Электроформула в Лонг-Бич: как у себя дома!
Вряд ли можно найти место более домашнее для гонок FIA Formula E, нежели западное побережье США. Солнечная Калифорния послужила инкубатором для многих идей в стиле «хай-тек», а электромобили здесь уже являются вполне обыденным явлением. Да и спонсором американского этапа электроформулы стал новоиспеченный конкурент Элона Маска, объявивший о планах создать новый завод для компании Faradey, штаб-квартира которой располагается в Лос-Анджелесе. На реализацию этого проекта, к слову, планируется привлечь около миллиарда долларов инвестиций.
Сама атмосфера в одном из самых богатых штатов способствует тому, что гонки на электрической тяге здесь воспринимаются так, будто проводились они испокон веков. А ведь всего лишь 39 лет назад все было по-другому: 3 апреля 1977 года энтузиасты в Калифорнии перекрывали дорожное движение, чтобы принять Западный Гран При США. Тогда организация соревнований оставляла желать лучшего. Трассу удалось открыть для гонщиков с большим опозданием, из-за чего привычная схема тренировочных заездов была скомкана, а по ходу практик машины участников вздымали за собой шлейфы пыли с грязного асфальта. А вот 2 апреля 2016 года жужжащий, как армия газонокосилок, караван чемпионата FIA Formula E без сучка и задоринки (с организационной точки зрения) провел очередной этап на усеченной версии ставшей уже легендарной трассы Лонг-Бич.
Еще до старта гонщики осторожно напоминали в своих интервью, что прошлый год показал трудный характер 2,1-километровой трассы. Она широка, так как принимает и обычные гонки (например, 17 апреля здесь состоится очередной этап серии Индикар), но вот обгонять на принятой в серии Formula E конфигурации крайне затруднительно. В итоге редкие результативные атаки в основном совершались на торможении после длинной задней прямой. При этом требовалось не только уверенное ускорение обгоняющего, но и заминка соперника, так как еще до входа в поворот атакующий должен был протиснуться внутрь. Как тут не вспомнить о пресловутом «фанатском ускорении» fan boost, которое именно в такие моменты приходится весьма кстати.
Исходя из трудного характера трассы, квалификация была как никогда важна. Тем оглушительнее был проигрыш команды Renault e.dams, которая в США приехала лидером чемпионата. Машина Renault Z.E 15 считается самой быстрой в пелотоне, поэтому вину за случившееся взял на себя лидер коллектива Себастьен Буэми. Швейцарец признался, что ошибся с переключением передач в шпильке на решающем круге, что привело к потере времени на последующей прямой. Впрочем, затормозить поход подопечных Алена Проста к титулу могла и техника, так как усеченный вариант Лонг-Бич явно выделялся из череды других, новых трасс, узких и накрученных. Например, в США совершенно неожиданно заявили о себе гонщики команды Mahindra, обосновавшиеся на подступах к подиуму.
Из других особенностей гонки в Лонг-Бич нельзя не упомянуть про пит-стопы. Для американских трасс характерно наличие бетонной стены, отделяющей зону непосредственной дозаправки и смены шин от места, где располагаются механики со всем своим нехитрым скарбом. Для гонки электроболидов местный колорит был сохранен с той лишь разницей, что гонщики, заехав на пит-стоп, выскакивали из первой машины, перепрыгивали через стену и молниеносно пересаживались за руль второго автомобиля, стоявшего аккурат перед брешью в бетонном ограждении.
В квалификации, помимо слабого выступления Буэми, нашлось место и спортивной драме. Португалец Антониу Феликс да Кошта, приехавший в США с твердым намерением переломить ход неудачно складывающегося сезона, показал лучшее время, но после технической инспекции был дисквалифицирован, так как давление в задней левой шине его болида было чуть ниже нормы. Это особого преимущества не приносило, но закон есть закон – и португальца отправили с первого места на последнее. Интересно также, что Лукас ди Грасси, главный конкурент Буэми в споре за титул, одним из факторов, приведших к недовесу и дисквалификации на предыдущем этапе, назвал повышенный износ шин.
Поул в Лонг-Бич достался британцу Сэму Берду, который в гонке сохранял статус-кво почти до самых пит-стопов. Следовавший за лидером ди Грасси долго готовил атаку – но провел ее безукоризненно. Впрочем, и сам Берд особо не горячился, справедливо полагая, что у него будет шанс отыграться на свежей технике. Правда, свой контрудар британец так и не нанес, допустив ошибку в том самом «обгонном» повороте. Его электроболид по касательной ушел в барьер из отработанных шин, и о высоком результате пришлось позабыть. Это открыло путь на второе место Стефану Сарразану, который спокойно шел в своем темпе и после пит-стопа стал заметно отставать от лидеров. Впрочем, занявший третью позицию Даниэль Абт, напарник ди Грасси по Abt Audi, француза тоже не атаковал.
Себастьен Буэми же на сей раз был слишком резок и зачем-то полез обгонять соперника в шпильке, где шансов разъехаться не было никаких. В итоге – сломанный автомобиль, штраф за аварию и потеря важных очков.
Американские зрители, привыкшие и к высокооктановым заездам Индикара, и к всевозможным технологическим новинкам, остались крайне довольны уик-эндом электроформулы. Дети, уже не выпускающие смартфоны из рук, вообще были в восторге от сопровождающих мероприятий: тут была и бодрая дискотека, и зал с компьютерными играми. А самые маленькие болельщики, прибывшие на трибуны автодрома в колясках, успели даже выспаться по ходу гонки – жужжание элетромоторов им явно не мешало. Такой вот праздник автоспорта завтрашнего дня.
Чемпионат FIA Formula E
Положение после шести этапов
Личный зачет:
Место | Гонщик | Страна | Электромобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Лукас ди Грасси | Бразилия | Abt Schaeffler FE01 | 101 |
2 | Себастьен Буэми | Швейцария | Renault Z.E. 15 | 100 |
3 | Сэм Берд | Великобритания | Virgin DSV-01 | 71 |
4 | Жером д'Амброзио | Бельгия | Venturi VM200-FE-01 | 64 |
5 | Стефан Сарразан | Франция | Venturi VM200-FE-01 | 48 |
6 | Лоик Дюваль | Франция | Venturi VM200-FE-01 | 48 |
7 | Ник Хайдфельд | Германия | Mahindra M2Electro | 39 |
8 | Николя Прост | Франция | Renault Z.E. 15 | 38 |
9 | Робин Фряйнс | Голландия | Spark SRT_01E | 31 |
10 | Даниэль Абт | Германия | Abt Schaeffler FE01 | 31 |
Командный зачет:
Место | Команда | Страна | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | e.DAMS-Renault | Франция | 138 | |
2 | Audi Sport ABT | Германия | 132 | |
3 | Dragon Racing | США | 112 | |
4 | DS Virgin Racing | Великобритания | 77 | |
5 | Mahindra Racing | Индия | 61 | |
6 | Venturi | Монако | 49 | |
7 | Andretti Formula E | США | 33 | |
8 | Aguri | Япония | 20 | |
9 | NEXTEV TCR | Китай | 14 |