Что нового ждет зрителей Формулы-1 в трансляциях сезона-2020?
Накануне долгожданного старта сезона-2020 Формула-1 анонсировала целый ряд нововведений в графике трансляций. Дополнительные информационные блоки будут постепенно появляться в течение всего чемпионата. Давайте посмотрим, что же это за новинки и насколько они пригодятся публике.
Характеристики машины в реальном времени
Первую новинку в трансляции мы увидим на старте сезона в Австрии, до которого остается меньше недели. По объему информации это нововведение — самое масштабное из всех шести, оно называется «Показатели эффективности машины» (Car Performance Scores).
В основном блоке будет четыре параметра: поведение машины в медленном, среднем и скоростном поворотах, а также на прямой. Каждый параметр будет оцениваться по десятибалльной шкале. При расчете в реальном времени FOM будет учитывать уровень сцепления колес с трассой, мощность мотора, прижимную силу, лобовое сопротивление, избыточную или недостаточную поворачиваемость. Фиксироваться данные будут более чем с 300 датчиков в машине. По сути, это самая настоящая телеметрия.
Во втором блоке будет детализация по каждому параметру: место машины в рейтинге, общая оценка эффективности, потеря времени относительно лучшей машины и отклонение в сторону избыточной или недостаточной поворачиваемости. И, наконец, в третьем блоке нам покажут прямое сравнение нескольких машин. Понятно, что команды не могут настроить машину так, чтобы на всех участках трассы она ехала на десять баллов. Но тем интереснее будет сравнить в Шпильберге, скажем, Mercedes и Red Bull Racing.
И, кстати, другой любопытный вопрос: насколько пристально станут следить другие команды за показателями машин конкурентов? С одной стороны, для инженеров это достаточно поверхностная информация: не будут же телевизионщики выставлять в трансляции точные показатели мощности мотора или прижимной силы. С другой стороны, командам будет проще понять, на каких участках трассы они сильнее, а на каких — слабее конкурентов. Если, конечно, оценка эффективности будет точной, потому что непонятно, по какому принципу специалисты FOM станут выставлять баллы.
Внимание на прохождение поворотов
Пока руководство Формулы-1 подробно рассказало только о ближайшем нововведении. Информация о других новинках будет появляться по мере их введения. Но на основе анонса можно примерно понять, чего ожидать дальше.
Итак, элемент High-Speed/Low-Speed Corner Performance — это оценка прохождения скоростных (свыше 175 км/ч) и медленных (ниже 125 км/ч) поворотов. Принцип будет тот же, что с эффективностью машины, но только объектом оценки тут окажется гонщик. Можно предположить, что при помощи телеметрии FOM будет учитывать скорость на входе в поворот, апексе и на выходе, уровень избыточной или недостаточной поворачиваемости, а может быть, и угол поворота руля.
В теории — должно быть интересно. Потому что одна из главных проблем трансляции — на телеэкране не видно всех особенностей пилотажа. Если вы наблюдали вживую за машиной Формулы-1 на гоночной трассе, то наверняка подмечали, что даже отдельно взятый поворот гонщики проходят по-разному. Одни при прохождении апекса по максимуму заезжают на поребрик, другие атакуют менее агрессивно, кто-то раньше открывает газ, кто-то позже. Линейного прохождения поворотов не бывает. Это к слову о том, что в Формуле-1 будто бы ездят по рельсам. Нет, просто такие мелочи на ТВ-картинке пока не видны, несмотря на все современные технологии. И, может быть, новая графика, пусть и на основе цифр, покажет разницу в технике пилотажа.
Сравнить Шарля Леклера и Айртона Сенну
Самое интригующее нововведение — «Абсолютное сравнение скорости» (Ultimate Driver Speed Comparison) — появится уже на четвертом этапе сезона, в Сильверстоуне. При помощи этой графики можно будет сравнить действующих гонщиков с гонщиками прошлых лет. В Формуле-1 говорят, что собрали базу данных аж с 1983 года! Скорее всего, речь идет о времени круга и скоростях на отдельных участках трассы.
Cама по себе перспектива сравнения гонщиков прошлого и настоящего выглядит странно — по крайней мере, на первый взгляд. Ведь вспомните, каждый раз, когда заходит речь о чемпионах двух разных эпох, мы говорим, что невозможно сравнивать. Другие машины, другие моторы, другая техника пилотирования, разный уровень технологий. Но обратите еще раз внимание на название «Абсолютное сравнение скорости»: по определению вся эта разница будет отодвинута на второй план.
И, знаете, на самом деле будет что сравнивать. Найдите на просторах YouTube быстрые круги в Спа Шарля Леклера в 2020-м и Айртона Сенны в 1990-м и посмотрите, за сколько времени с начала круга они достигают входа в поворот «Красная вода». Удивительно, но за одинаковое время — 16,4 секунды. Зато Леклер проходит этот легендарный вираж примерно на три десятых секунды быстрее Сенны. А Михаэль Шумахер в 2002-м достигает точки входа в Eau Rouge за 15,2 секунды и на выходе отыгрывает примерно полсекунды у Леклера! Так что сравнение на отдельных отрезках вполне интересно и увлекательно. Посмотрим, как идея F1 будет выглядеть на практике.
Опять рейтинги!
Рейтинги в спорте — вещь достаточно субъективная, особенно в гонках. Ну как можно объективно сказать, что гонщик Ferrari лучше гонщика Toro Rosso, когда они, по сути, выступают в разных весовых категориях? Такое сравнение всегда очень условное.
Формула-1 уже дважды попала в ловушку с рейтингами. В прошлом году эксперты официального сайта чемпионата составляли рейтинг после каждой гонки, и вот что получилось в конце сезона: 1. Хэмилтон; 2. Ферстаппен; 3. Сайнс; 4. Норрис; 5. Леклер; 6. Албон; 7. Боттас; 8. Перес; 9. Риккьярдо; 10. Квят. Пытались оценивать по выступлениям без оглядки на скорость машины, но получилось крайне неоднозначно, раз вице-чемпион сезона оказался только седьмым позади двух новичков Формулы-1! И еще раз F1 оказалась под огнем критики буквально пару недель назад, когда показала ну очень спорный рейтинг гонщиков из новой игры F1 2020. Оказалось, что Валттери Боттас внимательнее напарника, шестикратного чемпиона мира Формулы-1 Льюиса Хэмилтона, а Лэнс Стролл по чистой скорости на равных с Кими Райкконеном. И примерно такая же история нас ждет в этом году в трансляциях.
Во второй половине сезона FOM обещает добавить в графику рейтинг навыков гонщиков (Driver Skills Rating). Среди навыков будут квалификационная скорость, темп в гонке, умение стартовать, мастерство обгонов и защиты, работа с шинами и т.д. Откуда взять цифры? Только из базы статистики. Потому есть опасения, что получится не лучше, чем в игре F1 2020. И, поверьте, тогда недовольны будут все — от болельщиков до гонщиков и руководителей, спонсоров команд. Одно дело публиковать спорное ранжирование на официальном сайте, который за год посещают около 50—60 млн человек, и совсем другое — в трансляциях, которые суммарно в год собирают аудиторию 2 млрд зрителей и вообще являются лицом Формулы-1.
Прогноз — дело неблагодарное
Что главное в гонках Формулы-1? Конечно, интересная борьба, сенсации и драмы на трассе, непредсказуемые результаты. Хуже всего, когда квалификация или гонка получается линейной, а итог предсказуем. И что предлагает Формула-1? Прогнозы скорости гонщиков в квалификации и гонке (Qualifying and Race Pace Predictions). Словно мало мнения комментаторов и экспертов.
Да и многим болельщикам, наверное, интересно сесть с ручкой и блокнотом и проанализировать расклад сил. В этом тоже есть свой шарм — можно помечтать, прикинуть. Никому, кроме любителей ставок, официальный прогноз не нужен. И главное — непонятна цель такого нововведения. Предсказуемые гонки оно сделает еще более предсказуемыми, а в богатых на события гонках всем этим прогнозам грош цена.
Динамика показателей команды
Возможно, самое ненавязчивое нововведение в ТВ-графике Формулы-1 в 2020 году — доработка машины и показатели всей команды по ходу сезона (Car/Team Development & Overall Season Performance).
Динамика в раскладе сил никогда не бывает одинаковой от первой и до последней гонки. Только за счет обновлений в течение сезона команды прибавляют в среднем на 1,5 секунды. Кто-то проводит модернизацию машины лучше, кто-то хуже. Ferrari в 2017-м две трети чемпионата на равных боролась c командой Mercedes, а затем вдруг провалилась как по скорости, так и по надежности. Так что если данные о показателях коллектива будут подкреплены цифрами с отставанием/преимуществом, будет сравнение динамики прогресса или регресса команд, то новинка будет очень полезной для общего понимания картины сезона.
Главное — реализация задумки
Анонс новой ТВ-графики Формулы-1 вызвал весьма неоднозначную реакцию болельщиков в социальных сетях: «Руководство F1, не превращайте, пожалуйста, трансляции в видеоигру!», «С нетерпением жду, когда с этой графикой начнутся проблемы», «Эта графика нужна только для того, чтобы семилетние зрители понимали, насколько быстры машины». Но, как правило, все новое воспринимается обществом в штыки. Да, рейтинги навыков, прогнозы — это лишнее в трансляции и будет только отвлекать зрителей. Но концепция тех же сравнений машин и гонщиков или динамика показателей команды смотрятся неплохо. Вопрос лишь в том, насколько качественно будут реализованы эти задумки.