«Бэби Шумми», или Продолжит ли Мик Шумахер дело знаменитого отца?
Возвращение легендарной фамилии Шумахер в протоколы результатов и статистические сводки Формулы-1 не за горами: единственный наследник великого Михаэля находится уже на подступах к Большим Призам. Но стоит ли ожидать от него больших свершений или пока лучше воздержаться от амбициозных прогнозов?
Почему карьера Мика Шумахера началась незаметно для публики?
Жизнь семьи самого успешного и известного гонщика Формулы-1 всегда была сокрыта от широкой общественности. И когда в 2008-м в одном из интервью Михаэля спросили об участии девятилетнего сына Мика в картинге, он ожидаемо ушел от ответа: «Он играет в футбол, хоккей, ездит на лошади, гоняется на картах. Но я хочу избежать влияния СМИ на жизнь сына. Мне хочется, чтобы он жил своей жизнью, а не моей. Поэтому не стану говорить на эту тему».
Так что на протяжении многих лет не было доподлинно известно, пошел ли действительно Мик по стопам своего знаменитого папы или, как ровесник Хьюго Хаккинен, сын двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена, забросил картинг и увлекся футболом. Девичья фамилия матери Беч в начале карьеры и псевдоним Мик Джуниор в более старших картинговых классах помогли Шумахеру-младшему избежать повышенного внимания публики и уменьшили груз ожиданий. Шумиха вокруг сына легенды Формулы-1 поднялась лишь в самом конце его картинговой карьеры в сентябре 2014-го, когда Мик в возрасте 15 лет стал вице-чемпионом мира среди юниоров. Невероятно, но факт: вплоть до того времени мало кто из болельщиков знал Мика в лицо по той простой причине, что в прессе не было толком ни одной фотографии с ним!
«Я помню, как однажды папа спросил, собираюсь ли я профессионально заниматься гонками или рассматриваю это занятие как хобби, — поделился воспоминаниями Мик. — Я не раздумывая ответил, что, конечно, хочу стать профессионалом. У меня даже мыслей не было заниматься чем-нибудь другим».
Хотел ли Михаэль Шумахер, чтобы сын пошел по его стопам?
«Честно говоря, я предпочел бы увести сына с гоночной трассы на поле для гольфа. На примере Жака Вильнева, Деймона Хилла и моего брата я видел, какой тяжелой ношей может быть фамилия. И я не хочу, чтобы его сравнивали со мной», — откровенно заявил семикратный чемпион мира, когда Мику было четыре года.
Но, как показало будущее, Шумми-младший все-таки выбрал гонки, а не гольф. И очень жаль, что лишь в картинге отец смог сопровождать его и помогать советами. Трагедия во французских Альпах в конце 2013-го лишила Мика незаменимого наставника, придав его будущей карьере совсем другой окрас. С отцом рядом ему, конечно, было бы проще и учиться, и, наверное, выдерживать огромный прессинг, связанный с фамилией.
Опасения Михаэля сполна подтвердились. Сравнения оказались неизбежны даже в дебюте Мика в скромных немецкой и итальянской гонках Формула-4. Но при такой фамилии, как Шумахер, иначе быть не могло. Да и параллели напрашивались сами собой: в 2015-м Мик выиграл свою первую же гонку в формулах, как и Михаэль в 1988-м в Формуле Koenig. В концовке одного из заездов в 2016-м его напарника попросили уступить позицию, что не раз случалось и с партнерами Шумахера-старшего по команде. А в другой гонке Мик протаранил своего прямого конкурента по борьбе за титул, волей-неволей напомнив спорные инциденты с отцом в Аделаиде-1994 и Хересе-1997. Что уж говорить теперь, после разгрома Шумми-младшим соперников по престижной Европейской серии Формулы-3 — восьми побед в 16 гонках второй половины сезона-2018. Добавьте к этому такой же бескомпромиссный стиль борьбы на трассе и в целом внешнее сходство с Михаэлем, ту же мимику, речь, улыбку, — и получится настоящий «Бэби Шумми», как когда-то называли Себастьяна Феттеля.
Но в любом случае от сравнений никуда Мику не спрятаться и не скрыться. Раз уж он решил вступить на проторенную отцом тропу, то ему придется нести этот крест всю гоночную карьеру, вне зависимости от того, добьется он хотя бы части успехов Михаэля или нет.
Громкая фамилия не гарантия успеха
Династии в автоспорте и в Формуле-1 в частности — вещь достаточно распространенная. Однако брат, сын, племянник, внук пилота — это самостоятельные единицы в гонках, вне зависимости от того, носят ли они фамилию Шумахер, Сенна, Прост, Пике, Хилл, Вильнев, Росберг, Лауда или Хант. Единственное, что их отличает от соперников, — это лишний груз ответственности и повышенное внимание к своей персоне. И Мик не исключение. То, что его папа — самый успешный гонщик в истории Гран При, еще не значит, что ему на роду написано выигрывать гонку за гонкой, чемпионат за чемпионатом. Многого ли добился младший брат Михаэля Ральф, выступавший в Формуле-1 с 1997-го по 2007-й? Да, за рулем машины Williams-BMW он выиграл шесть гонок и 21 раз был на подиуме. В удачный для себя день немец мог ехать ничуть не хуже своего звездного брата и даже обходил его в прямой борьбе, как в Канаде-2001, но таких дней в карьере Ральфа было раз, два и обчелся. В целом же младший брат Михаэля запомнился как нестабильный, заносчивый и крайне переоцененный гонщик, получавший неоправданно высокие гонорары в размере 18—25 млн долларов.
Есть у Михаэля и Ральфа также сводный брат по отцу Себастьян Шталь, который в конце 80-х, как и они, начинал карьеру на картодроме в Керпене. Но после картинга и молодежных серий он так и не нашел себя: пробовал силы в Суперкубке Porsche, гонках FIA GT и немецком первенстве VLN, но не сложилось. В последние годы Шталь работает инструктором на тестах в юниорских сериях и является послом марки Seat. Так что родство с семикратным чемпионом мира Формулы-1 автоматически не означает успешность карьеры в автоспорте…
Как выглядят результаты Мика в молодежках?
За четыре года выступлений в молодежных формульных сериях Мик Шумахер провел в общей сложности 149 гонок, одержал 23 победы, выиграл 15 поулов и 27 раз побывал на подиуме. Немец завоевал одну бронзу (в индийской зимней серии MRF Challenge), дважды становился вице-чемпионом (в немецкой и итальянской Ф4) и выиграл один чемпионский титул (в Европейской Ф3). Статистика довольно неплохая, но и не блестящая. Для сравнения: восходящая звезда британского автоспорта Ландо Норрис, дебютировавший одновременно с Миком в немецкой Формуле-4 в 2015-м, за этот же временной отрезок стал чемпионом в Еврокубке Формулы Renault 2.0, альпийской Формуле Renault, новозеландской Toyota Racing Series, с ходу взял титул в Европейской Ф3, завоевал серебро в Формуле-2 и теперь готовится к дебюту в Королевских гонках за McLaren. А пришедший на год раньше в соревнования на машинах с открытыми колесами Джордж Рассел выиграл британское первенство Ф4, затем повторил свой успех на международном уровне, в GP3 и Формуле-2, и вместе с Норрисом дебютирует в Ф1 в 2019-м.
Поэтому лучшим гонщиком молодого поколения назвать Мика сложно. Не всегда ему хватает скорости, умения быстро адаптироваться и избегать ошибок. Но шаг за шагом Шумахер-младший прогрессирует, учится, и его неожиданный рывок во второй части прошлого сезона из конца первой десятки личного зачета на первую строчку — наилучшее тому подтверждение. В отличие от шедшего поначалу с ним бок о бок Харрисона Ньюи, сына знаменитого конструктора Формулы-1 Эдриана Ньюи, Мик не промчался «галопом по Европам» по молодежкам, а проводил как минимум два года в одной категории, значительно прибавлял и только после этого шел дальше. Десятый в немецкой Ф4 в 2015-м — второй в 2016-м, 12-й в Европейской Ф3 в 2017-м с одним подиумом — чемпион в 2018-м с восемью победами. А следующей ступенью для Шумахера-младшего станет престижная Формула-2, откуда уже напрямую открывается дорога в Гран При.
Что думают о Мике его работодатели?
Фритц ван Амерсфорт, босс команды Van Amersfoort Racing: «В отличие от Макса Ферстаппена, Мик не может полагаться только на свой природный талант и вынужден многому учиться. Но надо отдать ему должное, учитывая, что у него с определенного момента не стало поддержки отца. Как и Михаэль, Мик открыт, честен с собой, внимателен к деталям и усердно работает. Ему необходимо дать время, так как он находится под тяжелейшим прессингом. Ожидать, что он достигнет уровня своего отца, — это чересчур».
Рене Розен, руководитель команды Prema Racing: «В первом сезоне в нашей команде Мику пришлось многому учиться, чтобы адаптироваться после Формулы-4. Но уже на тестах следующей зимой он продемонстрировал значительный прогресс. В начале второго сезона не все получалось, причем по причинам, которые от него не зависели. Но после того, как все сошлось воедино, Мик оказался неудержим».
День открытых дверей
Прорыв Шумми-младшего в Европейском чемпионате Формулы-3 не остался незамеченным в паддоке Королевских гонок. Еще в августе прошлого года были разговоры о заинтересованности Red Bull в приглашении его в свою молодежку. Достаточно быстро куратор спортивной программы австрийского концерна Хельмут Марко опроверг подобную возможность, сославшись на то, что о Мике и так есть кому позаботиться. Ведь карьерой Шумахера-младшего занималась Сабина Кем, являвшаяся менеджером Михаэля в его последние годы в Формуле-1. Теперь эту роль, правда, занял Николя Тодт и его менеджерская компания All Road Management, которая также поддерживает Даниила Квята и Шарля Леклера. По наследству от отца Шумми-младшему достался целый пул спонсоров — таких, как консалтинговая компания Deutsche Vermögensberatung, производитель моторных масел Ravenol, поставщик шлемов Schuberth, конноспортивная компания CS Ranch, основанная мамой Мика Коринной. Но было бы глупо отказываться от поддержки мировых автоконцернов, когда в конце прошлого года ему навстречу разом пошли Mercedes и Ferrari.
«У Мика есть все необходимые качества, чтобы стать успешным гонщиком Формулы-1», — говорил босс «Серебряных стрел» Тото Вольфф. Теперь уже бывший руководитель Скудерии Маурицио Арривабене вторил тогда своему австрийскому коллеге: «С фамилией, столько значащей для истории Ferrari, двери в Маранелло для Мика всегда открыты».
Подробности закулисной борьбы «Трехлучевой звезды» и «Гарцующих жеребцов» за наследника семикратного чемпиона мира Формулы-1 нам еще предстоит узнать, но в целом мотивы решения Мика и его окружения понятны. Как в плане перспектив карьерного роста, так и маркетинговой привлекательности вариант с Ferrari на голову превосходил Mercedes. Молодежка «серебряных» зарекомендовала себя не лучшим образом, особенно после того, как с разницей в год талантливые Паскаль Верляйн и Эстебан Окон вылетели из Формулы-1. «Красные» же, наоборот, не побоялись доверить машину своему молодому ставленнику Шарлю Леклеру и одновременно дали шанс в Заубере другому своему протеже, Антонио Джовинацци.
Когда можно ждать Мика Шумахера в Формуле-1?
Теоретически 19-летний немецкий гонщик мог бы выйти на старт уже в марте в Мельбурне: необходимые 40 очков для получения суперлицензии у него есть. Но, во-первых, этой зимой очень рано закрылись все вакансии на новый сезон. В командах Haas и Sauber (ныне — Alfa Romeo), имеющих тесные связи с Ferrari, составы и вовсе определились еще в конце сентября, когда Мик только шел к чемпионству в Европейской Формуле-3. А во-вторых, менеджмент немца очень аккуратно, последовательно и без лишней спешки выстраивает его карьеру. «Я предпочитаю идти вперед шаг за шагом, чтобы затем быть в полной готовности», — не торопится с дебютом в Гран При и сам Шумахер-младший.
Его переход в главное молодежное первенство, Формулу-2, сейчас весьма логичен. Но в то же время этот шаг ставит под большой вопрос перспективы Мика на дебют в Ф1 в 2020-м. Почему? Дело в том, что если он окажется за пределами топ-6 по итогам своего дебютного сезона, то лишится половины из своих нынешних очков на получение суперлицензии. Набранные баллы действительны лишь на протяжении трех сезонов подряд — и, следовательно, те 20 очков, что Мик набрал в 2016-м в итальянской и немецкой Ф4, а также зимней серии MRF Challenge Formula 2000, попросту сгорят. Учитывая, как медленно обычно вкатывается Мик, такой риск действительно есть.
Не забудем, что ему предстоит адаптироваться к шасси Dallara с двигателем Mecachrome, который практически вдвое (620 л.с.) мощнее Мерседеса (380 л.с.) на шасси Dallara F3. Придется привыкать к особенностям работы шин Pirelli после покрышек Hankook в Формуле-3. Да и шесть из 12 трасс в календаре Ф2 — Сахир, Баку, Барселона, Монте-Карло, Поль-Рикар и Сочи — будут для Мика в новинку.
С другой стороны, Шумахер продолжит выступать за команду Prema, знакомую ему по двум сезонам в Ф3 и двум чемпионатам в немецкой и итальянской Ф4. А состав участников в Формуле-2 подбирается хоть и опытный, но не самый звездный, при всем уважении к Нику де Врису, Серджио Сетте Камаре, Луке Гьотто, Николя Латифи и Джеку Эйткену. С другими новичками серии, такими как россиянин Никита Мазепин и китаец Гуань Ю Чжоу, Мик выступал еще в Ф3, превосходя их. Так что провалиться и потерять очки для суперлицензии немец вроде бы не должен. Однако нет и иллюзий по поводу его стремительного дебюта в стиле Нико Росберга в 2005-м, Льюиса Хэмилтона в 2006-м, Нико Хюлькенберга в 2009-м и Шарля Леклера в 2017-м. По крайней мере, на тестах в Абу-Даби в конце прошлого года Мик за три дня был как вторым, так и десятым, и двадцатым.
Скорее всего, для него это будет год обучения со взлетами и падениями, а в 2020-м он попробует закрепить достигнутый прогресс по уже знакомой схеме в предыдущих категориях. Главное для Мика сейчас — не провалиться. Ведь к 2021-му закончится контракт Кими Райкконена в команде Alfa Romeo Sauber, а может быть, появится вакансия и в Haas. Ну а окажется ли Мик когда-нибудь в Ferrari и встанет ли в один ряд с Деймоном Хиллом и Нико Росбергом, как и их отцы ставшими чемпионами мира, зависит сегодня только от него самого.