Наша взяла! Николай Грязин и Ярослав Федоров победили в финале чемпионата Европы по ралли
Старейшая раллийная серия планеты, чемпионат Европы, впервые финишировала в Латвии. Но если год назад от визита в приморский городок Лиепая у участников континентального первенства остались только положительные эмоции, то ныне впечатления были смешанными. Прибалтийские организаторы словно приняли от устроителей предыдущего этапа, ралли Roma Capitale, эстафетную палочку с неприятностями. Все началось еще во время ознакомления с трассой, которую из-за затянувшихся дождей и раскисших грунтовок пришлось еще до старта сократить на добрую четверть. А по ходу самой гонки спецучастки не раз останавливались из-за аварий — причем не только спортивных машин, но и гражданского вертолета…
Латвийские раллийные дороги и так считаются одними из самых быстрых в чемпионате Европы, однако нынешний маршрут оказался еще более «скоростным», чем 12 месяцев назад. Слово одному из героев ралли Лиепая 2016, петербуржцу Алексею Лукьянюку: «В прошлом году была более интересная конфигурация спецучастков, а сейчас стало больше прямых по 500-600 метров с почти незаметными поворотами. Это не самый интересный профиль дороги для автомобиля категории R5. Как только мы заезжаем в лес, я прямо ликую! А вот на прямых будет скучновато».
В этом европейском сезоне Алексей Лукьянюк и Алексей Арнаутов выиграли больше всего спецучастков — 25. У чемпионов, Каетана Каетановича и Ярослава Барана, таких побед только двадцать
Для Лукьянюка, пропустившего часть сезона из-за травмы, латвийская гонка была последним шансом «зацепиться» за пьедестал почета чемпионата Европы. И поначалу все шло именно к этому — после четырех спецучастков Алексей возглавлял протокол, намного опережая двух лидеров серии, поляка Каетана Каетановича и португальца Бруно Магальяйнша. Но, увы… Сначала на Фиесте R5 Лукьянюка забарахлила электронная педаль газа, из-за чего петербуржец потерял три минуты. И хотя даже после этого у Алексея оставались шансы на европейскую бронзу, все было кончено на коротком асфальтовом спецучастке в Лиепае. Машина Лукаса «всплыла» на глубокой луже в одном из поворотов и врезалась левой стороной в дерево…
Позже Алексей объяснил, что после ознакомления с трассой собирался глубоко резать этот поворот по «сухому» тротуару, однако перед стартом организаторы неожиданно для всех заузили трассу, установив внутри виража покрышки и рекламные баннеры. И ведь Лукьянюк оказался не единственным «поскользнувшимся» в этом злополучном месте — спустя несколько минут в то же дерево врезалась Skoda Fabia R5 Бруно Магальяйнша! После его аварии организаторам пришлось остановить городскую гонку — португалец сломал ребро и жаловался на боли в спине…
Вот так на улицах Лиепаи закончилось сражение не только за бронзу чемпионата Европы (ее обладателем заочно стал француз Бриан Буффье), но и за золото. Ведь после фиаско Магальяйнша уже ничто не могло помешать взять третий подряд титул поляку Каетану Каетановичу.
До этой гонки наивысшим достижением Николая Грязина и Ярослава Федорова в чемпионате Европы было пятое место на ралли Азорских островов
После схода Лукьянюка спор за победу в гонке повели два юных дарования — москвич Николай Грязин, выступающий с латвийской лицензией, и финн Калле Рованпера. 17-летний пилот из Суоми в начале октября сдал экзамен на водительские права и наконец-то получил возможность стартовать в официальных международных соревнованиях. Причем выступал Калле не на привычной по гонкам в Прибалтике Шкоде, а на хэтчбеке Ford Fiesta R5, на котором Рованпере вскоре предстоит дебютировать на британском этапе WRC при поддержке фирменной команды M-Sport.
В этом году погода в Лиепае подозрительно напоминала типичные условия для ралли Уэльса. Не по заказу ли от Калле Рованперы?
В этом году Калле стал уже двукратным чемпионом Латвии (в этой стране созданы особые условия для «бесправных» раллистов) и не раз опережал Николая Грязина в очных встречах. Однако москвич, который прямо в Лиепае справил свое двадцатилетие, тоже не топтался на месте, усиленно тренируясь и выступая в различных гонках. И вот вам результат — теперь уже Грязин выступил в роли обидчика восходящей звезды финского ралли! Выиграв шесть спецучастков (в два раза больше, чем Рованпера), Николай и его штурман Ярослав Федоров впервые поднялись на высшую ступень европейского пьедестала. Поздравляем!
Николай Грязин (слева) и теперь уже трехкратный чемпион Европы Каетан Каетанович
К сожалению, до наград в абсолютном зачете первенства Старого Света ни Лукьянюку, ни Грязину дотянуться так и не удалось, хотя Николай все-таки взял серебро в молодежной категории ERC Junior U28. В импровизированной российской сборной есть и еще один «медалист» — уралец Сергей Ременник, который вместе со своим штурманом Марком Розиным взял бронзу зачете ERC2, где стартовали экипажи на «серийных» Subaru и Mitsubishi. Ну а попутно ралли Лиепая подвело итоги в чемпионате Латвии. Тут порадовали петербуржец Александр Михайлов, выигравший соседское первенство в «стандартном» полноприводном классе LRC2, и москвичи Петр Туркин с Василием Миркотаном, которые стали сильнейшими в моноприводном зачете RK1.
Ну а для Николая Грязина сезон в Лиепае еще не закончился. В ближайшие выходные 20-летнему москвичу предстоит еще одно непростое испытание — старт на эстонском ралли Сааремаа. Культовая гонка на острове будет проводиться уже в 50-й раз, а список из 183 (!) заявленных на нее экипажей возглавляет не кто иной, как герой WRC Отт Тянак. Будем на этом раллийном празднике и мы с Климом Байковым — хорошо знакомые читателям Авторевю Жигули уже держат курс на Прибалтику. Вернусь — обязательно расскажу!
Rally Liepaja
Чемпионат Европы по ралли, 8-й этап
Лиепая (Латвия), 7-8 октября
Стартовало 35 экипажей, классифицировано 24
Итоговые результаты
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Н.Грязин/Я.Федоров | Россия | Skoda Fabia R5 | 1:19.22,1 |
2 | К.Рованпера/Й.Халтунен | Финляндия | Ford Fiesta R5 | +18,5 |
3 | Л.Хабай/Д.Дымурски | Польша | Ford Fiesta R5 | +2.52,8 |
4 | Х.-А.Суарес/К.Каррера | Испания | Peugeot 208 T16 | +3.00,9 |
5 | А.фон Турн-и-Таксис/Б.Дегандт | Германия | Skoda Fabia R5 | +5.32,3 |
6 | Р.Нитишс/М.Нейкшанс | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +6.15,1 |
7 | Л.Вашкис/Л.Пашкявичюс | Литва | Mitsubishi Lancer Evo IX | +8.17,9 |
8 | Т.Кристенссон/Х.Аппельског | Швеция | Opel Adam R2 | +8.22,7 |
9 | Т.Эрди/Г.Папп | Венгрия | Mitsubishi Lancer Evo X | +8.30,5 |
10 | К.Ингрэм/Р.Уйатток | Великобритания | Opel Adam R2 | +8.55,3 |
… | ||||
16 | С.Ременник/М.розин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +11.29,0 |
Итоговое положение в чемпионате Европы среди пилотов в абсолютном зачете
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Каетан Каетанович | Польша | Ford Fiesta R5 | 145 |
2 | Бруно Магальяйнш | Португалия | Skoda Fabia R5 | 121 |
3 | Бриан Буффье | Франция | Ford Fiesta R5 | 84 |
4 | Алексей Лукьянюк | Россия | Ford Fiesta R5 | 73 |
5 | Мариян Грибель | Германия | Skoda Fabia R5 | 62 |
6 | Гржегорж Гржиб | Польша | Ford Fiesta R5 | 60 |
7 | Николай Грязин | Россия | Skoda Fabia R5 | 59 |