Хаос под дождем на старте сингапурской гонки: кто главный виновник?

Фото: команды-участницы

Кто же все-таки виноват в аварии на старте Гран При Сингапура? Стюарды гонки решили, что никто, хотя отправной точкой череды драматических событий назвали смещение Феттеля влево. Мне кажется, что виноваты все участники. Кими? Виноват. Райкконен со своей атакой надеялся прорваться между Ферстаппеном и отбойником и был излишне оптимистичен. Он действовал так, как будто не знал характера своего оппонента и надеялся, что тот притормозит, чтобы избежать столкновения.

О чем Феттель думал перед стартом?

Но от Ферстаппена наивно ожидать уступчивости. Смещение Макса в сторону Кими произошло гораздо раньше, чем ему стал перекрывать пространство  Феттель. На видеозаписи с камеры Red Bull отлично видно, что движения рулем влево Ферстаппен делал еще до того, как Ferrari справа к нему приблизилась. Вроде бы нет оснований не доверять Максу, когда он говорит, что следил именно за Феттелем – и отворачивал от него. Но если мы ему поверим, это будет означать только одно – Ферстаппен не смотрел в левое зеркало заднего вида и не видел стремительного приближения Райкконена. Иначе бы он не отворачивал от Феттеля, а тормозил – это было единственной возможностью избежать аварии. Так что Ферстаппен тоже виноват.

На этом снимке с трибуны хорошо видно: Ферстаппен начал смещаться в сторону Райкконена задолго до того, как Феттель попытался повернуть в его сторону. Себастьяну в этот момент нужно было бы брать правее, подальше от намечающейся заварухи

Но наиболее неясно то, что делал Феттель. Нет, эмоционально как раз вполне понятно желание притормозить молодого соперника, который стартовал чуть лучше и сейчас может перехватить у тебя лидерство. Это сработали рефлексы гонщика. Наверное, есть пилоты, которые в такой обстановке думают – поворачивать, не поворачивать? Но они явно ездят не в Формуле-1. Здесь события развиваются так быстро, что рулят (во всех смыслах этого слова) рефлексы и инстинкты. Когда гаснут красные огни светофора, размышлять поздно. Но вот до старта-то разве кто-то мешал Феттелю это сделать? Прежде чем сесть в машину?

Вот стоит он на стартовой прямой, готовит свой шлем. Неужели в его светлую голову не закралась мысль: рядом стартует резкий, неуступчивый парень, что делать, если он сорвется с места очень быстро? Стоит ли смещаться в его сторону? Или, может, выгоднее не обращать на него внимания? А то мало ли… Может, просто ехать прямо? Заходить в поворот по идеальной траектории. На которой Себастьян, собственно, находится изначально в момент старта.

Помимо трех главных участников, последствия инцидента коснулись еще и Фернандо Алонсо, чей McLaren некоторое время оставался в гонке, но в конце концов сошел

Если бы Феттель обдумал эту проблему заранее, либо аварии бы не было, либо он бы в ней не участвовал. Скажу больше, если бы аварии не было, Себастьян бы и позицию, скорее всего, не потерял бы. Потому что Ферстаппену и особенно Райкконену пришлось бы либо промахиваться мимо точки торможения с экскурсией в «карман» поворота, либо тормозить с блокировкой колес. У них-то траектория была совсем не идеальная, а скорость высокая! Хорошо, ладно, допустим, перед стартом Себастьян вообще не думает, а настраивается на гонку.

Но у него есть начальство. Обширный штаб высокооплачиваемых профессионалов в красной форме во главе с Маурицио Арривабене. Между прочим, перед каждой гонкой руководство проводит совещания с пилотами. После квалификации, когда ясна расстановка машин на стартовой решетке. Ох, как бы мне хотелось раздобыть стенограмму сингапурского совещания в Ferrari! Интересно, какие важные вопросы решали на этой встрече, если не обсудили самое важное – старт? Потому что если стартовать вот так, то все остальные хитроумные планы становятся, мягко говоря, неактуальны.

Неужели Арривабене не напомнил Феттелю, что он не с Ферстаппеном соперничает в чемпионате мира. А с другим пилотом, который на пятой позиции начинает – вот его нельзя пропускать вперед! А если Макс обгонит на первом круге, да даже если он и выиграет – ничего страшного не произойдет! Вообще! Главное, чтобы Хэмилтон оставался сзади. Неужели не повторили еще раз строгим голосом тезис о цене ошибки, раз пять, чтобы уж точно усвоилось? А о непредсказуемости Ферстаппена никто из персонала Скудерии Феттелю не напомнил? А когда синоптики сообщили, что будет дождь, кто-то дополнительно призывал к осторожности?

Через несколько секунд после столкновения Феттель восстановил контроль над машиной и еще сохраняет лидерство в гонке. Но его Ferrari уже смертельно ранена: из разорванных трубопроводов бокового понтона под задние колеса выливается охлаждающая жидкость

А Райкконен, интересно, на этом совещании присутствовал? Много говорят, что финн недостаточно мотивирован – может быть, на этот раз он решил проигнорировать брифинг? Нет, в это я не верю. А если он там был – неужели ему никто не сказал, что вот именно сейчас не самый лучший момент, чтобы доказывать свою целеустремленность и демонстрировать жажду борьбы? Кими после гонки этак обиженно сетовал: я поделать ничего не мог, не стану же я специально плохо стартовать! Ну, здорово, он стартовал хорошо – очевидно, в команде этим должны быть довольны.

Повторяю, виноваты в случившемся все непосредственные участники инцидента (кроме разве что Алонсо, который невольно попал под раздачу). Но они гонщики, адреналин и азарт борьбы могут диктовать им неоптимальные решения. Поэтому основная вина лежит не на ком-то из них. Есть коллективный виновник, руководящий штаб Скудерии, который не смог довести до своих пилотов элементарную информацию о стратегическом положении в чемпионате. Не сообщить, гонщики и так в курсе. А достучаться до ума и сердца каждого из двух своих пилотов. Ведь, судя по их маневрам в дебюте гонки, о положении дел в чемпионате Кими и Себастьян знают умозрительно. Руководством к действию эта информация для них не стала. Отсюда и результат.

Стартовая драма убила интригу как всей гонки, так и, вероятно, всего чемпионата. Надеяться на сход Хэмилтона на ближайшем этапе ради уравнения шансов, конечно, можно. Но насколько интереснее все было бы, если бы не этот глупый инцидент! В нем еще и McLaren Алонсо пострадал, который, отлично стартовав, выскочил на третье место (после схода Феттеля оно тут же стало бы вторым). Но Фернандо получил удар от неуправляемой машины Ферстаппена и дальнейшее его пребывание в гонке было бессмысленным.

Разбитые надежды Даниила Квята на удачное выступление в дождевой гонке

Остается пожалеть и еще об одном инциденте, с Даниилом Квятом. Да, он в сложных условиях обошел соперника, в очередной раз показав, как хорошо умеет ездить под дождем. И тут же попал в аварию, разбив и Toro Rosso, и собственные надежды наконец-то набрать много очков. Не стоит даже сравнивать выступление россиянина с тем, что показал его партнер Сайнс, добившийся этой сингапурской ночью лучшего результата в своей карьере. Сравните хотя бы с тем, как ехал Джолион Палмер. Человек, который только что остался без контракта на будущий сезон.

Это не то подвешенное состояние, которое сейчас у Квята. Это определенность, но не самого лучшего толка: человеку просто-напросто указали на дверь. И то, что его не выгоняют из Renault прямо сейчас, не делает ситуацию менее болезненной. Однако в этом прескверном положении Палмер умудряется прыгнуть выше головы и тоже финиширует так высоко, как никогда до этого не финишировал. Не говоря уже о том, что это вообще его первые в сезоне очки. Парень держит удар! И если до сих пор британец вызывал только раздражение, сейчас он еще раз подтвердил мысль о том, что в современную Формулу-1 случайные люди все-таки не попадают.

После самоустранения главного соперника ничто не мешало Хэмилтону выиграть гонку. Даже погода...

Вспоминая, как долго Палмер адаптировался в GP2, можно предположить, что и в Формуле-1 он в конце концов мог бы стать крепким середняком, набирающим очки и периодически проезжающим квалификацию лучше партнера. Но будет ли у него еще пара-тройка лет для адаптации? Скорее всего, нет. Это Формула-1, тут все происходит очень быстро, и хорошее впечатление надо производить вовремя.

Так и с Квятом – в самый ответственный момент такая неудача. Да, ошибаются даже звезды первой величины – старт гонки этому свидетельство. Но против Дани сейчас статистика. Когда-то он опередил по очкам Даниэля Риккьярдо. А на нынешнюю таблицу личного зачета ему, наверное, и смотреть не хочется. Но все-таки пожелаем нашему представителю в Формуле-1 сражаться до последнего. Пока не наступит ясность с контрактом на следующий год – и даже когда она, наконец, наступит.

Гран При Сингапура. 17 сентября, Сингапур, городская трасса

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 2:03:23.544 4
2 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull +4.507 5
3 Валттери Боттас Финляндия Mercedes +8.800 4
4 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso +22.822 4
5 Серхио Перес Мексика Force India +25.359 5
6 Джолион Палмер Великобритания Renault +27.259 5
7 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren +30.388 5
8 Лэнс Стролл Канада Williams +41.696 4
9 Ромен .Грожан Франция Haas +43.282 4
10 Эстебан Окон Франция Force India +44.795 6
11 Фелипе Масса Бразилия Williams +46.536 6
12 Паскаль Верляйн Германия Sauber + 2 круга 6
Сход Кевин Магнуссен Дания Haas рекуператор  
Сход Нико Хюлкенберг Германия Renault утечка масла  
Сход Маркус Эриксон Швеция Sauber авария  
Сход Даниил Квят Россия Toro Rosso авария  
Сход Фернандо Алонсо Испания МсLaren последствия аварии  
Сход Себастьян Феттель Германия Ferrari авария  
Сход Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull авария  
Сход Кими Райкконен Финляндия Ferrari авария  

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 263
2 Себастьян Феттель Германия Ferrari 235
3 Валттери Боттас Финляндия Mercedes 212
4 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 162
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 138
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 68
7 Серхио Перес Мексика Force India 68
8 Эстебан Окон Франция Force India 56
9 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 48
10 Нико Хюлкенберг Германия Renault 34
11 Фелипе Масса Бразилия Williams 31
12 Лэнс Стролл Канада Williams 28
13 Ромен .Грожан Франция Haas 26
14 Кевин Магнуссен Дания Haas 11
15 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 10
16 Джолион Палмер Великобритания Renault 8
17 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren 7
18 Паскаль Верляйн Германия Sauber 5
19 Даниил Квят Россия Toro Rosso 4

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG Petronas F1 Team Mercedes 475
2 Scuderia Ferrari Ferrari 373
3 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 230
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 134
5 Williams Martini Racing Mercedes 59
6 Scuderia Toro Rosso Renault 52
7 Renault Sport Formula 1 Team Renault 42
8 Haas F1 Team Ferrari 37
9 McLaren Honda Formula 1 Team Honda 17
10 Sauber F1 Team Ferrari 5

Рекомендованные статьи