Нужен ли гонкам дождь? Послесловие к невероятному Хоккенхайму

Фото: команды-участницы

Планируя со вкусом, в стиле ретро, отметить юбилей своей автоспортивной деятельности, команда Mercedes, разумеется, рассчитывала еще и победить. А что получилось вместо победы? Безуспешные попытки Боттаса обогнать… Лэнса Стролла. И крик Хэмилтона по радио: «Как мы могли столько потерять?» Вот и вышло, что на подиуме Mercedes был представлен только своими спонсорскими эмблемами на заднике. Праздник был испорчен, зато нынешний Гран При Германии запомнится надолго. Это закономерно, почти каждая гонка под дождем запоминается — потому что события в ней, как правило, радикально отличаются от обычных.

Когда дирекция гонки на Хоккенхаймринге приняла решение давать старт с места, мне вспомнились события более чем двадцатилетней давности. Как летит время! В 1998 году на трассах тоже соперничали алые и серебристые машины, и последние имели преимущество (только тогда это были Макларены). Я тоже смотрел на экран, на котором болиды выстраивались на мокром асфальте стартовой решетки. Так же гасли красные огни светофора, так же вздымались в воздух, закрывая пилотам обзор, клубы водяной пыли.

А после первого поворота (дело было в Спа) на разгоне вдруг машины стали метаться от отбойника к отбойнику, как бильярдные шары. Из повисшего в воздухе тумана брызг хаотически вылетали то оторванные колеса, то какие-то обломки… Было ясно, что большая часть пелотона полегла в этом массовом завале. Невероятное зрелище пробило инерцию восприятия журналиста, которому надо писать статью, поэтому всю гонку он дисциплинированно смотрит на мониторы в пресс-центре автодрома. Не сразу, но все-таки пришло осознание: и чего я сижу? Это же все не где-то происходит, а рядом, прямо под окнами!

Схватив фотоаппарат, я бросился на балкончик пресс-центра (и где же теперь снятые тогда слайды?). Асфальтовая полоска трассы уходила вдаль и вниз, к Красной воде, — там, вдали, еще слышалось завывание моторов тех, кому повезло избегнуть участия в побоище. Но маршалы уже махали красными флагами, а вылезавшие из кокпитов гонщики, которым не повезло, ошалело озирались. Пейзаж был эпическим. Все вокруг усеяно обломками, полтора десятка машин разбросаны по асфальту и обочинам.

Тогда в каждых боксах стояла запасная машина, так что для большинства пилотов возможность еще раз выйти на старт все-таки нашлась. И гонка состоялась, и вышла она тоже запоминающейся — чего стоит только столкновение Шумахера с Култхардом и последующие попытки разъяренного Михаэля найти и наказать Дэвида. Но ничего более впечатляющего, чем последствия побоища в Спа, с тех пор на гоночных трассах мне увидеть уже не пришлось.

Да, когда-то самая скверная погода не была поводом для отмены гонки или ожидания улучшения условий. Есть дождевые шины, есть пилоты, которые обучены ездить в дождь, есть зрители, которые ждут интересного зрелища, — что же еще? А вот в последние годы судьи стали гораздо более осторожными. После трагедии на Сузуке, где получил фатальные травмы Жюль Бьянки, при малейшей опасности аквапланирования гонку приостанавливают.

Да, безопасность прежде всего. Но к роковой для Бьянки аварии привела целая цепочка случайностей. А в излишней осторожности судей чем дальше, тем больше видна банальная перестраховка. Нынешний Гран При Германии, проходивший под то прекращающимся, то вновь начинающимся дождем, напомнил, насколько же мы соскучились по таким зрелищам. Все-таки мокрый асфальт как генератор событий гораздо интереснее сухого! И старт с места прошел, вопреки опасениям, вполне чисто — хоть и основательно перемешал пелотон. Что уж говорить о последующих событиях…
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи