Кто может стать следующим россиянином в Формуле-1 после Петрова и Квята?
С уходом Даниила Квята из гоночной программы Red Bull российский автоспорт лишился своей единственной надежды в Формуле-1. Высока вероятность, что юбилейный, пятый Гран При России в сентябре 2018 года пройдет без отечественного пилота. Или кто-то все же сможет в перспективе заполнить образовавшуюся пустоту?
Вариантов не так много — несмотря на то, что сегодня наши пилоты представлены почти во всех младших формулах, за исключением разве что серии GP3. Одни, такие как Егор Оруджев и Матевос Исаакян, больше смотрят в сторону гонок на выносливость. Другие, например, Александр Вартанян и однофамилец нашего первопроходца в Формуле-1, Артем Петров, пока не доросли до нужного уровня. Третьи не добиваются особых успехов или не имеют должной поддержки. Вот и получается, что из полутора десятка россиян, выступающих в серьезных гонках на машинах с открытыми колесами, на подступах к Формуле-1 находятся лишь несколько.
Никита Мазепин (18 лет)
Сезон-2017: Десятое место по итогам чемпионата европейской Формулы-3, три подиума. Тесты в составе Force India на Хунгароринге
Одновременно далеко и близко — так можно описать перспективы Никиты Мазепина в Формуле-1. Второй год москвич является пилотом по развитию команды Force India, регулярно работает на симуляторе команды и провел две тестовые сессии за рулем боевой машины. Причем во время их проведения Никита смотрелся весьма убедительно. Дебютировав на Сильверстоуне в июле 2016-го, он с ходу показал пятое время среди 11 участников, а во второй день и вовсе стал четвертым, уступив лучшему результату Кими Райкконена лишь 0,8 секунды. Интересно, что как на Сильверстоуне, так и в 2017-м на Хунгароринге он оказался быстрее нынешнего гонщика Toro Rosso Пьера Гасли.
Главная беда Мазепина — слабые результаты в младших сериях. В 2017 году россиянин завершил свой третий полный сезон в формулах, и пока статистика не радует: за 101 проведенную гонку он лишь шесть раз был на подиуме, ни разу не стартовал с поула и одержал только одну победу (в британской Формуле-3). В качестве оправдания можно сказать, что, в отличие от многих сверстников, он миновал Ф4 и Еврокубок Формула Renault 2.0. После параллельного выступления в 2015 году в североевропейском турнире от Renault и новозеландской Toyota Racing Series Никита сразу оказался в европейской Ф3, одном из самых сильных молодежных первенств. Адаптация была тяжелой, но за два года Мазепин продемонстрировал хороший прогресс. Если в дебютном сезоне москвич набрал лишь десять очков и стал 20-м в личном зачете, то по итогам чемпионата-2017 записал в свой актив 108 баллов и занял десятое место, опередив в числе прочих двух обладателей звездных фамилий — Мика Шумахера и Харрисона Ньюи.
Что дальше? Пока неизвестно, где Никита проведет сезон-2018, хотя, наверное, было бы логично остаться в Формуле-3. Прибавить бы еще в результатах — и, может быть, тогда у россиянина появится возможность работы на пятничных тренировках с Force India, о которой боссы команды из Сильверстоуна говорили еще в конце 2016 года. Но очевидно, что до места боевого пилота Мазепину пока очень далеко.
Артем Маркелов (23 года)
Сезон-2017: Третье место в чемпионате Формула-2 за один этап до конца сезона, четыре победы
Артем Маркелов — одна из главных загадок в современном российском автоспорте. Не сказать, что в «придворную» серию GP2 он пришел из ниоткуда — все-таки в 2013-м москвич стал вице-чемпионом в немецкой Формуле-3, где в начале 90-х свою карьеру начинали будущие легенды Михаэль Шумахер и Том Кристенсен. Но Маркелов не был так распиарен, как Даниил Квят и Сергей Сироткин, да и большого опыта выступлений на международном уровне (как в картинге, так и в формулах) у него не было. В общем, простой гонщик без крупных спонсоров, без протекции команды Формулы-1 и, казалось бы, без больших перспектив.
Но за четыре года выступлений в турнире GP2 (по ходу дела переименованном в Формулу-2) за команду Russian Time Артем сделал себе имя, прогрессируя семимильными шагами: 24-й в дебютном сезоне, 13-й — в 2015 году, 10-й — в 2016-м и вот наконец претендент на вице-чемпионство! Да, протеже Ferrari Шарль Леклер в этом году был неудержим и уверенно выиграл титул, однако в то же время Маркелов на равных боролся с участником программы поддержки Renault Оливером Роулендом, которому перед финальным этапом в Абу-Даби он уступает 12 очков. По количеству побед впереди россиянина только Леклер — четыре против шести. Так что, наверное, пришло время двигаться дальше.
Еще в конце прошлого года руководитель команды Russian Time Светлана Стрельникова и сам Артем рассказывали об интересе со стороны нескольких команд Формулы-1. В качестве варианта называлась программа развития Williams, но на этом все дискуссии прекратились. Будем надеяться, что бронза, а лучше серебро по итогам сезона-2017 позволят Артему Маркелову возобновить переговоры.
Роберт Шварцман (18 лет)
Сезон-2017: Третье место в Еврокубке Формула Renault 2.0, шесть побед. Тесты в европейской Ф3 в составе Prema Powerteam
Включение в программу поддержки Ferrari Роберт Шварцман отметил двумя победами и вторым местом в финале Еврокубка Формула Renault 2.0, который состоялся в конце октября в Барселоне. А чтобы побороться за чемпионство с французом Сашей Фенестразом, петербуржцу, по большому счету, не хватило 75 очков, потерянных из-за неоднозначных судейских решений в двух гонках. Но самое главное — Роберт произвел отличное впечатление, получил протекцию команды из Маранелло и теперь может готовиться к следующему шагу в своей карьере.
Не исключен вариант, при котором в новом году Шварцман будет совмещать выступления в европейской Формуле-3 и турнире GP3, как Даниил Квят в 2013-м. Если сезон станет прорывным, то к концу года можно будет помечтать об участии в пятничных тренировках в составе команд Haas и Sauber, являющихся партнерами Ferrari. Почему бы и нет? Ведь Леклер еще до чемпионства в GP3 в 2016-м получил возможность провести пять сессий свободных заездов за рулем машины Haas.
Сергей Сироткин (22 года)
Сезон-2017: Резервный гонщик Renault F1, участие в «24 часах Ле-Мана» в составе SMP Racing (16-е место в LMP2), выступление на этапе Ф2 в Азербайджане (десятый в главной гонке, четвертый в спринте)
Несколько раз за последние четыре года Сергей Сироткин пытался повторить путь Виталия Петрова и Даниила Квята, но на старт Гран При так и не вышел.
Первое заявление грянуло летом 2013 года, когда команда Sauber, находившаяся на грани финансового коллапса, объявила о начале сотрудничества с тремя российскими компаниями, в числе которых был и Национальный институт авиационных технологий, который возглавлял отец Сергея, Олег Сироткин. В рамках этого проекта москвич, которому на тот момент было 17 лет, должен был дебютировать в Формуле-1 в сезоне-2014. Были запланированы интенсивная программа подготовки с тестами на болиде образца 2011 года и заезды во Фьорано для получения суперлицензии. Но, как выяснилось буквально через пару месяцев, российские инвесторы сначала надавали команде Sauber обещаний, а только затем принялись искать деньги, так в итоге и не найдя их. Проект, по данным швейцарских СМИ, оценивался в колоссальные 370 миллионов евро, тогда как за место Сергея в команде требовалось заплатить 20—30 миллионов. В итоге все ограничилось назначением Сироткина на год на должность тест-пилота, после чего стороны расстались окончательно.
Затем, в апреле 2016 года, последовало приглашение Сергея в Renault. К тому моменту Сироткин стал бронзовым призером в GP2 и продолжил выступать за коллектив ART, совладельцем которого был новый босс французской команды Фредерик Вассер. В отличие от Заубера, в Renault москвичу никто не обещал золотых гор, да и комментарии по поводу дальнейших перспектив были довольно сдержанными. В основном заявления о претензиях на место боевого гонщика исходили от самого Сироткина и руководителей программы SMP Racing, которая его поддерживает.
«Я никогда не скрывал, что стать боевым пилотом Формулы-1 — моя цель. Теперь я сделал большой шаг навстречу этой цели», — говорил Сироткин, комментируя подписание контракта.
В 2017 году россиянин сделал еще один шаг — занял место официального резервного пилота Renault. Но похоже, что это пока максимум. За полтора сезона Сергей принял участие в пяти тренировках, дважды выступил на официальных тестах, а также регулярно участвовал в частных заездах за рулем пятилетней машины Lotus-Renault. Что дальше — вот вопрос!
Сам Сергей говорит, что не выдержит еще один год без гонок, ведь в 2017-м он провел лишь один этап в Формуле-2 и вышел на старт в Ле-Мане. Вероятнее всего, москвич выступит в чемпионате мира по гонкам на выносливость за рулем нового прототипа BR1, в работе над которым принимает участие вместе с Виталием Петровым и Михаилом Алешиным. В теории это не должно помешать продолжению его работы с Renault: в 2018 году в FIA WEC запланировано всего четыре этапа, и ни один из них не пересекается с Гран При. Но, судя по всему, с мечтой о гонках Формулы-1 Сироткину пока придется повременить…
Может быть, Даниил Квят еще вернется?
Откровенно говоря, шансы на появление новых российских гонщиков в Формуле-1 в сезоне-2018 стремятся к нулю. Через два—три года — возможно. Там подрастет Шварцман или дождется своего звездного часа Сироткин — если, например, Сайнса заберут из Renault в Red Bull Racing. Перспективы Мазепина и Маркелова? Пока роль резервного гонщика — потолок для обоих.
Больше на отечественном горизонте пока никого нет. Конечно, не стоит окончательно списывать со счетов Даниила Квята. Но есть не самая радужная статистика: из шести предыдущих уволенных гонщиков Toro Rosso за десять последних лет продолжить карьеру в Формуле-1 смог только один — Витантонио Льюцци.
Пример Льюцци, кстати, весьма неплохой. Итальянец в 2009 году перебрался в Force India на должность резервиста, а когда в конце сезона ушел Джанкарло Физикелла, он занял место боевого гонщика. В команде из Сильверстоуна недавно намекнули, что хорошо бы иметь проверенного запасного пилота на случай, если в 2019-м Mercedes заберет Эстебана Окона к себе. Немецкие СМИ упомянули Квята в этом контексте. Почему бы и нет?
Второй вариант — место в Williams. Конечно, шансы Дани невелики. Если команда решится пойти вразрез с интересами титульного спонсора, компании Martini, ради приглашения гонщика моложе 25 лет, то ей будет выгоднее выбить скидку на моторы Mercedes и взять Паскаля Верляйна, чем Квята без спонсорского багажа. А против других возможных кандидатов, Пола ди Ресты и Роберта Кубицы, у россиянина только один козырь — опыт участия в гонках за рулем современной машины Ф1. Но, как говорил Михаэль Шумахер, никогда нельзя сдаваться и нужно продолжать борьбу, даже если шансы минимальные…