Где Урал сильней, чем MAN и Mercedes? В европейском трак-триале!
Давно позади те времена, когда в России и Беларуси проходили соревнования по трак-триалу — преодолению препятствий на полноприводных грузовых автомобилях. Немногие фанаты автоспорта помнят и то, что в начале 2000-х заводские гонщики на МАЗах и Уралах добивались успеха в зарубежных соревнованиях, трижды выиграв турнир Europa Truck-Trial в категории машин с колесной формулой 6х6 и еще раз — в классе 8х8. Увы, экономический кризис подкосил спортивные программы наших «грузовых» автозаводов и воинских частей — и с середины 2000-х о внедорожных соревнованиях в Минске, Миассе и подмосковных Бронницах благополучно забыли…
Трак-триал в Минске собирал на рубеже веков десятки участников и многие тысячи зрителей! На фото — один из экипажей заводской команды МАЗа
Зато турнир Europa Truck-Trial проводится до сих пор, а в одном из классов неофициального чемпионата Европы по-прежнему доминируют спортсмены на Уралах! Правда, имена этих гонщиков совсем не русские. Бывшую армейскую технику, оставшуюся на Западе после кончины ГДР, используют команды из Германии, Австрии и Франции — тех трех стран, где внедорожные соревнования на грузовиках сегодня наиболее популярны.
С той поры, когда за рубежом побеждали российские и белорусские спортсмены, турнир Europa-Truck Trial не сильно изменился. Разве что разделение по зачетам организаторы усовершенствовали: на смену запутанной схеме из шести классов в 2013 году пришла более понятная система из трех категорий для условно серийных машин (с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 соответственно) и одной — для прототипов. Однако суть состязаний осталась той же — грузовики по-прежнему штурмуют косогоры, траншеи, ямы с водой и прочие естественные и искусственные препятствия. Происходит это, как правило, в бывших карьерах или на трассах для мотокросса. Ну а победителем в трак-триале становится экипаж с наименьшей суммой штрафных баллов, которые начисляются за невзятие преграды или сбитые при ее штурме контрольные стойки.
Машины из «серийных» классов не слишком далеко ушли от своих гражданских собратьев: двигатель, его расположение, трансмиссия и даже количество рессор (в случае с рессорной подвеской) в этих зачетах должны быть сохранены. Правда, мотор и коробку передач можно использовать любые из тех, что устанавливались заводом-изготовителем. Благодаря этому гонщики из Миасса в свое время побеждали на машинах, экипированных 12-литровыми турбодизелями Deutz V6 мощностью около 400 л.с. и восьмиступенчатыми коробками передач Eaton. Впрочем, мощность в трак-триале — не главное: «немецкие» Уралы выигрывают сегодня и с 200-сильными моторами. Основные слагаемые успеха, помимо мастерства пилотов, тут лежат в другой плоскости — это хорошая геометрическая проходимость, наличие длинноходной подвески, блокировок в трансмиссии и «зубастых» шин.
Так сегодня путешествуют грузовики к месту соревнований. А вот экипажи команды Уральского автозавода были настолько суровы, что ездили за медалями в Европу из Миасса своим ходом!
Понятное дело, что серийные машины разных марок отличаются по длине и колесной базе. Поэтому для уравнивания шансов участников организаторы европейского трак-триала применяют сложную систему коэффициентов, которые учитываются при подведении результатов экипажей в каждом «упражнении». А препятствий на каждом этапе спортсменов поджидает немало — как правило, участники преодолевают от десяти до пятнадцати соревновательных секций, которые могут варьироваться в зависимости от зачетов.
В этом году турнир Europa Truck-Trial состоял из шести этапов в Германии, Австрии, Франции и Италии, а финишировал он в минувшие выходные в немецком Штрассберге. В общей сложности в серии приняли участие четыре десятка экипажей из пяти стран. И ни в одном из классов лидеры турнира не могли расслабиться до самого финиша — претендентов на золото разделяли считанные очки!
Самой плотной получилась борьба во второй категории (4x4), где чешский экипаж Богумира Капа и Катерины Вентлуковой, выступавший на грузовичке Avia 31T, все же унес ноги от армады французских дуэтов на разномастных Унимогах. При этом победителей и серебряных призеров по сумме шести этапов разделило всего одно очко!
Если Кап и Вентлукова взяли европейское золото всего во второй раз, то семейный дуэт Яны и Николы Борзым в зачете 6х6 завоевал уже шестой титул подряд. И все эти годы немцам помогал стать чемпионами их верный Урал-4320, который в этом году вновь оказался сильнее куда более современных МАНов и Мерседесов! К слову, в классе S3 выступали не только три немецких экипажа на Уралах, но и один австрийский дуэт на трехоснике ЗИЛ-131, выигравший стартовый этап и закончивший турнир четвертым.
На фоне «массовых» второй и третьей категорий, где стартует больше всего спортсменов, четырехосный зачет выглядит бледно. В этом году в нем соревновалось лишь четыре экипажа, лучшим из которых (уже в седьмой раз подряд!) стали немецкие спортсмены Марсель Шох и Йоганнес Штумпп, выступавшие на 480-сильном грузовике MAN TGS.
В классе прототипов, где ограничителем творческой фантазии конструкторов выступает разве что грузовая «база» машин и минимальная масса в 2,5 тонны, тоже был представлен наш Урал. А точнее, полноприводный и полноуправляемый монстр с колесной формулой 6х6, весьма далекий от серийной продукции из Миасса. Четыре года тому назад эта 500-сильная машина, подготовленная французский командой Team Manent—Cellier, стала сильнейшей в Европе, а в этом году Франк Манен и Жан-Поль Селье завершили сезон на третьем месте. Впереди — только австрийцы из KVK-Racing на компактном двухоснике Jolly Jumper с 240-сильным двигателем V8 и их земляки из коллектива Fans on the road, построившие среднемоторный шестиколесный прототип на агрегатах от грузовиков MAN.
Конечно, приятно осознавать, что советская грузовая техника все еще побеждает на соревнованиях в Европе. Печально другое — в родном отечестве про доступные гонки на грузовиках нам вскоре останется лишь вспоминать. Трак-триал уже в прошлом, автокросс на ЗИЛах и Газонах потихоньку сходит на нет, а КАМАЗ, МАЗ и ГАЗ сосредоточили свои усилия на куда более дорогостоящих ралли-рейдах…
Europa Truck-Trial 2017
Итоговые результаты:
Категория 2
Место | Команда | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Racing Team Avia Future | Чехия | Avia 31T | 125 |
2 | Team Plein Gaz | Франция | Unimog 416 | 124 |
3 | Gangs of Sud Est | Франция | Unimog 416 | 117 |
4 | Dauphidrome | Франция | Unimog 416 | 73 |
5 | LVM | Франция | Unimog 416 | 37 |
Категория 3
Место | Команда | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Truck Sport Borzym | Германия | Урал-4320 | 118 |
2 | Team Hamm | Франция | Mercedes | 112 |
3 | BFS Trucksport Team | Германия | MAN TGS 33.480 | 101 |
4 | Zebra-ZIL-Offroad Team | Австрия | ЗИЛ-131 | 92 |
5 | Team Alsace Truck | Франция | Unimog | 79 |
Категория 4
Место | Команда | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | HS-Schoch Hardox Truck | Германия | MAN TGS 35.480 | 132 |
2 | Truck Trial Team Reicher | Австрия | Mercedes SK 3553 | 127 |
3 | TruckTrialTeam Cloppenburg | Германия | Mercedes 4158 AK | 113 |
Категория Proto
Место | Команда | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | KVK-Racing | Австрия | Jolly Jumper | 119 |
2 | Fans on the road | Австрия | MAN Proto | 114 |
3 | Team Manent-Cellier | Франция | Ural Proto | 107 |
4 | Team le P'tits Suisses | Швейцария | Unimog Proto | 93 |
5 | Team JCCMog | Франция | Unimog Proto | 60 |