Взгляд в будущее: какой может стать Формула-1 после 2020 года?
В дни проведения гоночного уик-энда в Бахрейне коммерческие владельцы Формулы-1 из компании Liberty Media поделились с руководителями команд своим видением концепции чемпионата мира в 2021 году. Что интересного предложили Чейз Кэри и Росс Браун? Какие их идеи кажутся выполнимыми, а какие — нет? Давайте посмотрим…
Почему предложения касаются именно 2021 года?
В конце 2020 года заканчивает действие нынешний Договор согласия, фактически являющийся конституцией Формулы-1, в которой прописаны права и обязанности всех сторон, задействованных в организации и проведении чемпионата мира. Это значит, что Liberty Media избавится от оков действующих соглашений с участниками, заключенных еще Берни Экклстоуном, и сможет диктовать свои условия при составлении новых основополагающих документов. Пока что корпорация американского миллиардера Джона Мэлоуна может вносить в регламентацию только косметические изменения — такие, как смена логотипа, замена грид-герлз детишками или изменение графики в телетрансляциях. Так что сегодня Liberty Media играет скорее роль некоего наблюдателя, прощупывая политическую обстановку и почву для будущих реформ.
Каждому по заслугам, каждому по способностям
О необходимости пересмотра системы распределения доходов в Ф1 представители Liberty Media заговорили даже раньше, чем пришли к власти. В сентябре 2016-го Кэри, только метивший на место Экклстоуна, обнародовал список актуальных проблем, первый пункт в котором касался именно финансов. «Система распределения доходов благоволит богатым и большим командам, из-за чего маленьким коллективам трудно выживать, — писал тогда Чейз. — Почти половина стартового поля испытывает финансовые проблемы».
Вопрос действительно серьезный и даже, можно сказать, глобальный: несколько лет назад поочередно обанкротились команды Caterham и Manor, а балансировавшие на грани Force India и Sauber подали официальную жалобу в антимонопольный комитет Еврокомиссии на несправедливые условия конкуренции и нечестное, на их взгляд, распределение призовых. Первой победой Liberty Media на этом поле стал отзыв жалобы из ЕС: маленькие команды почувствовали поддержку и поверили в намерения новых владельцев перекроить финансовую систему Формулы-1. Да и большие игроки, включая Mercedes, Red Bull, Renault и McLaren, с пониманием отнеслись к ситуации, выразив готовность в интересах спорта отказаться от привилегий. Одним словом, диалог был построен на всех уровнях, за что Liberty Media честь и хвала. Тем интереснее было ждать конкретики. Звучали даже предложения о целесообразности перехода на франшизу, как в американской Национальной футбольной лиге. Тогда, грубо говоря, команды приобретали бы на равных условиях лицензию на участие в чемпионате мира, по которой одинаковые суммы причитались бы как Ferrari, так и Зауберу.