Взгляд с трех сторон. Кто прав, а кто виноват в увольнении Даниила Квята?

Фото: autosport.com | scuderiatororosso.com

В конце октября руководство Red Bull подтвердило, что россиянин Даниил Квят не просто лишился места в команде Toro Rosso, а исключен из программы поддержки австрийской компании. Почему это произошло? Попробуем взглянуть на ситуацию и ее последствия с трех точек зрения.

Red Bull: «Квят не исправится»

Упрекать боссов гоночной программы Red Bull в несправедливом решении тяжело. Наоборот, Даниилу Квяту был выписан такой гигантский кредит доверия, что его предшественники Себастьен Буэми и Жан-Эрик Вернь могли бы россиянину только позавидовать.

Во-первых, у уроженца Уфы был шанс проявить себя в Red Bull Racing. А во-вторых, даже после отчисления из старшей команды Даниилу дали возможность начать все заново, вернувшись в Toro Rosso. «Квят не остался бы в системе Red Bull, если бы мы не верили в его талант, — сказал руководитель «старшей» формульной команды Кристиан Хорнер после перевода россиянина в Toro Rosso в мае 2016 года. — Выступления в STR позволят ему вернуть уверенность в себе, обрести форму и показать себя».

В запасе у Даниила Квята было полтора года и в общей сумме 32 Гран При. За 67 лет в Формуле-1 выступали около девятисот пилотов, но три четверти из них за всю карьеру провели меньше гонок и добились большего, чем два девятых места на финише.

Бесперспективный Нельсиньо Пике успел за это время подняться на подиум (второе место в Хоккенхайме-2008), а отчисленные посередине сезона чемпионы CART Себастьен Бурдэ и Кристиано да Матта набрали бы по нынешней системе 23 и 45 баллов соответственно. Ну а на счету Квята за полтора года оказались всего девять очков. Даже первый неудачный протеже Red Bull Энрике Бернольди заработал бы восемь пунктов, если бы в начале 2000-х очки присуждались первой десятке пилотов на финише, а не шестерке лучших, как тогда.

Можно долго рассуждать о важности качества обратной связи, квалификационном темпе, опыте, но главное все же — результат на финише. Да, Квяту часто не везло, но все-таки разгромный cчет 9:90 по очкам с Карлосом Сайнсом за полтора сезона одним только невезением объяснить невозможно.

Получилось так, что после перевода в Toro Rosso россиянин не только не отыгрался после обидной потери места в Red Bull Racing, но и окончательно разочаровал руководство австрийского концерна. А последней каплей терпения, вероятно, стала абсолютно ненужная авария Квята на фоне четвертого места Сайнса в Сингапуре.

«Он не исправится», — подытожил после Гран При США доктор Хельмут Марко. И претензий к руководству Red Bull в целом быть не может. Оно имело полное моральное право так поступить. Непонятно только, зачем было столь долго держать Квята, если его психологический надлом был виден еще в первых гонках после перевода в Toro Rosso.

Ситуация с отстранением в Малайзии и Японии, возвращением в Остине и окончательным увольнением — это вообще почти что нонсенс для Формулы-1. В последний раз такое издевательство над гонщиком было в команде Jordan в 2004 году, когда итальянца Джорджио Пантано дважды по ходу сезона высаживали из кокпита. Но этому хотя бы было понятное объяснение — проблемы с финансовой поддержкой.

В ситуации с Квятом никакой логики не прослеживается. С Даниилом обошлись как с игрушкой, которую просто выкинули, когда вдруг нашлась новая-старая вещь в лице Брендона Хартли. Впрочем, это в стиле Red Bull. Себастьена Буэми и Хайме Альгерсуари уволили за две недели до Нового года, а Жан-Эрику Верню обещали место в Red Bull Racing при уходе Себастьяна Феттеля, но в итоге убрали француза даже из Toro Rosso.

Просто австрийский концерн несоизмеримо долго был лоялен к Квяту, несмотря на слабые результаты, и сложилось ошибочное впечатление, что так будет всегда.

Toro Rosso: «Нужно оценить Гасли и Хартли»

Почти половину бюджета STR составляют финансовые вливания Red Bull: согласно отчету по итогам 2016 года, это 45 миллионов евро при общей сумме 113 миллионов. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Так что в вопросе состава пилотов менеджмент Toro Rosso де-факто не играет никакой роли. «Red Bull сама определяется с гонщиками. Toro Rosso создавалась как площадка для того, чтобы юниоры могли показать себя и попасть в старшую команду», — сказал несколько лет назад руководитель STR Франц Тост.

Отсюда и довольно шаблонное отношение к пилотам. Если изучить интервью Тоста за последние годы, то можно заметить, что его фразы повторяются как под копирку: «Я доволен прогрессом наших пилотов», «Сейчас у нас один из лучших составов в истории», «Он будущий чемпион». Неважно, идет ли речь о составе Риккьярдо—Вернь, Вернь—Квят, Сайнс—Ферстаппен или Сайнс—Квят. Теперь вот «Гасли и Хартли — потрясающие и опытные гонщики». Как только со стороны боссов концерна по отношению к тому или иному пилоту начинает дуть прохладой, тон меняется на более осторожный, а заканчивается все заявлением «Окончательное решение о его будущем — за Red Bull».

Все это к тому, что никто в Toro Rosso не собирался защищать Квята перед увольнением и настаивать на его кандидатуре хотя бы до конца сезона-2017. А ведь это было бы в собственных интересах команды.

«Мы хотим оценить Гасли и Хартли в трех оставшихся гонках, поскольку, возможно, именно они будут выступать за Toro Rosso в 2018 году», — сказал Тост на пресс-конференции в Мексике.

Хорошо, но разве не показательнее было бы сравнить их с Квятом? Ведь в Остине россиянин продемонстрировал, что может быть вполне достойным ориентиром: 0,8 секунды преимущества перед Хартли в квалификации и полминуты отрыва в гонке. Ничего страшного не случилось бы, если француз и новозеландец поочередно посидели бы на командном мостике. Если коллектив хочет устроить проверку новичкам в боевом режиме, то такой шаг куда понятнее и человечнее, чем то, как в итоге поступили с Даней. А по факту выходит, что Гасли и Хартли просто дали возможность получить как можно больше наката.

Не менее интересно, как Toro Rosso закрыла глаза на положение в Кубке конструкторов. Мало было ухода Карлоса Сайнса в стан прямых конкурентов, команду Renault, так в Фаэнце избавились и от второго опытного гонщика. Хотя еще пару месяцев назад подобный сценарий казался немыслимым.

Вряд ли Квят заработал бы гору очков, но с ним у Toro Rosso было бы больше шансов отстоять шестую строчку в командном зачете, чем с двумя «зелеными» пилотами. А ситуация за две гонки до конца сезона очень опасная: Renault — всего в пяти очках позади, а Haas — в шести. Потеря одной или разом двух позиций может дорого обойтись STR, учитывая разницу в призовых выплатах от FOM: цена провала — от шести до девяти миллионов долларов! А ведь вторую половину бюджета Toro Rosso, наряду с финансами Red Bull, составляют в основном призовые. В плане спонсоров команда из Фаэнцы одна из самых скромных: их вклад составляет лишь 15 процентов от общего бюджета.

В общем, если кто и потеряет больше всех в результате всей этой чехарды с составом пилотов, то это Toro Rosso, но никак не Red Bull и даже не Квят.

Даниил Квят: «Я приму любое их решение»

«Теперь я больше ничего не боюсь», — сказал Квят после перевода из Red Bull Racing в Toro Rosso. Представлял ли россиянин, что через полтора года его ждет еще один «сюрприз» от доктора Марко? С определенной долей уверенности можно сказать, что, по крайней мере, Даня был внутренне готов к очередному удару. 

«Я приму любое решение с их стороны», — сказал российский гонщик в июле этого года. Выходит, смирился? Навряд ли — скорее всего, обратился за помощью к грамотному специалисту, который научил Даниила применять в деле так называемую теорию амортизации, смягчающую психологический удар. Это хорошо видно по спокойным и рассудительным высказываниям Квята примерно с середины лета. 

В Остине он косвенно подтвердил работу с психологом: «Я чувствую, что стал сильнее в психологическом плане. У меня появилась мотивация и новый подход. Я смог понять некоторые вещи, но самое важное — это работает». Жаль, что слишком поздно сработал новый подход. Как дал понять Хельмут Марко, выступление россиянина на Гран При США уже ничего не решало. 

С другой стороны, давайте посмотрим правде в глаза: ну не мог Квят бесконечно гоняться за молодежную команду! Во-первых, в Red Bull не дали бы такой возможности, а во-вторых, какой в этом смысл? Если помните, не так давно в Мировой серии Renault выступал российский гонщик Даниил Мове. За шесть сезонов москвич провел рекордные 108 гонок, сменил четыре команды, пересидел несколько поколений пилотов, но лишь пять раз за все это время побывал на подиуме. Так его карьера по большому счету и завершилась. 

Да, Квят, даже выступая за Toro Rosso, зарабатывал огромные по среднестатистическим меркам деньги: по неофициальным данным, его зарплата составляла около миллиона евро в год. Но даже если это так, то в карьерном плане для Даниила ситуация напоминала тупик. 

«Если будет четкая цель и хорошие возможности в будущем, то я буду рад остаться в Red Bull, — сказал Квят на Гран При США. — А если все сведется к одной гонке с туманными перспективами, то мне это не очень интересно». 

Обратно в Red Bull Racing Даню не взяли бы, а ждать чудо-машину в маленькой и лишенной всяких амбиций Toro Rosso было бессмысленно, тем более в свете перехода на моторы Honda. Так что все закончилось так, как и должно было закончиться… еще в мае 2016 года.

«Есть ли у меня план B или С? Да, всегда важно иметь запасные варианты», — сказал Даниил в Остине, отметив, что жизнь не ограничивается миром Формулы-1.

Конечно, ему будет тяжело, учитывая, что с 15-летнего возраста уфимец находился под крылом Red Bull. Нужны спонсорские деньги, толковый менеджмент, результаты, которых у россиянина не было в последние полтора года. Но если даже бывший глава технического департамента Mercedes, а ныне технический директор Williams Пэдди Лоу говорит, что кандидатура Квята достойна рассмотрения, то, значит, не все так безнадежно…

Рекомендованные статьи