Это фантастика! Фиаско чемпиона, аварии фаворитов, Квят на подиуме

Это фантастика! Фиаско чемпиона, аварии фаворитов, Квят на подиуме
Автоспорт | 28 июля 2019
Фото: команды-участницы

Одиннадцатая гонка сезона, в ходе которой чемпионат мира пересек свой экватор, стала самой богатой на события и непредсказуемой в сезоне. Сложные погодные условия отчасти уравняли в правах лидеров и середняков Формулы-1 — и исход хаотической гонки оказался совершенно невероятным.

Во время квалификации на Ferrari обрушились технические проблемы. В результате Феттель не смог выехать уже в первой сессии, а Леклер — в третьей. Себастьян был допущен к гонке судейским решением и начинал ее с последней позиции. Компанию ему на последней линии стартового поля составил гонщик Макларена Ландо Норрис, который, по сравнению с результатами квалификации, потерял места из-за замены компонентов силовой установки.

Ожидалось, что дождь над Хоккенхаймрингом разразится в субботу, однако квалификация прошла на сухой трассе. А вот в воскресенье дождь пошел. К моменту старта гонки он прекратился, однако трасса все еще оставалась мокрой. Кроме того, погодные радары показывали приближение к автодрому новых дождевых фронтов. Все пилоты начали гонку на машинах с шинами для сильного дождя — а началась она с нескольких кругов, пройденных за автомобилем безопасности. Дирекция гонки советовалась с командами, которые по радио слушали сообщения гонщиков о состоянии трассы. В тот момент, когда сейфти-кар покинул трассу, пилоты единодушно утверждали, что трасса пригодна для старта.

В соответствии с правилами нынешнего сезона, в подобной ситуации (в зависимости от сложности условий) старт можно давать как с хода, так и с места. Вторая опция, которая долгое время не применялась, гораздо более зрелищная — но и требует от гонщиков большего мастерства. В данном случае судьи выбрали именно старт с места. К счастью, серьезных инцидентов на стартовой прямой не возникло, а вот перестановки в пелотоне произошли серьезные. Во-первых, практически все пилоты, стартовавшие с правой стороны решетки, потеряли позиции. Это понятно, учитывая то, что по левой стороне проходит траектория — и она к этому моменту была гораздо более сухой.

Так, Макс Ферстаппен, стартовавший со второго места, пропустил вперед Боттаса и Райкконена, оказавшегося третьим. Но достаточно быстро Макс оставил машину Кими позади. Феттелю хватило единственного круга для того, чтобы прорваться с последней позиции на четырнадцатую.

Уже на втором круге гонку приостановили: машина безопасности вернулась на трассу из-за разбитой машины Серхио Переса. Этим моментом воспользовались Феттель и Албон, поехавшие на пит-лейн для замены дождевых шин промежуточными. Уже на следующем круге их примеру последовали почти все пилоты — и на пит-лейне началось настоящее столпотворение. Оно едва не завершилось аварией: Шарля Леклера опасно выпустили от боксов Ferrari, в него чуть было не врезался подъезжавший к своим боксам Ромен Грожан. Судьи рассмотрели инцидент и решили оштрафовать команду Ferrari, но не самого Леклера, который в ситуации виноват не был.

Оставшиеся на трассе пилоты (Магнуссен, Стролл, Норрис и оба гонщика Уильямса) выиграли множество позиций. Вполне возможно, что их преимущество было бы вполне реальным, если бы дождь в этот момент не пошел снова. Но после нескольких пролившихся с неба капель он временно прекратился — и не поменявшие вовремя шины гонщики начали терять позиции.

Это был только первый эпизод тактической борьбы, которая постоянно велась командами и дополняла борьбу пилотов друг с другом на трассе. Погодные условия постоянно менялись, асфальт высох (по крайней мере, на траектории) почти до идеального состояния, а после этого опять пошел дождь. На капитанских мостиках постоянно решали, когда зазывать в боксы того или иного пилота, — и положение гонщиков на трассе зависело именно от этих решений.

Первым таким решением были пит-стопы Леклера и Хюлькенберга на 16-м круге гонки. Оба получили свежий комплект промежуточных шин, поставив его в тот момент, когда был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности (из-за остановки Renault Даниэля Риккьярдо, мотор которого отказал, выпустив целое облако дыма). Шарль и Нико на короткое время оказались быстрее всех остальных на трассе, но существенной пользы из этого извлечь не смогли.

Следуя примеру первопроходца Магнуссена, на 25-м круге Себастьян Феттель перешел на слики, причем это был Soft. А вот Ферстаппену, который заехал вслед за ним, поставили Medium, что тут же привело его к проблемам с управляемостью машины. Red Bull закрутило вокруг своей оси, но в гонке он, потеряв пару секунд, остался.

Воспользовавшись вторым за гонку режимом VSC (на этот раз из-за схода Норриса), еще несколько пилотов перешли на слики. Ирония судьбы состояла в том, что именно в этот момент дождь, накрапывавший на некоторых участках трассы, усилился. Когда режим виртуального автомобиля безопасности отменили, Леклер тут же разбил свою Ferrari, протаранив барьер безопасности, укрытый плакатами с напоминанием о славной 125-летней спортивной истории своих прямых конкурентов. Шарль пытался вернуться на трассу задним ходом, возможно, повреждения машины были не столь велики — но она безнадежно застряла в гравии.

Те из пилотов, кто успел перейти на слики, избавились от них, воспользовавшись выездом машины безопасности после аварии Леклера. К этому моменту в гонке лидировал Ферстаппен (который в итоге и победил), а на высоких местах располагались гонщики, которым повезло с тактикой, — в частности, вторым ехал Хюлькенберг.

Почти сразу же после аварии Леклера вылетел с трассы и Льюис Хэмилтон. Скорость его автомобиля была меньше и, несмотря на сломанное переднее антикрыло, Mercedes добрался до боксов. Там возникла настоящая паника, к его визиту команда не была готова — однако после починки машины и смены шин на промежуточные Льюис снова поехал на трассу. Так он оказался позади Боттаса (Албона и Хюлькенберга чемпион быстро оставил позади).

Однако судьба его гонки была решена: экстренно заезжая на пит-лейн, он не с той стороны объехал разделительный столбик, за что получил штраф от судей. На место в первых рядах он больше претендовать не мог. А вот претендовавший на высокие позиции и даже на призовое место Хюлькенберг стал очередным пилотом, из-за которого автомобиль безопасности снова появился на трассе. В этот момент некоторые гонщики получили свежий комплект промежуточных шин, но уже через несколько кругов стало ясно, что на повестке дня опять стоит переход на слики.

Первым, еще до рестарта, рискнуть решил Лэнс Стролл, сразу же после возобновления гонки его примеру последовали Квят и Магнуссен, а вскоре и все остальные. Те, кто поторопился, извлек из этого существенное преимущество; в частности, Стролл оказался на второй позиции, а Квят — на третьей. Даня сумел опередить Стролла и выйти на второе место, вслед за ним это же попытался сделать Боттас, но упорный пилот Racing Point, которому в кои-то веки светил серьезный успех, уступать не желал. После серии неудачных атак Боттас чуть отстал, а потом, наехав на поребрик, стал очередным антигероем гонки, разбившим машину.

Очередной рестарт произошел за пять кругов до финиша. Стремительно накатывавшего Себастьяна Феттеля никто сдержать уже не мог — одного за другим он опередил Сайнса, Стролла и Квята. Таким образом, Себастьян поднялся на вторую ступень пьедестала вслед за Ферстаппеном, что после старта с последней позиции выглядит феноменальным результатом.

На подиум попал и Даниил Квят, накануне ставший отцом: его подруга Келли Пике родила дочку. Между тем партнер Ферстаппена Пьер Гасли ошибся во время борьбы с «младшим конкурентом» Алексом Албоном и вылетел с трассы. Взгляд Хельмута Марко, направленный на обнимавшихся на подиуме Квята и Ферстаппена, был очень задумчивым…

В предварительной таблице гонки Райкконен и Джовинацци занимали 7-е и 8-е места — гонка выглядела успехом для пилотов Alfa Romeo. Однако оба гонщика были оштрафованы за то, что настройки сцепления на их машинах во время старта нарушали недавно введенные правила. Получив прибавку по 30 секунд к своим результатам, Кими и Антонио опустились на 12-е и 13-е места. В то же время среди гонщиков, поднявшихся на одну ступеньку в таблице, оказался и Роберт Кубица, получивший первое очко для команды Williams в нынешнем сезоне.

Следующая гонка состоится уже через неделю — на «самом большом картодроме мира» нас ждет Гран При Венгрии.

Результаты гонки

Место Гонщик Страна Команда
1 Макс Ферстаппен* Нидерланды Red Bull
2 Себастьян Феттель Германия Ferrari
3 Даниил Квят Россия Toro Rosso
4 Лэнс Стролл Канада Racing Point
5 Карлос Сайнс-мл. Испания МсLaren
6 Алекс Албон Таиланд Toro Rosso
7 Ромен Грожан Франция Haas
8 Кевин Магнуссен Дания Haas
9 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes
10 Роберт Кубица Польша Williams
11 Джордж Рассел Великобритания Williams
12 Кими Райкконен** Финляндия Alfa Romeo
13 Антонио Джовинацци** Италия Alfa Romeo
Сход Пьер Гасли Франция Red Bull
Сход Валттери Боттас Финляндия Mercedes
Сход Нико Хюлькенберг Германия Renault
Сход Шарль Леклер Монако Ferrari
Сход Ландо Норрис Великобритания McLaren
Сход Даниэль Риккьярдо Австралия Renault
Сход Серхио Перес Мексика Racing Point
  * Лучший круг    
  ** Оштрафованы прибавкой 30 секунд к итоговому времени    

Рекомендованные статьи