Тесты Формулы-1: слишком хорошо для зимы?
Первые зимние тесты Формулы-1, как правило, проходят под флагом борьбы с детскими болезнями техники. Иногда еще и погода сюрпризы подбрасывает, мешая нормально трудиться на слишком холодной трассе. В общем, все уже привыкли на первых сессиях не работать, а бороться с трудностями и сложностями. На этот раз все было иначе.
Рутинные заезды с дополнительными аэродинамическими датчиками очень важны в работе на тестах
Завершившиеся февральские заезды в Барселоне показали высокую надежность техники практически всех команд. Традиционных опозданий и пропусков первых дней почти не было. Этим отличился только Williams. Команда отменила намеченный перед тестами съемочный день (который обычно используется для первоначальной проверки работоспособности основных систем автомобиля). Потом пропустила первый день тестов, второй…
Только на третий день машина в новой бело-голубой раскраске выехала на трассу. Конечно, ее пилот, дебютант Формулы-1 Джордж Рассел, просто пытался понять, способна ли машина передвигаться самостоятельно. Лишь один день у него и его партнера Роберта Кубицы оставался для нормальной работы, так что Williams уже на старте отстает от всех остальных соперников. Естественно, показанные Кубицей и Расселом результаты были худшими среди всех участников тестов.
Еще одна форма работы: часть машины покрашена легкосмываемой набегающим воздушным потоком зеленой краской, распределение которой будут изучать аэродинамики
К тестовым результатам, особенно в начале подготовки к сезону, серьезно относиться не стоит. Отмечу лишь, что лучшее время за все четыре дня показал Нико Хюлькенберг (Renault), а вслед за ним в сводной таблице значатся сразу два результата пилотов Toro Rosso, Алекса Элбона и Даниила Квята. Почему наверху они, а не Ferrari или Mercedes? Гранды за высокими результатами сейчас не гонятся, не открывают карты и рутинно работают по своей программе. Быстро проехали те, кому это нужнее.
Команда Renault опаздывала к началу тестов, на фабрике вкалывали день и ночь, успели! Чтобы вдохновить и порадовать ударно потрудившийся коллектив, хороший результат был очень нужен. Кроме того, во время тестов произошла поломка подвижного элемента системы DRS, инженеры и механики искали причину. Нашли – и, разумеется, должны были проверить отремонтированный узел на максимальной скорости. Возможно, есть и третья причина, по которой Хюлькенбергу дали отмашку на попытку проехать круг максимально быстро. В команде появился топ-пилот, Даниэль Риккьярдо. С психологической точки зрения его неплохо мотивирует тот факт, что напарник пока быстрее.
Даниэль Риккьярдо (Renault) адаптируется к работе в новой команде — его напарник Хюлькенберг пока быстрее
Есть своя причина и у высоких результатов Квята и Элбона. Red Bull перешел на силовые установки Honda. Команда должна научиться взаимодействовать с японскими мотористами, люди должны притереться друг к другу, в том числе и поверить в высокий уровень работы своих партнеров. Помните, как с Хондой начал работать McLaren? Сплошные проблемы, поломки и негатив с первых дней. Неудивительно, что сотрудничество в итоге так и не наладилось. Наверняка Red Bull хотел, чтобы начало совместной работы на трассе было беспроблемным, – поэтому силовую установку, скорее всего, пока использовали в щадящем режиме.
Но надо же проверить мотор на максимуме? Конечно. Хорошо, что для этого есть дочерняя команда! Если проблемы будут у Toro Rosso, это никого не расстроит. «Младшая Скудерия» работает с Хондой второй год, любые сложности решаются в рабочем порядке. Вот и получили Квят с Элбоном карт-бланш, право промчаться по трассе на самых мягких шинах, не думая о ресурсе агрегатов. Показали отличное время – и, что гораздо более важно, увидели: Honda даже в таком режиме почти не капризничает!
Лэнс Стролл (Racing Point) доволен: наконец-то он получил конкурентоспособную машину!
Характерно, что многочисленные эксперты в один голос выделяют Ferrari, подчеркивая, что машина итальянцев сегодня самая быстрая. При этом официально зафиксированные результаты Феттеля с Леклером не впечатляют. Но истина кроется в мелочах. Гонщики на красных машинах, естественно, работали со всеми пятью составами шин, которые в нынешнем сезоне будет использовать Pirelli, – от самого жесткого С1 до мягчайшего С5. Но на наиболее мягких покрышках они выполняли задачи, не связанные с достижением высокой скорости! Таких задач на тестах множество – например, равномерное перемещение по трассе на машине, ощетинившейся комплектом рамок с аэродинамическими датчиками.
Тесты в Барселоне привлекают на трибуны немалое количество болельщиков, соскучившихся за зиму по Формуле-1
Свои самые высокие результаты пилоты Скудерии показали на шинах C3. Между тем по итогам тестов специалисты Pirelli примерно подсчитали разницу в скорости между составами. Между шинами C3 и C5 (которые использовал Хюлькенберг) разница примерно 1,4 секунды. Вот и считайте: результат Нико — 1.17,393, у Феттеля — 1.18,161, Леклер проехал еще быстрее. Что и требовалось доказать: Ferrari, как и раньше, быстрее Renault.
В Haas вместе с Грожаном и Магнуссеном работал резервный пилот. Это внук легендарного Эмерсона Фиттипальди, Пьетро
Mercedes? Команда превратила излишнюю скромность на тестах в такую традицию, что это уже скучно. Руководители Мерседеса делают вид, что восхищены формой соперников. Соперники уныло кивают – уже ни для кого не секрет, что в баки «серебристых» залито гораздо больше топлива, чем у них. И хорошо понятно, что во время квалификации в Мельбурне Хэмилтон и Боттас объедут всех или почти всех.
Повторяю, главный результат первых тестов – невероятно высокая надежность машин. Конечно, были поломки, утечки, падения мощности, некоторым командам не хватало запчастей – а уже после тестов в боксах Макларена даже случился мини-пожар (команда осталась в Барселоне, чтобы провести съемочный день). Но в итоге все, кроме Уильямса, проехали солидную дистанцию и показали, что до финиша гонки их пилоты готовы добраться уже сейчас: машины позволяют. То, что форма участников чемпионата слишком хороша для зимы, никого не пугает. Техника не потеряет свои кондиции, как футбольная команда, неправильно спланировавшая сборы и набравшая форму раньше времени.
Mercedes по традиции старается скрывать свои истинные возможности
Вторая неделя зимних тестов начнется там же, в Барселоне, 26 февраля. Вот там над скоростью станут работать уже многие. Даже если лидеры будут по-прежнему скрывать ее – о соотношении сил середняков мы получим более четкое представление.