План спасения Формулы-1 — придумаем вместе! Что изменить в Королевских гонках?
Один француз в свое время заметил, что есть много народу, точно знающего, как правильно управлять государством. Но все эти люди, увы, уже трудоустроены таксистами и парикмахерами! Кстати, сам автор этого афоризма работал в своей стране президентом – и довольно неплохо.
Несть числа советам посторонних! О том, какой именно состав футбольной сборной выставлять на матч, судачат миллионы болельщиков, и у каждого есть заведомо победный вариант. Ошибается среди них, как правило, всего один человек. Но именно он, по нелепой случайности, и назначен тренером сборной. Дилетанты всегда предлагают блестящие решения сложных проблем. Пригодность которых для реализации на практике, увы, никем не проверяется...
Впрочем, в Формуле-1 бывает всякое. В свое время Эдди Ирвайн (если кто-то забыл, вовсе не конструктор, а слегка легкомысленный гонщик) посмеялся над заумными дискуссиями насчет будущего технического регламента. Дескать, что тут думать – просто отрезать пару цилиндров от блока нынешнего мотора! И что вы думаете? Блок цилиндров пилой, конечно, никто не пилил – но следующий вариант технического регламента как раз и был скроен точно по заветам Ирвайна. И неплохо получилось – во всяком случае, те моторы в наши гибридные времена вспоминают с ностальгией. Поэтому у меня нет причин не порадовать читателей блестящим планом спасения Формулы-1 как зрелища. Тем более, что новые владельцы чемпионата наверняка запустят какие-либо нововведения. Вот и посмотрим, лучше или хуже они будут того, что пришло в голову мне. Уверен, и у каждого из читателей этих строк есть свои мысли о том, что в Формуле-1 следовало бы подправить.
Чейз Кэри, которому предстоит взять в свои руки управление Формулой-1, пока думает в основном не о гонках как таковых, а об извлечении из них дополнительной прибыли. Привлечение молодежной аудитории - важная часть его стратегии
Поскольку ни дедушка Берни, ни старина Чейз не читают по-русски, надежд на воплощение моих идей в жизнь все равно нет – считайте, что я пишу это из любви к искусству. Вернее, к спорту, которым Формула-1 тоже обязана быть! Потому что если спорта в ней не будет, то и как бизнес она заглохнет.
Но если чемпионат мира – спорт, то все-таки хотелось бы, чтобы ветеранов не списывали раньше естественного угасания их таланта. Собравшиеся уходить Масса и Баттон – только первые ласточки. Скоро молодежи станет еще больше, а тех, кто отдал автоспорту большой кусок своей жизни, попросят на выход. Как это остановить? Без ветеранов Формула-1 в привычном нам виде кончится. Будет какой-то филиал GP2, но на очень мощных машинах. Я понимаю, что юные пилоты привлекают дополнительную аудиторию. Но хотелось бы, чтобы формульные власти подумали и о тех болельщиках, кто уже смотрит автогонки. Смотрит много лет! Им интересны спортсмены, которых они знают, а очередной Эстебан Окон… Впрочем, стоп! Окон перспективен. Через несколько лет он вполне может стать звездой. Ему дорогу тоже нельзя закрывать, а также прочей молодежи. Но мест в командах маловато.
А, собственно, почему? В хоккее на поле великолепная пятерка и вратарь, в футболе – по одиннадцать игроков. Да и замены там разрешены… Кто решил, что в команде Формулы-1 должно состоять на довольствии всего лишь два автогонщика? Да, еще есть некий «третий пилот». Должность настолько непонятная, что некоторые коллективы великолепно без нее обходятся, в случае форсмажора приглашая кого-то со стороны.
Но ведь были времена, когда команды выставляли по три машины! Примерно тогда же за рулем автомобиля один пилот мог менять другого… Смены пилотов в кокпитах сейчас, конечно, неприемлемы, Формула-1 – не гонки на выносливость. Но третий автомобиль для команд-лидеров активно обсуждался несколько лет подряд. Как средство для обострения борьбы или для заполнения укоротившегося пелотона. Но решили, что даже для богатых топ-команд это дороговато.
Предлагаю схему, которая не приведет ни к какому увеличению расходов. А гоночные уикенды для зрителей станут интереснее – и рабочих мест для пилотов будет больше. Ровно в два раза. Итак, сейчас в пятницу и в субботу утром команды только ищут настройки, испытывают свои машины, посвящая этому три длинные сессии. Потом часовая субботняя квалификация и в воскресенье – гонка. А если сделать по-другому?
Пусть каждая команда по-прежнему привозит на Гран При только две машины и запасной кокпит с комплектом запчастей – расходы не возрастут. Но состав каждой команды Формулы-1 пусть входит не два, а четыре пилота! Двое из этих пилотов должны отвечать какому-то возрастному цензу – скажем, быть не старше двадцати трех лет. Наряду с «молодежной» парой будет и другая, в которой таких ограничений нет. Может ли команда особо талантливого юниора (такого, как Макс Ферстаппен) поместить не в молодежный состав, а в первый, «ветеранский»? Нет. Пусть каждый соревнуется со своими сверстниками. Если бы эти правила действовали сейчас, за Mercedes выступали бы Хэмилтон, Росберг, Верляйн и Окон – одновременно! Но двое последних – в молодежной категории.
Ведущим коллективам Формулы-1 предлагаемая система даст возможность сразу включать самых талантливых юниоров в свой состав, не нуждаясь в дочерних командах вроде Toro Rosso
На единственную в пятницу тестовую сессию машина достается как раз молодым пилотам. Им важнее разучить или освежить в памяти конфигурацию трассы, среди них много новичков. Вместо второй тестовой сессии юниоры выезжают на квалификацию своей гонки. А сама гонка для них проходит в субботу. Проходит вместо нынешней квалификации, в спринтерском формате, занимая тот же час. Но до нее в субботу проходит тренировка «ветеранов», первых составов формульных команд. Позвольте, а когда же заслуженным грандам квалифицироваться? А никогда. Хватит, отквалифицировались в былые времена! Пусть теперь стараются молодые!
Субботняя гонка молодежных составов закончилась, каждый пилот занял какое-то место. Вот с этого-то места завтра и начнет гонку его старший товарищ! Кто-то не доехал до финиша – значит, он подвел партнера и свою команду. Сменщик-ветеран начнет борьбу с последних рядов. Несправедливо? А Формула-1 вообще не про справедливость, иначе у всех были бы одинаковые машины.
Если сейчас лидер отодвигается назад из-за сбоя в квалификации, это ведь интереснее, правда? Поэтому мы не обидимся на Верляйна, если он вылетит с трассы в молодежной гонке, и Хэмилтону в основной придется стартовать позади Зауберов и Мэйноров. Сам Льюис, да, обидится. Но это его проблемы. Возможно, ветераны даже будут заниматься передачей опыта. Проводить с молодежью прочувственные беседы о необходимости повышения гоночного мастерства. Так и должно быть – они ведь одна команда! Вы видели, как на футбольном поле могут «напихать» партнеру, который ошибся?
Небогатым командам, зависящим от приведенных гонщиками спонсоров, понравится увеличение числа пилотов с двух до четырех
Что дает такая система? Первое – ветераны уходят тогда, когда начинают терять форму. А не тогда, когда команде нужно освободить место, а других вариантов у них нет. Варианты теперь будут! Но и молодые парни выигрывают. Причем их выигрыш даже больше. Потому что они смогут конкурировать между собой за места в лучших командах. Сегодня дебютант Формулы-1, как правило, начинает в коллективе невысокого уровня. Обстоятельства могут складываться так, что шанса показать себя на машине топ-команды он и не получит никогда! А новая схема эту проблему устраняет, мест в хороших командах для молодых станет больше.
Как и содержательных событий в рамках конкретного Гран При. Сейчас в пятницу смотреть не на что – только на едущие по трассе машины, элемент соревнования отсутствует. По предлагаемой схеме сразу после начала Гран При начинаются события – уже в пятницу квалификация, потом две гонки. Причем это совершенно отдельные гонки, каждая из которых интересна по-своему! А не два заезда с одними и теми же участниками, как в младших формульных сериях. Да и самим командам проще жить – пилотов четверо, каждый из них готов участвовать в различных рекламных и спонсорских мероприятиях.
Очки в Кубок конструкторов, разумеется, завоевывают четверо гонщиков, все заработанное ими складывается в общую копилку. В личном зачете в каждой из серий можно учредить отдельные призы. Ветераны могут соревноваться, скажем, за Кубок Фанхио, а молодые – за Кубок Сенны. Позвольте, а как же определять чемпиона мира? Кому отдать этот самый почетный титул?
Нельзя просто сравнивать очки гонщиков, набранные в двух разных сериях. Да и неправильно было бы опытных и молодых пилотов Формулы-1 лишить возможности померяться силами между собой. Как решить эту проблему? Об этом автор расскажет в своей следующей статье. Почему все Гран При надо разделить на два сорта? Как избежать монотонности длинного сезона? Почему гонку в Монако стоит исключить из чемпионата мира? Об этом там тоже будет! И, разумеется, прежде чем ее написать, я хочу узнать ваше мнение о предлагаемых переменах. Возражения принимаются, дополнения приветствуются!