Российский гонщик Никита Мазепин будет выступать в Формуле-1

Российский гонщик Никита Мазепин будет выступать в Формуле-1
Автоспорт | 2 декабря 2020
Фото: fiaformula2.com | Hitech GP

В 2021 году в Формуле-1 появится четвертый по счету российский пилот после Виталия Петрова, Сергея Сироткина и Даниила Квята. Чего от него ожидать?

Формула-1 не останется без россиян

Пока это еще не подтверждено, но с вероятностью 99,9% Даниил Квят покинет Формулу-1 по окончании 2020 года. Все идет к тому, что напарником Пьера Гасли в AlphaTauri будет юниор Red Bull из Японии Юки Цунода, а Даниил в лучшем случае вернется к работе тест-пилота. Но, как и после первого ухода Квята из чемпионата, без российского гонщика F1 не останется. В 2018-м на смену Квяту пришел Сергей Сироткин, а в 2021-м российский триколор в самом престижном гоночном первенстве мира будет представлять Никита Мазепин.

Логичный шаг в карьере

Что и скрывать, Никита Мазепин приходит в Формулу-1 в качестве рента-драйвера. Его отец Дмитрий Мазепин занимает 63-е место в списке самых богатых людей России по версии Forbes. Состояние Мазепина-старшего оценивается в 1,3 млрд долларов, ему принадлежит компания Уралхим и 20% акций Уралкалия. И без финансовой поддержки отца Никита, конечно, не оказался бы в команде Haas, которой на фоне коронакризиса позарез нужны деньги. Титульного спонсора у команды нет, и основная часть бюджета — финансовые вливания владельца Джина Хааса.

С другой стороны, Никита Мазепин — это не Педро Пауло Диниц. Если помните, был в девяностых такой бразильский гонщик: выступал он тоже на деньги отца, хозяина крупной сети супермаркетов в Бразилии, и дошел до Формулы-1 без единой победы в молодежных сериях. Ничем, кроме постоянных аварий и нескольких шестых мест на финише, он не запомнился, но тем не менее провел шесть сезонов и 99 Гран При.

Посмотрим, конечно, как сложится карьера Никиты в F1, но лестницу молодежных серий он прошел вполне достойно. Уже на втором в жизни старте в гонках на машинах с открытыми колесами (на этапе зимней азиатской серии MRF Challenge в Катаре в октябре 2014-го) Никита финишировал вторым. Счет победам в формулах он открыл, выиграв в августе 2016-го гонку британской Формулы-3 в Снеттертоне. Затем еще трижды Никита побывал на подиуме в Европейской F3, но своих главных успехов он достиг на подходе к Формуле-1. В 2018-м россиянин выиграл четыре гонки GP3, еще четыре раза поднялся на подиум и стал вице-чемпионом, уступив только французу Антуану Юберу. А в этом году, в свой второй сезон в Формуле-2, Никита оказался в числе главных фаворитов: выиграл две гонки и за один этап до конца занимает третье место в чемпионате, сохраняя математические шансы на титул. Пусть и на несколько очков, но Мазепин опережает в личном зачете Роберта Шварцмана, который считается главной восходящей звездой российского автоспорта.

«Часто говорят о рента-драйверах и том, сколько спонсорских денег они приносят команде, — говорит руководитель Haas Гюнтер Штайнер. — Но не забывайте, что многие хорошие гонщики пришли в Формулу-1 как раз благодаря деньгам. Вспомните, как рента-драйвером называли Серхио Переса, а сейчас он регулярно финиширует на подиуме».

Чего ожидать от Никиты Мазепина в Haas?

В этом году у команды Haas одна из худших машин в пелотоне. И если бы Williams не упустила несколько шансов набрать очки, как в Имоле, то американская команда сейчас наверняка была бы последней в Кубке конструкторов. Учитывая, что в следующем году команды продолжат использовать нынешние машины, надежд на серьезный прогресс команды Haas практически нет.

А ведь Haas — это и так достаточно тяжелое место для дебюта в Формуле-1. Команда существует всего шесть лет, в ее составе работают всего-навсего 80 человек. Опыта и ресурсов не всегда хватает. Доработка машины в течение сезона зачастую оказывается неудачной, потому что проектировкой шасси занимается Dallara, а большую часть деталей команда приобретает у Ferrari. Потому это не совсем их машина, и при развитии инженеры не всегда понимают, в каком именно направлении идти. Бывает, всплывают фундаментальные проблемы: в 2019-м из-за особенностей работы шасси даже опытным Грожану и Магнуссену никак не удавалось прогревать шины, а в 2020-м постоянно перегревается задняя подвеска.

По крайней мере, у Никиты уже есть опыт работы с командой Формулы-1: в 2016-м и 2017-м он был тест-пилотом Force India. Российский гонщик провел восемь дней тестов с коллективом из Сильверстоуна и еще один — на машине Mercedes в Барселоне в мае 2018-го. В общей сложности он проехал на тестах 3000 км — это приблизительная дистанция восьми—девяти гонок. Так что в F1 Никита придет более-менее подготовленным. Чтобы опережать партнера по команде, которым станет другой дебютант Мик Шумахер, этого опыта и наката должно хватить. Но есть вероятность, что противостояние двух новичков команды Haas сведется к борьбе за предпоследнее место в квалификациях и гонках.

Рекомендованные статьи