Где Урал сильней, чем MAN и Mercedes? В европейском трак-триале!

Фото: europatrucktrial.org | команды-участницы

Давно позади те времена, когда в России и Беларуси проходили соревнования по трак-триалу — преодолению препятствий на полноприводных грузовых автомобилях. Немногие фанаты автоспорта помнят и то, что в начале 2000-х заводские гонщики на МАЗах и Уралах добивались успеха в зарубежных соревнованиях, трижды выиграв турнир Europa Truck-Trial в категории машин с колесной формулой 6х6 и еще раз — в классе 8х8. Увы, экономический кризис подкосил спортивные программы наших «грузовых» автозаводов и воинских частей — и с середины 2000-х о внедорожных соревнованиях в Минске, Миассе и подмосковных Бронницах благополучно забыли…

Трак-триал в Минске собирал на рубеже веков десятки участников и многие тысячи зрителей! На фото — один из экипажей заводской команды МАЗа

Зато турнир Europa Truck-Trial проводится до сих пор, а в одном из классов неофициального чемпионата Европы по-прежнему доминируют спортсмены на Уралах! Правда, имена этих гонщиков совсем не русские. Бывшую армейскую технику, оставшуюся на Западе после кончины ГДР, используют команды из Германии, Австрии и Франции — тех трех стран, где внедорожные соревнования на грузовиках сегодня наиболее популярны.

С той поры, когда за рубежом побеждали российские и белорусские спортсмены, турнир Europa-Truck Trial не сильно изменился. Разве что разделение по зачетам организаторы усовершенствовали: на смену запутанной схеме из шести классов в 2013 году пришла более понятная система из трех категорий для условно серийных машин (с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 соответственно) и одной — для прототипов. Однако суть состязаний осталась той же — грузовики по-прежнему штурмуют косогоры, траншеи, ямы с водой и прочие естественные и искусственные препятствия. Происходит это, как правило, в бывших карьерах или на трассах для мотокросса. Ну а победителем в трак-триале становится экипаж с наименьшей суммой штрафных баллов, которые начисляются за невзятие преграды или сбитые при ее штурме контрольные стойки.

Брутальный армейский FAUN L908 родом из 50-х годов всегда привлекает внимание болельщиков. В этом сезоне его немецкий экипаж занял седьмое место в категории S3
Брутальный армейский FAUN L908 родом из 50-х годов всегда привлекает внимание болельщиков. В этом сезоне его немецкий экипаж занял седьмое место в категории S3
Грузовики Unimog разных лет выпуска — самое популярное оружие спортсменов в европейском трак-триале
Грузовики Unimog разных лет выпуска — самое популярное оружие спортсменов в европейском трак-триале
Брутальный армейский FAUN L908 родом из 50-х годов всегда привлекает внимание болельщиков. В этом сезоне его немецкий экипаж занял седьмое место в категории S3
Брутальный армейский FAUN L908 родом из 50-х годов всегда привлекает внимание болельщиков. В этом сезоне его немецкий экипаж занял седьмое место в категории S3
Грузовики Unimog разных лет выпуска — самое популярное оружие спортсменов в европейском трак-триале
Грузовики Unimog разных лет выпуска — самое популярное оружие спортсменов в европейском трак-триале
1 / 2

Машины из «серийных» классов не слишком далеко ушли от своих гражданских собратьев: двигатель, его расположение, трансмиссия и даже количество рессор (в случае с рессорной подвеской) в этих зачетах должны быть сохранены. Правда, мотор и коробку передач можно использовать любые из тех, что устанавливались заводом-изготовителем. Благодаря этому гонщики из Миасса в свое время побеждали на машинах, экипированных 12-литровыми турбодизелями Deutz V6 мощностью около 400 л.с. и восьмиступенчатыми коробками передач Eaton. Впрочем, мощность в трак-триале — не главное: «немецкие» Уралы выигрывают сегодня и с 200-сильными моторами. Основные слагаемые успеха, помимо мастерства пилотов, тут лежат в другой плоскости — это хорошая геометрическая проходимость, наличие длинноходной подвески, блокировок в трансмиссии и «зубастых» шин.

Так сегодня путешествуют грузовики к месту соревнований. А вот экипажи команды Уральского автозавода были настолько суровы, что ездили за медалями в Европу из Миасса своим ходом!

Понятное дело, что серийные машины разных марок отличаются по длине и колесной базе. Поэтому для уравнивания шансов участников организаторы европейского трак-триала применяют сложную систему коэффициентов, которые учитываются при подведении результатов экипажей в каждом «упражнении». А препятствий на каждом этапе спортсменов поджидает немало — как правило, участники преодолевают от десяти до пятнадцати соревновательных секций, которые могут варьироваться в зависимости от зачетов.

…как и помощь строительной техники для вызволения застрявших машин
…как и помощь строительной техники для вызволения застрявших машин
Перевороты в трак-триале — не редкость…
Перевороты в трак-триале — не редкость…
…как и помощь строительной техники для вызволения застрявших машин
…как и помощь строительной техники для вызволения застрявших машин
Перевороты в трак-триале — не редкость…
Перевороты в трак-триале — не редкость…
1 / 2

В этом году турнир Europa Truck-Trial состоял из шести этапов в Германии, Австрии, Франции и Италии, а финишировал он в минувшие выходные в немецком Штрассберге. В общей сложности в серии приняли участие четыре десятка экипажей из пяти стран. И ни в одном из классов лидеры турнира не могли расслабиться до самого финиша — претендентов на золото разделяли считанные очки!

Самой плотной получилась борьба во второй категории (4x4), где чешский экипаж Богумира Капа и Катерины Вентлуковой, выступавший на грузовичке Avia 31T, все же унес ноги от армады французских дуэтов на разномастных Унимогах. При этом победителей и серебряных призеров по сумме шести этапов разделило всего одно очко!

Если Кап и Вентлукова взяли европейское золото всего во второй раз, то семейный дуэт Яны и Николы Борзым в зачете 6х6 завоевал уже шестой титул подряд. И все эти годы немцам помогал стать чемпионами их верный Урал-4320, который в этом году вновь оказался сильнее куда более современных МАНов и Мерседесов! К слову, в классе S3 выступали не только три немецких экипажа на Уралах, но и один австрийский дуэт на трехоснике ЗИЛ-131, выигравший стартовый этап и закончивший турнир четвертым.

ЗИЛ-131 австрийской команды Zebra-ZIL-Offroad-Team
ЗИЛ-131 австрийской команды Zebra-ZIL-Offroad-Team
Ян и Никола Борзым выиграли в этом сезоне два из шести этапов в категории S3
Ян и Никола Борзым выиграли в этом сезоне два из шести этапов в категории S3
Серебро в классе S3 завоевал экипаж французской Team Hamm на Мерседесе…
Серебро в классе S3 завоевал экипаж французской Team Hamm на Мерседесе…
…а бронзу — немцы из BFS Trucksport Team, которые пользуются поддержкой компании MAN
…а бронзу — немцы из BFS Trucksport Team, которые пользуются поддержкой компании MAN
ЗИЛ-131 австрийской команды Zebra-ZIL-Offroad-Team
ЗИЛ-131 австрийской команды Zebra-ZIL-Offroad-Team
Ян и Никола Борзым выиграли в этом сезоне два из шести этапов в категории S3
Ян и Никола Борзым выиграли в этом сезоне два из шести этапов в категории S3
1 / 4

На фоне «массовых» второй и третьей категорий, где стартует больше всего спортсменов, четырехосный зачет выглядит бледно. В этом году в нем соревновалось лишь четыре экипажа, лучшим из которых (уже в седьмой раз подряд!) стали немецкие спортсмены Марсель Шох и Йоганнес Штумпп, выступавшие на 480-сильном грузовике MAN TGS.

В классе прототипов, где ограничителем творческой фантазии конструкторов выступает разве что грузовая «база» машин и минимальная масса в 2,5 тонны, тоже был представлен наш Урал. А точнее, полноприводный и полноуправляемый монстр с колесной формулой 6х6, весьма далекий от серийной продукции из Миасса. Четыре года тому назад эта 500-сильная машина, подготовленная французский командой Team Manent—Cellier, стала сильнейшей в Европе, а в этом году Франк Манен и Жан-Поль Селье завершили сезон на третьем месте. Впереди — только австрийцы из KVK-Racing на компактном двухоснике Jolly Jumper с 240-сильным двигателем V8 и их земляки из коллектива Fans on the road, построившие среднемоторный шестиколесный прототип на агрегатах от грузовиков MAN.

…а на этом — 500-сильный полноуправляемый прототип MAN
…а на этом — 500-сильный полноуправляемый прототип MAN
Прототип Урал-4320 французской команды…
Прототип Урал-4320 французской команды…
…и его главные конкуренты. На этом снимке — похожий больше на трактор Jolly Jumper…
…и его главные конкуренты. На этом снимке — похожий больше на трактор Jolly Jumper…
…а на этом — 500-сильный полноуправляемый прототип MAN
…а на этом — 500-сильный полноуправляемый прототип MAN
Прототип Урал-4320 французской команды…
Прототип Урал-4320 французской команды…
1 / 3

Конечно, приятно осознавать, что советская грузовая техника все еще побеждает на соревнованиях в Европе. Печально другое — в родном отечестве про доступные гонки на грузовиках нам вскоре останется лишь вспоминать. Трак-триал уже в прошлом, автокросс на ЗИЛах и Газонах потихоньку сходит на нет, а КАМАЗ, МАЗ и ГАЗ сосредоточили свои усилия на куда более дорогостоящих ралли-рейдах…

Europa Truck-Trial 2017
Итоговые результаты:
Категория 2

Место Команда Страна Автомобиль Очки
1 Racing Team Avia Future Чехия Avia 31T 125
2 Team Plein Gaz Франция Unimog 416 124
3 Gangs of Sud Est Франция Unimog 416 117
4 Dauphidrome Франция Unimog 416 73
5 LVM Франция Unimog 416 37

Категория 3

Место Команда Страна Автомобиль Очки
1 Truck Sport Borzym Германия Урал-4320 118
2 Team Hamm Франция Mercedes 112
3 BFS Trucksport Team Германия MAN TGS 33.480 101
4 Zebra-ZIL-Offroad Team Австрия ЗИЛ-131 92
5 Team Alsace Truck Франция Unimog 79

Категория 4

Место Команда Страна Автомобиль Очки
1 HS-Schoch Hardox Truck Германия MAN TGS 35.480 132
2 Truck Trial Team Reicher Австрия Mercedes SK 3553 127
3 TruckTrialTeam Cloppenburg Германия Mercedes 4158 AK 113

Категория Proto

Место Команда Страна Автомобиль Очки
1 KVK-Racing Австрия Jolly Jumper 119
2 Fans on the road Австрия MAN Proto 114
3 Team Manent-Cellier Франция Ural Proto 107
4 Team le P'tits Suisses Швейцария Unimog Proto 93
5 Team JCCMog Франция Unimog Proto 60

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • Мне зрение Изменяет -Или там 375 урал. На первом фото.

    • он самый. красавец! я ещё застал такие в армии.
      но так же у нас были Уралы с брезентовой крышей (кабриолет - ”африканский вариант” как мы их называли). я на таком и служил - аэродромный пусковой агрегат АПА4. брезент к тому времени был совсем изношенный. зимой в кабине было холодно. приходилось латать вручную кусками от палаток и утеплять одеялами. потом я ̶с̶п̶♩̶♩̶♩̶♩̶л̶ одолжил носовой самолётный утеплитель-такая огромная брезентовая фуфайка.заделал ей внутри весь ”салон” и тогда стало тепло-дейсвительно как в африке.
      где-то ещё фотки были......☹☹☹☹

  • Отлично – европейцы выигрывают на Уралах соревнования, а мы и дальше будем сидеть и говорить о себе какие мы плохие и какая у нас хреновая инженерная школа, что не умеем строить машины, и вообще всё тлен.
    Группа ГАЗ, ау, у вас там бесплатный пиар в Европе – воспользуйтесь шансом. Это всяко выгоднее чем пилить маркетинговые/пиар бюджеты.

  • Урал - самый красивый и харизматичный советский грузовик

  • Думаю, популярность уралов вызвана изначальной дешевизной. Наверн распродавали военную технику после ГДР, вот и понакупали их для соревнований немцы.

    • Так их скорее всего почти за бесплатно отдавали. Основные расходы на доработку уходили. Ну и компоновка с кабиной за двигателем все же предпочтительнее для таких целей - лучше развесовка по осям.

    • Но это не умаляет их способностей на бездорожье.
      Думаю, дело в том, что Уралы изначально созданы для направлений, а европейские грузовики все же для дорог.

      • Думаю врятли, в них ничего особенного нет - обычные архаичные мамонты. Если сравнивать легковые уаз и европейские дефендер с гелендвагеном, то преимущество далеко не на стороне уаза будет. У гелика все диффы блокируются, есть такое на уазе? Нету. Да еще и геометрические параметры на хантере хуже сделали чем на козле. Тоже самое и урал - там ничего такого нету, чтобы он мегапроходимым был, нету межколесных блокировок - в ссср считалось, что они практически не повышают проходимость трехосного авто. Видимо они не знали такую ситуацию, когда авто одной стороной проваливается и с одной стороны колеса крутятся, а с другой нет.
        Урал довольно тяжелая машина, на мягкой почве он попросту тонет.

        • Провалиться Сразу всеми тремя осями на урале причем одной стороной. Ну понятно- На гати промазать. Так никакие блокировки не вытащат.Буль буль скорей всего случится.
          Иного варианта не вижу.Тяжелая говорите- Ну да не спорю.Но въехал как то Урал в Краза- Еще того деревянного.У краза рассыпалась кабина...Урал ну бампер слегка прогнулся... Обратно танком оттягивали(это не байка- сам наблюдал )

        • Если принять во внимание, сколько усилий в СССР прилагалось для создания автомобилей высокой проходимости (военных, конечно же), то хорошие внедорожные способности Урала вполне закономерны.

Рекомендованные статьи