Нужен ли гонкам дождь? Послесловие к невероятному Хоккенхайму
Планируя со вкусом, в стиле ретро, отметить юбилей своей автоспортивной деятельности, команда Mercedes, разумеется, рассчитывала еще и победить. А что получилось вместо победы? Безуспешные попытки Боттаса обогнать… Лэнса Стролла. И крик Хэмилтона по радио: «Как мы могли столько потерять?» Вот и вышло, что на подиуме Mercedes был представлен только своими спонсорскими эмблемами на заднике. Праздник был испорчен, зато нынешний Гран При Германии запомнится надолго. Это закономерно, почти каждая гонка под дождем запоминается — потому что события в ней, как правило, радикально отличаются от обычных.
Когда дирекция гонки на Хоккенхаймринге приняла решение давать старт с места, мне вспомнились события более чем двадцатилетней давности. Как летит время! В 1998 году на трассах тоже соперничали алые и серебристые машины, и последние имели преимущество (только тогда это были Макларены). Я тоже смотрел на экран, на котором болиды выстраивались на мокром асфальте стартовой решетки. Так же гасли красные огни светофора, так же вздымались в воздух, закрывая пилотам обзор, клубы водяной пыли.
А после первого поворота (дело было в Спа) на разгоне вдруг машины стали метаться от отбойника к отбойнику, как бильярдные шары. Из повисшего в воздухе тумана брызг хаотически вылетали то оторванные колеса, то какие-то обломки… Было ясно, что большая часть пелотона полегла в этом массовом завале. Невероятное зрелище пробило инерцию восприятия журналиста, которому надо писать статью, поэтому всю гонку он дисциплинированно смотрит на мониторы в пресс-центре автодрома. Не сразу, но все-таки пришло осознание: и чего я сижу? Это же все не где-то происходит, а рядом, прямо под окнами!
Схватив фотоаппарат, я бросился на балкончик пресс-центра (и где же теперь снятые тогда слайды?). Асфальтовая полоска трассы уходила вдаль и вниз, к Красной воде, — там, вдали, еще слышалось завывание моторов тех, кому повезло избегнуть участия в побоище. Но маршалы уже махали красными флагами, а вылезавшие из кокпитов гонщики, которым не повезло, ошалело озирались. Пейзаж был эпическим. Все вокруг усеяно обломками, полтора десятка машин разбросаны по асфальту и обочинам.
Тогда в каждых боксах стояла запасная машина, так что для большинства пилотов возможность еще раз выйти на старт все-таки нашлась. И гонка состоялась, и вышла она тоже запоминающейся — чего стоит только столкновение Шумахера с Култхардом и последующие попытки разъяренного Михаэля найти и наказать Дэвида. Но ничего более впечатляющего, чем последствия побоища в Спа, с тех пор на гоночных трассах мне увидеть уже не пришлось.
Да, когда-то самая скверная погода не была поводом для отмены гонки или ожидания улучшения условий. Есть дождевые шины, есть пилоты, которые обучены ездить в дождь, есть зрители, которые ждут интересного зрелища, — что же еще? А вот в последние годы судьи стали гораздо более осторожными. После трагедии на Сузуке, где получил фатальные травмы Жюль Бьянки, при малейшей опасности аквапланирования гонку приостанавливают.