Электроформула в Лонг-Бич: как у себя дома!

Электроформула в Лонг-Бич: как у себя дома!
Автоспорт | 5 апреля 2016
Фото: FIA Formula E

Вряд ли можно найти место более домашнее для гонок FIA Formula E, нежели западное побережье США. Солнечная Калифорния послужила инкубатором для многих идей в стиле «хай-тек», а электромобили здесь уже являются вполне обыденным явлением. Да и спонсором американского этапа электроформулы стал новоиспеченный конкурент Элона Маска, объявивший о планах создать новый завод для компании Faradey, штаб-квартира которой располагается в Лос-Анджелесе. На реализацию этого проекта, к слову, планируется привлечь около миллиарда долларов инвестиций.

Сама атмосфера в одном из самых богатых штатов способствует тому, что гонки на электрической тяге здесь воспринимаются так, будто проводились они испокон веков. А ведь всего лишь 39 лет назад все было по-другому: 3 апреля 1977 года энтузиасты в Калифорнии перекрывали дорожное движение, чтобы принять Западный Гран При США. Тогда организация соревнований оставляла желать лучшего. Трассу удалось открыть для гонщиков с большим опозданием, из-за чего привычная схема тренировочных заездов была скомкана, а по ходу практик машины участников вздымали за собой шлейфы пыли с грязного асфальта. А вот 2 апреля 2016 года жужжащий, как армия газонокосилок, караван чемпионата FIA Formula E без сучка и задоринки (с организационной точки зрения) провел очередной этап на усеченной версии ставшей уже легендарной трассы Лонг-Бич.

В Лонг-Бич идеальная атмосфера для гонок электромобилей

Еще до старта гонщики осторожно напоминали в своих интервью, что прошлый год показал трудный характер 2,1-километровой трассы. Она широка, так как принимает и обычные гонки (например, 17 апреля здесь состоится очередной этап серии Индикар), но вот обгонять на принятой в серии Formula E конфигурации крайне затруднительно. В итоге редкие результативные атаки в основном совершались на торможении после длинной задней прямой. При этом требовалось не только уверенное ускорение обгоняющего, но и заминка соперника, так как еще до входа в поворот атакующий должен был протиснуться внутрь. Как тут не вспомнить о пресловутом «фанатском ускорении» fan boost, которое именно в такие моменты приходится весьма кстати.

Ходовой поворот, в котором решилась судьба первого места

Исходя из трудного характера трассы, квалификация была как никогда важна. Тем оглушительнее был проигрыш команды Renault e.dams, которая в США приехала лидером чемпионата. Машина Renault Z.E 15 считается самой быстрой в пелотоне, поэтому вину за случившееся взял на себя лидер коллектива Себастьен Буэми. Швейцарец признался, что ошибся с переключением передач в шпильке на решающем круге, что привело к потере времени на последующей прямой. Впрочем, затормозить поход подопечных Алена Проста к титулу могла и техника, так как усеченный вариант Лонг-Бич явно выделялся из череды других, новых трасс, узких и накрученных. Например, в США совершенно неожиданно заявили о себе гонщики команды Mahindra, обосновавшиеся на подступах к подиуму.

На этапах периодически «выстреливают» разные команды, и только действующие чемпионы из китайского коллектива NEXTEV никак не могут разогнать свой тяжелый двухмоторый болид. В прошлом году Нельсон Пике-младший был на этой трассе неудержим, а в этом бразилец остался без шансов на очки и разбил машину…

Из других особенностей гонки в Лонг-Бич нельзя не упомянуть про пит-стопы. Для американских трасс характерно наличие бетонной стены, отделяющей зону непосредственной дозаправки и смены шин от места, где располагаются механики со всем своим нехитрым скарбом. Для гонки электроболидов местный колорит был сохранен с той лишь разницей, что гонщики, заехав на пит-стоп, выскакивали из первой машины, перепрыгивали через стену и молниеносно пересаживались за руль второго автомобиля, стоявшего аккурат перед брешью в бетонном ограждении.

В квалификации, помимо слабого выступления Буэми, нашлось место и спортивной драме. Португалец Антониу Феликс да Кошта, приехавший в США с твердым намерением переломить ход неудачно складывающегося сезона, показал лучшее время, но после технической инспекции был дисквалифицирован, так как давление в задней левой шине его болида было чуть ниже нормы. Это особого преимущества не приносило, но закон есть закон – и португальца отправили с первого места на последнее. Интересно также, что Лукас ди Грасси, главный конкурент Буэми в споре за титул, одним из факторов, приведших к недовесу и дисквалификации на предыдущем этапе, назвал повышенный износ шин.

Симона де Сильвестро стала первой гонщицей, заработавшей зачетные баллы в чемпионате FIA Formula E. Счастливо избежав коллизий и грамотно разложив запас электроэнергии на дистанции, швейцарка финишировала девятой

Поул в Лонг-Бич достался британцу Сэму Берду, который в гонке сохранял статус-кво почти до самых пит-стопов. Следовавший за лидером ди Грасси долго готовил атаку – но провел ее безукоризненно. Впрочем, и сам Берд особо не горячился, справедливо полагая, что у него будет шанс отыграться на свежей технике. Правда, свой контрудар британец так и не нанес, допустив ошибку в том самом «обгонном» повороте. Его электроболид по касательной ушел в барьер из отработанных шин, и о высоком результате пришлось позабыть. Это открыло путь на второе место Стефану Сарразану, который спокойно шел в своем темпе и после пит-стопа стал заметно отставать от лидеров. Впрочем, занявший третью позицию Даниэль Абт, напарник ди Грасси по Abt Audi, француза тоже не атаковал.

После досадной ошибки в Мехико команда Abt Audi нанесла сильный удар по позициям пилотов Renault e.dams, которые на сей раз сами допустили заминку

Себастьен Буэми же на сей раз был слишком резок и зачем-то полез обгонять соперника в шпильке, где шансов разъехаться не было никаких. В итоге – сломанный автомобиль, штраф за аварию и потеря важных очков.

Себастьен Буэми решил обогнать Робина Фряйнса в не самом подходящем месте

Американские зрители, привыкшие и к высокооктановым заездам Индикара, и к всевозможным технологическим новинкам, остались крайне довольны уик-эндом электроформулы. Дети, уже не выпускающие смартфоны из рук, вообще были в восторге от сопровождающих мероприятий: тут была и бодрая дискотека, и зал с компьютерными играми. А самые маленькие болельщики, прибывшие на трибуны автодрома в колясках, успели даже выспаться по ходу гонки – жужжание элетромоторов им явно не мешало. Такой вот праздник автоспорта завтрашнего дня.

Чемпионат FIA Formula E
Положение после шести этапов
Личный зачет:

Место Гонщик Страна Электромобиль Очки
1 Лукас ди Грасси Бразилия Abt Schaeffler FE01 101
2 Себастьен Буэми Швейцария Renault Z.E. 15 100
3 Сэм Берд Великобритания Virgin DSV-01 71
4 Жером д'Амброзио Бельгия Venturi VM200-FE-01 64
5 Стефан Сарразан Франция Venturi VM200-FE-01 48
6 Лоик Дюваль Франция Venturi VM200-FE-01 48
7 Ник Хайдфельд Германия Mahindra M2Electro 39
8 Николя Прост Франция Renault Z.E. 15 38
9 Робин Фряйнс Голландия Spark SRT_01E 31
10 Даниэль Абт Германия Abt Schaeffler FE01 31

Командный зачет:

Место Команда Страна Очки
1 e.DAMS-Renault Франция 138
2 Audi Sport ABT Германия 132
3 Dragon Racing США 112
4 DS Virgin Racing Великобритания 77
5 Mahindra Racing Индия 61
6 Venturi Монако 49
7 Andretti Formula E США 33
8 Aguri Япония 20
9 NEXTEV TCR Китай 14

Рекомендованные статьи