Межконтинентальный дрифт: серебро — у российского спортсмена!
В минувшие выходные в мире дрифтинга случилось знаменательное событие — в этой эффектной дисциплине автоспорта состоялись первые в истории официальные соревнования под эгидой Международной автомобильной федерации. Промоутером дебютного турнира FIA Intercontinental Drift Cup стала компания Sunpros, уже 17 лет проводящая сильнейший японский чемпионат D1 GP. А местом встречи участников международных соревнований был выбран искусственный остров Одайба в Токио.
На Одайбе уже много лет проходит Tokyo Drift — финальный этап чемпионата D1 GP. Мероприятие под эгидой FIA на парковке? Почему бы и нет!
Люди или электроника?
Исторически, дрифтинг — это «судейский» вид спорта. Коллегия из трех человек оценивает квалификационные и парные заезды участников, решая, кто победил. Однако с ростом уровня спортсменов и увеличения спонсорских бюджетов к судьям возникают вопросы. Даже если исключить подозрения в фаворитизме, остается вероятность, что люди могут не увидеть что-то важное и вынесенное решение окажется неверным.
Европейские участники Кубка предпочли европейские автомобили
Возможно, именно поэтому в FIA поверили в концепт, предложенный организаторами чемпионата D1 GP. В нем уже несколько лет используется электронная система DOSS: при помощи установленных на машины передатчиков с датчиками GPS и акселерометром, она позволяет точно оценить угол заноса и среднюю скорость прохождения оцениваемого участка. А в парных заездах система учитывает еще и расстояние между автомобилями соперников.
Быстрые дрифтеры есть даже в Иране!
Соревнования в Японии, которые я в дальнейшем для краткости буду именовать FIA IDC, состояли из двух равнозначных этапов. В субботу и воскресенье все участники проходили квалификацию, а затем 16 лучших из них встречались в парных заездах на выбывание. Призеры в общем зачете Кубка определялись по сумме очков, набранных участниками во всех квалификациях и парных заездах. При этом за победу в сольной номинации участник получал 35 очков, а за триумф в парных гонках — только 32.
Во время тренировок судьи отмечали наиболее качественные проезды, собирая для электронной системы базу минимальных и максимальных значений (скорость входа, средняя скорость на секторах). Но если во время квалификаций участник превосходил максимальные значения, он мог получить и больше, чем «расчетные» сто баллов.
Оцениваемый участок разделили на пять секторов. Первый и второй приносили 30% и 25% от общей суммы баллов, остальные — по 15%. В первом секторе оценивалась скорость входа и агрессивная постановка, во втором и последующих — стабильность угла заноса (отсутствие корректировок) и средняя скорость прохождения. Между вторым и третьим секторами был короткий неоцениваемый участок, на котором пилоты увеличивали угол заноса, чтобы войти в шпильку. В четвертом и пятом секторах система оценивала резкую перекладку и набор скорости перед финишем. При этом под «агрессивной постановкой» понимается не сползание в занос при помощи ручника, а резкий бросок автомобиля.
Для оценок в парных заездах использовалась десятибалльная шкала. А если ведомый участник не просто провел идеальный заезд за лидером, точно повторяя его траекторию, угол заноса и скорость, но и смог удержаться на расстоянии не более 1,5 ширины автомобиля на 90% оцениваемого участка, он мог получить до 2,5 бонусных баллов.
Но были предусмотрены и штрафы — в случае выезда автомобиля за пределы трассы во время квалификации. А в парных заездах, если участник, едущий первым, выбирал слишком узкую траекторию, то преследователь, повторяющий действия лидера, мог немного «срезать», выезжая одним колесом за пределы трассы без штрафа. Этот нюанс был призван помочь обеспечить близкий и эффектный парный дрифт.
Все флаги в гости к ним
Всего на соревнования приехали 24 пилота из 14 стран. Японию представляли сразу четыре сильнейших участника. Это трехкратный чемпион D1 GP Масато Кавабата, двукратный победитель этого турнира и триумфатор американской серии Formula Drift Дайго Сайто, а также Хидеюки Фудзино и Масаши Йокой, занимающие первую и вторую позиции в общем зачете D1 GP этого года.
Из США прибыли трое спортсменов, включая победителя турнира Formula Drift 2013 года Майкла Эссу и американского литовца Ауримаса «Оди» Бакчиса. Гонконг представлял бывший участник кольцевого чемпионата FIA WTCC Чарльз Энг. Китай, Таиланд и Малайзия делегировали в Токио быстрых пилотов, которые до этого регулярно стартовали в этапах D1 GP. А из неизвестных широкой публике участников можно было отметить гостей из Франции, Италии, Бразилии, Южной Кореи и даже Ирана.
Россию на FIA IDC представляли красноярцы Георгий Чивчян и Аркадий Цареградцев, объединившиеся в команду Primring with Toyo Tires. А их поездка в Японию стала возможной благодаря помощи Виталия Веркеенко, технохолдинга Сумотори, администрации трассы Приморское Кольцо, а также компаний Megazip и Toyo Tires.
Российские друзья-соперники выступали на двух Ниссанах — сразу после завершения прошедшего на Приморском Кольце турнира D1 Asia Pacific GP в Японию отправились знаменитая Silvia S15 Чивчяна и Skyline R34 Цареградцева.
На Сильвии Георгия стоит родной двухлитровый турбомотор SR20, развивающий от 500 до 600 л.с. в зависимости от используемой турбины и настроек. Это легкий и сбалансированный автомобиль, позволяющий бороться с соперниками на более мощной технике
Готовясь к участию в FIA IDC, сибиряки взяли на вооружение широкие полуслики Toyo R888R 275/35R18, хотя пары таких задних покрышек хватало всего на два квалификационных заезда. Впрочем, такие же шины использовали все поддерживаемые компанией Toyo участники чемпионата D1 GP.
Skyline R34 Цареградцева оснащен трехлитровым шестициндровым турбомотором мощностью около 800 л.с., собранным на основе австралийского блока RB30
День первый: национальные дерби
Во время парада участников на сцену поднялся президент FIA Жан Тодт, выступивший с приветственной речью. Следом за ним напутствовал спортсменов сам «Король дрифта» Кейичи Тсучия.
А потом — понеслось! На пути к полуфиналам Георгий Чивчян прошел китайского пилота Фенг Джен Чи и японца Масаши Йокой. Причем заезд против хозяина трассы получился очень «валидольным». Пилоты стремились к максимально близкой и синхронной постановке, но лидирующий Масаши задел задним бампером автомобиль Гочи, что привело к развороту японца. После долгого разбирательства судьи все же отдали победу Чивчяну. Ну а в полуфинальном заезде Гоча сумел навязать борьбу Дайго Сайто и уступил ему всего половину балла.
Для Жана Тодта в одной из палаток было организовано место для комфортного просмотра Гран-При Малайзии, но президент FIA предпочел «вживую» наблюдать за заездами в новой для него дисциплине автоспорта
На стадии Топ-16 Аркадий Цареградцев столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны литовского американца Ауримаса Бакчиса. «Оди» выложился по максимуму, уверенно проехав лидером и показав близкий парный дрифт за Аркадием, но электроника решила, что дальше с минимальным преимуществом проходит россиянин. Следующего соперника, Чарльза Энга, Цареградцев прошел куда увереннее, выйдя в полуфинал против Масато Кавабаты.
Трехкратный чемпион D1 GP в полной мере реализовал потенциал своего 1200-сильного Ниссана GT-R R35. Японец смог «уехать» от Аркадия, исполняя роль лидера, и буквально стучался колесом в дверь во время проезда преследователем. Таким образом, Масато Кавабата и Дайго Сайто окзались в субботнем финале, а Георгий Чивчян и Аркадий Цареградцев — в заезде за третье место.
Проезд двух сибиряков получился невероятно техничным и близким
Россияне, имеющие огромный опыт борьбы друг с другом в отечественных соревнованиях, продемонстрировали зрителям лучшее сражение дня — агрессивный и очень близкий парный дрифт. Ну а беспристрастная электроника рассудила, что с преимуществом в половину балла обладателем бронзы по итогам субботнего дня стал Аркадий Цареградцев.
В D1 GP Дайго Сайто (справа) выступает на Chevrolet Corvette Z06, но для сражений с Кавабатой (слева) он использовал Nissan Skyline GT-R, когда-то построенный для участия в американской серии Formula Drift
Финал «Сайто против Кавабаты» — пожалуй, главное дерби японского дрифта на протяжении последних трех лет. И оно прошло с равенством баллов! Судьбу золота решил только перезаезд, в котором победил Масато.
День второй: сюрприз за сюрпризом
В воскресенье по результатам квалификации сложилась удобная для россиян сетка заездов: Дайго Сайто и Масато Кавабата должны были встретиться уже на стадии Топ-8, а Аркадий Цареградцев и Георгий Чивчян могли дойти до полуфиналов. И красноярцы справились с задачей-минимум. На пути к полуфиналу Аркадий прошел бразильца Жоао Бариона и одержал победу над лидером общего зачета D1 GP 2017 Хидеюки Фудзино.
Битва между Аркадием Цареградцевым и Хидеюки Фудзино: россиянин не уступил лидеру турнира D1 GP ни метра трассы!
Георгий Чивчян снова одержал победу над Фенг Джен Чи и был готов к борьбе с Ауримасом Бакчисом, но во время прогревочного заезда «Оди», тренируя агрессивную постановку, столкнулся с ограждением. В результате Георгий без борьбы вышел в полуфинал против Аркадия Цареградцева. А вот в японском сражении Сайто и Кавабаты на GT-R R35 Дайго отказала коробка передач, разрушив все его надежды на победу в общем зачете Кубка.
С полуфиналов для Гочи начался «день перезаездов». В перезаезде с Цареградцевым Чивчян слегка зацепил антикрылом барьер безопасности и получил штраф за выход за пределы трассы. А в битве за бронзу против Масаси Йокоя также был назначен перезаезд, в ходе которого хозяин трассы получил штраф в два балла, а сам Георгий с боем занял третье место по итогам дня.
Чивчян отлично отработал задачу преследования японца: оппонент допустил ошибку, задев переднее колесо россиянина своим
Для финального заезда Аркадий Цареградцев смог «одолжить» у участника из Таиланда шины диаметром 19 дюймов и шириной 285 миллиметров, чтобы добавить зацепа и выглядеть более уверенно в сражении с GT-R Кавабаты. Во время заезда в роли преследующего, Масато ехал максимально близко к россиянину, почти касаясь правым передним колесом двери его автомобиля, но совершил ошибку, подтолкнув Аркадия. Судьи назначили за это штраф, определивший исход поединка: победа в парных заездах второго дня — за Аркадием Цареградцевым! А по сумме очков общего зачета «Arkasha from Russia» стал обладателем второго места в FIA IDC!
Аркадий Цареградцев и Масато Кавабата
«Удивительно! Не могу поверить, что мы заняли второе место! — делился своими эмоциями после финиша Цареградцев. — Много разных культур и стилей дрифта сошлись здесь, в Японии, где уровень пилотов, пожалуй, лучший в мире. Но мы приехали сюда, чтобы учиться у наших соперников и это сильно подняло наш уровень».
Первый в истории Intercontinental Drift Cup можно отчасти назвать пробой пера: присутствовавшие на Одайбе функционеры FIA собирали мнения участников и представителей региональных чемпионатов по дрифтингу. Впереди — большая работа по исправлению существующих недостатков и, возможно, изменению будущего формата Кубка в сторону большего влияния на результат живых судей.
Но это не относится к результату нынешних соревнований и заслуженному успеху российских пилотов. Их путь на вершину был долгим. Цареградцев с Чивчяном пробовали свои силы в D1 GP и учились ездить так, как «нравится» системе DOSS. Принимали участие в проходящем на Приморском Кольце турнире D1 Asia Pacific GP, год от года улучшая свои результаты. И вот вам итог — в этом сезоне во Владивостоке Чивчян впервые смог взять верх над Масато Кавабатой! Ну а в Японии Георгий с Аркадием не просто показали, что уже могут побеждать титулованных спортсменов, но и завоевали любовь болельщиков. Именно их очная борьба стала самой зрелищной за все два дня соревнований. Убедитесь в этом сами!
FIA International Drift Cup
Токио (Япония), 30 сентября - 1 октября
Итоговые результаты
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Баллы за 1-й день | Баллы за 2-й день | Сумма |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Масато Кавабата | Япония | Nissan GT-R R35 | 30+32 | 25+26 | 113 |
2 | Аркадий Цареградцев | Россия | Nissan Skyline R34 | 21+20 | 30+32 | 103 |
3 | Дайго Сайто | Япония | Nissan GT-R R35 | 35+26 | 22+13 | 96 |
4 | Масаси Йокой | Япония | Nissan Silvia S15 | 22+12 | 35+16 | 85 |
5 | Георгий Чивчян | Россия | Nissan Silvia S15 | 25+16 | 21+20 | 82 |