Новая надежда или тупик: что значит должность Даниила Квята в Ferrari?

Новая надежда или тупик: что значит должность Даниила Квята в Ferrari?
Автоспорт | 18 января 2018
Фото: организаторы | Autobild | skysportsf1.com | theracingline.fr | soymotor.com

Второй в истории российский гонщик Формулы-1 Даниил Квят нашел новое место работы после увольнения из Toro Rosso и исключения из автоспортивной программы Red Bull. 23-летний уроженец Уфы переходит ни много ни мало в Ferrari, где займет должность девелопмент-драйвера. Перспективно ли это или обольщаться все-таки не стоит?

Кто такой девелопмент-драйвер?

Понятие «пилот программы развития» появилось в лексиконе представителей Формулы-1 относительно недавно — пять—шесть лет назад. Еще в 2011-м, когда на презентации новой машины команда Lotus объявила о подписании контрактов сразу с пятью пилотами, никто не разделял их на группы и не говорил: Бруно Сенна — резервист, Ромен Грожан — тестер, Файруз Фаузи, Хо-Пин Тун и Ян Хароуз — пилоты по развитию или участники программы поддержки. Тест-пилоты — и точка.

За минувшие годы в командах выстроилась более-менее четкая иерархия: участник молодежной программы, пилот программы развития, тест-пилот, третий/запасной гонщик и, наконец, боевой гонщик. Девелопмент-драйвер — нечто среднее между юниором из молодежки и тест-пилотом, а его «функционал» может варьироваться в зависимости от объекта развития. Взять, например, Лэнса Стролла, который в 2016-м под статусом гонщика программы развития активно готовился к дебюту в Формуле-1, пилотируя машину двухлетней давности на частных тестах в Сильверстоуне, Будапеште, Шпильберге и Монце. В подобном случае уместнее говорить о программе обучения пилота. А вот кто занимался программой развития машины, так это опытный Жан-Эрик Вернь в Ferrari в 2015-м и 2016-м, активно работавший на симуляторе. Это уже ближе к обязанностям тест-пилота и как раз то, чем будет заниматься в итальянской команде Даниил Квят.

Насколько важна для команды работа на симуляторе?

В коротком официальном сообщении в социальных сетях Ferrari не предоставила какой-либо информации об обязанностях российского пилота, а на отдельный запрос ТАСС скупо ответила: «Роль гонщика по развитию обычно связана с работой на симуляторе. Основные рабочие процессы выполняются другими нашими пилотами».

Получается, у Квята будет весьма скромная должность, которая даже не подразумевает присутствия на Гран При. С другой стороны, работы и коэффициента полезного действия у Дани будет в разы больше, чем у третьего и резервного пилота Скудерии Антонио Джовинацци. Пока итальянец будет просиживать штаны в боксах, Квяту предстоит трудиться параллельно с боевыми гонщиками Себастьяном Феттелем и Кими Райкконеном, пусть и на расстоянии. Задачей россиянина будет тестирование новинок и различных конфигураций настроек на симуляторе — работа рутинная, но важная.

Да и симулятор — это не компьютерная игрушка, а настоящая виртуальная машина с реальным кокпитом, рулем и педальным узлом, расположенная перед гигантским 180-градусным экраном.

Комплекс состоит из настоящего шасси с электромеханическими приводами, которые контролируются мощнейшими компьютерами и передают на кокпит при виртуальном движении боковые перегрузки, ускорения и торможения. В программное обеспечение вшиты цифровые модели болидов и трасс, а диапазон настроек позволяет имитировать практически любые параметры: от прижимной силы и давления в шинах до регулировок двигателя. В условиях ограничения тестов это очень полезная и, можно сказать, незаменимая штука. Особенно по ходу гоночного уик-энда, когда до запрета на изменение настроек, который вступает в силу с начала квалификации, команде нужно опробовать много решений, чтобы найти оптимальную конфигурацию.

После пятничных свободных заездов в пресс-релизах команд часто проскальзывает шаблонная фраза: «Нам предстоит многое проанализировать и серьезно поработать вечером, чтобы улучшить машину». Это далеко не пустые слова.

Обмен данными между инженерами на автодроме и базе в Маранелло по ходу уик-энда осуществляется непрерывно. Полученная информация обрабатывается и загружается в симулятор, и, пока боевые гонщики в Мельбурне видят десятый сон, девелопмент-драйвер в Италии продолжает их работу по поиску баланса машины и оптимальных настроек для трассы Альберт-Парк, чтобы к утру команда на автодроме получила готовый пакет решений.

Если в сезоне-2018 Феттель и Райкконен будут восхищаться тем, какого прогресса добилась Ferrari по ходу уик-энда, то в таком случае знайте: в этом есть заслуга Квята.

Возможно ли повышение тест-пилота в Формуле-1?

Взглянем на статистику трех последних лет, в течение которых Даниил Квят выступал в Формуле-1 в качестве боевого гонщика. За это время с командами сотрудничали 29 пилотов в 2015-м, 20 — в 2016-м и 27 — в 2017-м. Это если брать в расчет даже единичные приглашения, как в случае с чемпионом DTM Марко Виттманом на молодежных тестах в Шпильберге летом 2015-го, и тех, кто ограничился работой на симуляторе, навроде Кармен Хорды, Оливера Роуленда и Татьяны Кальдерон. На более-менее серьезных условиях в командах работали в среднем 10—15 пилотов ежегодно.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи