Монако, Спа, Монца – нужны ли они в чемпионате мира? Как Формуле-1 отказаться от монотонности
Беда нынешнего чемпионата мира — в его удручающей монотонности. Больше двух десятков этапов сливаются в некую неразличимую череду событий. Результат каждого Гран При не слишком важен в общем ходе чемпионата. Сезон длинный и нудный, а баланс сил не сильно меняется на его протяжении. Блеснув в паре гонок, нельзя серьезно поправить свое турнирное положение. Этапов должно быть меньше!
С другой стороны, их должно быть больше, Так, во всяком случае, считают в Liberty Media, которая теперь будет определять дальнейшее развитие Формулы-1. Все правильно — Формулу-1 надо продвигать в неевропейские регионы и крупные американские центры вроде Майами и Лас-Вегаса, рассуждают новые владельцы. Противоречие?
Некоторое время назад я предположил, что было бы здорово включать в состав каждой команды Формулы-1 не двух, а четырех пилотов — двух ветеранов и двух юниоров, выступающих в отдельных гонках. Моя ненаучно-фантастическая статья о том, как стоило бы изменить Формулу-1, вызвала необычно большое число откликов. Были и конструктивные предложения, были и резко отрицательные реплики. Кто-то недоумевал: а как же, собственно, чемпиона мира определять? Вот и продолжение, в котором есть ответ на этот вопрос. А заодно и решение проблемы унылости нынешнего формульного календаря.
В шестидесятых и раньше пилоты Формулы-1 участвовали не только в чемпионате мира, но и в других гонках. Вот интересно, у них хватало на это сил! Удивительно, учитывая, что тогдашними машинами было управлять значительно труднее. Да и жизнь их была организована далеко не с таким комфортом, как у нынешних звезд. Но я сейчас хочу обратить внимание на то, что помимо входящих в календарь чемпионата гонок тогда проводились и другие Гран При, вне зачета. Команды и пилоты находили достаточную мотивацию в том, чтобы стартовать в них. Возможно ли такое сейчас? На первый взгляд, нет. Но сколько раз мы слышали от гонщиков — сюда я приезжаю с особым чувством, это же Монца (Спа, Сильверстоун)! Гран При Монако стал популярен задолго до того, как начал проводиться чемпионат мира. И, уж конечно, сейчас он ценен сам по себе, а не как часть турнирной гонки. То же самое относится и к некоторым другим автодромам.
Всем этим гостям «энергетический станции» Red Bull нет дела до того, в какой зачет идут очки за победу в Монако. Они приехали на самый популярный Гран При и будут приезжать сюда, даже если он окажется вне чемпионата мира
Таких особых Гран При, на которые команды будут приезжать, даже если они не будут входить в чемпионат мира, я насчитал пять — Монако, Сильверстоун, Монца, Спа и Сузука. В принципе, в число исторических трасс можно включить и Хоккенхайм, но у организаторов Гран При Германии есть определенные проблемы. Однако и пяти гонок хватит. Элитный продукт потому и элитный, что его мало! Итак: из общего потока одинаковых гоночных уикендов выделяем пять особых – так сказать, главные драгоценности в короне Королевы автоспорта. Это пять алмазов, пять главных событий сезона, имеющие самостоятельную ценность. И в чемпионат мира входить они не должны.
Внезачетные гонки проходят на исторических трассах, относительно которых у команд-лидеров не возникает вопроса — приезжать или не приезжать. Потому что одно дело — когда твой пилот выиграл просто гонку, а совсем другое — когда он победил в Спа или в Монце! Эти этапы ценны сами по себе, к ним будет приковано дополнительное внимание зрителей. Если обычные этапы — так сказать, рабочие будни, то это настоящие праздники автоспорта! Очков они не принесут, а вот материальное вознаграждение за участие наверняка должно быть — чтобы туда приехали даже те, кто на победу не претендует.
Убрав из чемпионата пять Гран При с особым статусом, оставшиеся шестнадцать (если количество гонок оставить, как в этом году) мы делим на две группы. Скажем, десять из них проходят так, как описано в предыдущей статье. С двумя отдельными гонками, идущими в «ветеранский» и «молодежный» зачеты. А в оставшихся шести и будет разыгран титул чемпиона. В них как раз и встретятся молодые и опытные гонщики, по гамбургскому счету выяснят отношения между собой. Чемпион определяется лишь в шести гонках? Да, и это здорово. Потому что каждая гонка будет играть очень большую роль. Будет высока цена ошибки или удачного действия. Это тоже будут гонки особого статуса, к которым будет приковано дополнительное внимание.
И асфальт, и природа, и даже арденнское небо здесь буквально дышат автоспортом — поэтому, разумеется, Гран При Бельгии должен занять почетное место в ряду особых, исторических гонок
Когда вы приходите в хороший ресторан, вам в течение вечера подают несколько разных блюд: комплимент от шеф-повара, салат, какие-то другие закуски. У итальянцев еще и паста, и только потом основное блюдо, десерт... Нынешняя Формула-1 и двадцать одно одинаковое событие — словно ресторан, в котором перед посетителем ставят одну за другой тарелки, наполненные все той же одинаковой кашей. Ну ладно, трассы разные, поэтому пусть это будет разная каша, манная, гречневая, рисовая, геркулесовая… Все равно не особо вкусно! У такого шеф-повара публика останется недовольной!
Десерт еще одним основным блюдом не заменишь. Финал кубка потому и финал, что у него особый статус. Руководство Формулы-1 это, кстати, прекрасно осознает — иначе не было бы недавней попытки дать двойную дозу очков в последнем этапе чемпионата. Эта попытка понимания не встретила, и правильно. Если бифштекс украсить взбитыми сливками, в десерт он не превратится. Гонок для определения чемпиона мира должно быть мало, только это их выделит. В футболе, например, чемпионат мира вообще проводится раз в четыре года.
Но там и других соревнований достаточно. Есть чемпионат страны, кубок страны, европейские кубки, различные турниры. В шоссейном велоспорте проводятся однодневные гонки-«классики», недельные туры, три главных многодневки сезона длиной в три недели каждая. А ведь некоторые известные велогонщики выступают еще и в смежных дисциплинах — на треке, в маунтинбайке. Практически в любом популярном виде спорта именно так — соревнований много и они разные! И только в Формуле-1 есть чемпионат мира — и больше ничего. Поэтому чемпионским гонкам надо придать особый статус.
А что будет с самыми обычными этапами, «неособыми»? Не станут ли там пилоты отбывать в них номер, делая ставку только на чемпионские этапы и исторические Гран При? Не станут, и вот почему. Как мы договорились, в каждой команде будут по четыре пилота — двое молодых и двое опытных. А на гонку чемпионата каждая команда выставляет две машины. Кто в них поедет? Те два пилота, которые занимают более высокие места в своих сериях на данный момент.
Для организаторов гонок появится дополнительный стимул: обычные Гран При, которые пройдут с особенным успехом (как, например, в Мексике), могут получить статус этапа чемпионата мира
Представьте себе — за McLaren выступают Баттон, Алонсо, Вандорн и, скажем, Кевин Магнуссен (ведь он ушел в Renault именно из-за того, что в Макларене сейчас всего два места!). Этапы чемпионата мира разбросаны по сезону, который стартует несколькими «обычными» гонками. Если к моменту первого зачетного этапа в своей серии хорошо выступают ветераны команды из Уокинга, то они и выйдут на старт в чемпионской гонке. Потом проходит еще пара «обычных» этапов… в которых отлично выступает Вандорн, а Алонсо проваливается. Если Вандорн в молодежной серии седьмой, а Алонсо в ветеранской — одиннадцатый, то в следующей чемпионской гонке на старт выйдет не Фернандо, а его молодой партнер.
Все честно! Чемпионат мира, таким образом, будет разыгрываться между сильнейшими пилотами, вне зависимости от их возраста. Вместе с тем ветераны и юниоры будут разыгрывать отдельно друг от друга свои локальные призы. Утопия? Разумеется. Но неосуществима она лишь по одной простой причине — сила инерции в бизнесе под названием «Формула-1» чудовищно велика. А вообще-то этот проект — довольно реалистичная и вполне приземленная утопия, которая гораздо лучше реальности! Сравните сами.
Гонщики Формулы-1
Реальность: Популярные пилоты, находящиеся в хорошей форме, вынуждены покидать Формулу-1, потому что число мест в командах ограничено. Многие молодые таланты не могут найти себе место в командах чемпионата мира по той же причине.
Проект: Молодые пилоты получают шанс показать себя, в то же время ветераны продолжают выступления, радуя своих болельщиков. Мест в командах в два раза больше, несмотря на несущественное возрастание расходов.
Гран При
Реальность: Полтора дня из трех занимают не очень интересные зрителям свободные заезды. Все затевается лишь ради одной квалификации и одной гонки.
Проект: Пятница становится полноценным днем Гран При, после первой тренировки проходит квалификация. В субботу и воскресенье проводятся две гонки.
Титулы
Реальность: Престижность второго и остальных мест невелика, есть звание чемпиона, все прочие места в личном зачете не имеют особой цены. Есть первый — и остальные, проигравшие.
Проект: Три зачета — молодежный, ветеранский и общий, чемпионский. Кроме того, пять гонок исторического статуса, победа в которых ценна сама по себе.
Гоночный сезон
Реальность: Больше двух десятков одинаковых по статусу гонок, утомляющих зрителей своим однообразием. Расклад сил в чемпионате ясен уже весной, и за целый сезон он существенно не меняется.
Проект: «Обычные» Гран При, в которых идет борьба за ветеранские и юниорские кубки. Гонки чемпионского статуса, которых в сезоне всего шесть — и цена успеха или неудачи в них очень высока. И, наконец, Гран При на исторических трассах, не входящие в чемпионат, но престижные сами по себе, выиграть которые — честь для любого гонщика. В перспективе лучшие пилоты будут специально бороться за то, чтобы собрать «большой шлем» из побед в Монако, Сильверстоуне, Монце, Спа и на Сузуке.
Что вы думаете по этому поводу, уважаемые болельщики? Вам интереснее было бы посмотреть такой сезон, пусть даже и пропуская менее важные «обычные» этапы? И действительно ли аура исторических Гран При так сильна, что сюда приедут команды даже без стимула в виде каких-то турнирных мотивов?