю на total, общий километраж допа, — до финиша всего двадцать километров. Дотянем! Но в этот момент температура охлаждающей жидкости прыгнула до 120 градусов. Не работают вентиляторы!
Да и мы сами, похоже, перегрелись. Выливаю на Рому бутылку воды, обливаюсь сам. Немного знобит, и стоять непросто. На удачу перетыкаю несколько реле, трогаю все разъемы — есть контакт! Остываем еще минут десять — и медленно катим к финишу.
Увы, только четвертое место. Но, черт возьми, я пережил «Великую степь»! И пока это еще было автоспортом, а не долбежкой, мы шли третьими.
Лучшее время — у камазовцев, а Фирсов довел гонку до победы в легковом зачете. Посмотрев на темп грузовиков, могу только снять шляпу перед Владимиром Васильевым, Борисом Гадасиным и Русланом Мисиковым, которые здесь же в разные годы умудрялись их обгонять.
Поеду ли я еще?
За первые три дня я стал «взрослее», но последний спецучасток заставил меня состариться. А я не хочу стареть! Но мечтаю о марафонском подиуме, который я упустил в последней «песочнице». Так что еще раз перетерпеть бессмысленное и беспощадное астраханское бездорожье... Ради этого — готов.
Ралли-рейд «Великая степь» — Шелковый путь | |||||
---|---|---|---|---|---|
Чемпионат России, 4-й этап Элиста—Астрахань, 1—4 июля Стартовало 35 экипажей, классифицировано 28 Общая итоговая классификация |
|||||
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
1 | А. Каргинов/А. Мокеев/И. Леонов | Наб. Челны | КАМАЗ-43269 | Т4 | 11:06.32 |
2 | А. Мардеев/А. Беляев/Д. Свистунов | Наб. Челны | КАМАЗ-43269 | Т4 | +13.29 |
3 | Е. Фирсов/В. Филатов | Москва | Toyota Hilux | Т1 | +30.27 |
4 | С. Куприянов/А. Куприянов/А. Танин | Москва | КАМАЗ-43269 | Т4 | +46.16 |
5 | А. Шибалов/Р. Аматыч/А. Хисамиев | Наб. Челны | КАМАЗ-43269 | Т4 | +1:00.44 |
6 | С. Вязович/П. Гаранин/А. Жигулин | Минск | МАЗ-5309 RR | Т4 | +1:13.35 |
7 | В. Фролов/К. Шубин | Москва | Nissan NP300 Pick Up | T1 | +1:33.45 |
8 | А. Мельников/А. Николаев | Москва | Mitsubishi Pajero | T1 | +1:56.52 |
9 | В. Мельников/Р. Елагин | Москва | Mitsubishi Triton | T1 | +2:11.44 |
10 | Д. Сотников/И. Девяткин/Р. Ахмадеев | Наб. Челны | КАМАЗ-43269 | Т4 | +2:21.49 |
11 | А. Василевский/В. Козловский/А. Неверович | Минск | МАЗ-5309 RR | Т4 | +2:23.12 |
12 | А. Терентьев/А. Беркут | С.-Петербург | Ford F-150 | Т2 | +3:13.01 |
13 | А. Коструков/Е. Павлов | Бронницы | ГАЗ-33027 | RS | +4:04.22 |
14 | А. Мальков/В. Романенко | Хотьково | Polaris RZR 1000 | Т3 | +4:07.52 |
15 | Й.-М. Ампуя/М.-А. Хурскайнен | Кория | Mitsubishi Pajero Evo | T1 | +4:15.12 |