Товар лицом. Блеск и нищета Формулы-1 предъявлены в Сингапуре ее новому руководителю

Фото: Singapore GP Pte. Ltd | команды-участницы

Большое увеличение дает возможность разглядеть анатомию первой аварии: Ферстаппен (справа) провалил старт, Сайнс уворачивался от него и задел машину Хюлькенберга. А на заглавном фото материала можно увидеть финал этой драмы: Force India Хюлькенберга разбивается об отбойник

Вряд ли у крупного американского бизнесмена Чейза Кэри до сих пор находилось время и желание посмотреть хотя бы одну гонку Формулы-1. Теперь он неожиданно стал в этой самой Формуле-1 вроде как главным. Немедленных управленческих решений от него не требуется, это впереди. Пока же Берни Экклстоун по-прежнему на посту. Но познакомиться со своим новым объектом управления в любом случае нужно — и Кэри прилетел в Сингапур. Какой же предстала Формула-1 перед своим будущим шефом? Понял ли он что-нибудь в событиях на трассе или даже вдумываться не стал?

Нико Хюлькенберг покидает разбитую машину

Если у Чейза имелось желание осмыслить происходящее, то сингапурская гонка отчетливо показала ему все плюсы и минусы современной Формулы-1. Кэри, что называется, увидел товар лицом. Если за точку отсчета принять какую-нибудь американскую автогоночную серию, то очередной этап чемпионата мира мог показаться скучным. Тут не было двух самых ярких составляющих автоспортивного зрелища: безумного числа обгонов и постоянной непредсказуемой борьбы претендентов на победу. Зато Формула-1 продемонстрировала свои сильные стороны. В который раз подтвердила: это гонки для умных!

Появление машины безопасности стало непременным атрибутом гонки в Сингапуре

Да, в отличие от Индикара или Наскара, здесь не может выиграть гонку почти любой гонщик, не происходит постоянных смен лидера. До старта было практически ясно, что победит Нико Росберг, поскольку он стартует с поула, а в Сингапуре это почти победа. Так вроде бы и вышло. Льюис Хэмилтон со своей третьей позиции попытался было опередить Даниэля Риккьярдо после старта, да не получилось. А потом все его личные и командные усилия оказались направлены уже не на попытку догнать Даниэля, а на то, чтобы обезопасить свои позиции от атак Райкконена. И уж во всяком случае, никакой угрозы Росбергу Хэмилтон не представлял.

Кто быстрее: человек или гоночный автомобиль? Маршал, оставшийся на трассе после рестарта гонки, вызвал много вопросов к организаторам Гран При

Но разве можно сказать, что Росберг выиграл легко? На последних кругах гонки повисшее во влажном и душном сингапурском воздухе напряжение можно было ножом резать! Причем на трассе не было событий в развеселом духе «народных» американских гонок: преследователь догнал лидера, обогнал, тот пошел в контратаку, вернул позицию… тем временем их обоих обогнал кто-то третий… Если поглядывать на трассу, то и дело отвлекаясь на очередной глоток пива или реплику собеседника, не понять красоты сингапурского финала! Лишь знаток оценит, какой поистине шекспировской неотвратимости вопрос решали в Мерседесе. Быть или не быть еще одному пит-стопу лидера? Ясно, что его скорость на изношенных шинах падает с каждым кругом. Но смена покрышек — дело опасное, одна заминка у боксов с машиной Росберга в этот вечер уже была. Решили оставить Нико на трассе — и тут Риккьярдо начал отыгрывать у него по три с лишним секунды на круге!

Всю гонку Риккьярдо преследовал Росберга, но только перед самым финишем получил реальный шанс опередить его

Это тоже была борьба, пусть не колесо в колесо. В ней участвовали не только два претендента на победу, но и другие герои, невольные: например, круговые Масса с Гутьерресом, помешавшие преследователю и сыгравшие на руку лидеру. Это был отличный финиш для своих, для понимающих. Тех, кто осознает, почему Росберг оказался в конце гонки на изношенных шинах Soft, на что рассчитывает Red Bull, почему Тото Вольфф довольно потирает руки, хотя до финиша его гонщик еще не доехал…

Ясно, что Чейз Кэри Формулу-1 будет менять. Но если он не хочет все окончательно испортить, ему нужно вникнуть в гурманский кайф, до сих пор свойственный этим гонкам (хотя его все меньше и меньше). Мало обгонов — это ведь не всегда плохо, не правда ли? Иначе человечество бросило бы смотреть футбол и даже хоккей — и полностью переключилось бы на баскетбол. В Формуле-1 и без того обгоняют относительно редко, а уж в Сингапуре… Однако иногда несостоявшийся обгон может принести гораздо больше удовольствия, чем десять случившихся! Уверен, именно так воспринимались неудачные попытки Макса Ферстаппена в районе двадцатого круга дистанции обогнать Даниила Квята. Причем воспринимались не только в России! Ферстаппен чрезвычайно популярен, и одновременно он успел своим поведением нажить и множество недоброжелателей. Поэтому многие ждут, когда талантливого, но нагловатого юношу кто-нибудь щелкнет по носу. Увы, редко у кого такое получается!

Начало гонки, Ферстаппена пока сдерживает Сайнс, Квят опережает их обоих

А вот у Квята вышло. После нескольких попыток Ферстаппен сдался и прекратил атаки! Показателен состоявшийся в этот момент диалог по радио, когда гоночный инженер сообщил Даниилу: дескать, твой соперник Алонсо, если у тебя возможность — преследуй его! После гонки у Квята спрашивали, не было ли это завуалированным приказом пропустить Ферстаппена, что Даня опроверг. На самом же деле по радио передали как раз прямо противоположное пожелание! Разумеется, сказать по радио «Не пускай его!» про гонщика Red Bull сотрудник Toro Rosso не может. То, что он передал Квяту, формально было в рамках корпоративной лояльности. Действительно, именно с Маклареном сейчас Toro Rosso ведет борьбу в Кубке конструкторов, именно Алонсо Квяту нужно было пытаться обойти (другое дело, что вряд ли это было возможно на его машине). Но, мне кажется, смысл высказывания состоял как раз в том, чтобы подстегнуть Квята: твоя цель впереди, и, разумеется, не нужно допускать возникновения между тобой и Алонсо «прокладки» в виде Ферстаппена. А вы как считаете, уважаемые читатели?
 

Важность этого кадра вряд ли поймет случайный зритель. Чтобы оценить жест Льюиса Хэмилтона, сразу после финиша поздравившего победителя Нико Росберга, надо вспомнить, как демонстративно он избегал партнера после его предыдущих побед. В команде сделали внушение — или Льюис сам что-то понял?

И ведь это только одно рядовое противоборство на трассе! А сколько их еще таких было, густо замешанных не только на психологии и мастерстве пилотов, но и на стратегии, состоянии машин в целом и их покрышек в частности… Для меня показателем уровня соревнования является то, сколько поводов для материалов обозреватель может в нем найти. Я написал вот такой отчет, а ведь он мог получиться и совсем другим! Можно было не упоминать про Росберга и Риккьярдо, Квята и Ферстаппена и даже Чейза с Экклстоуном. И построить материал в виде саги о подвигах Себастьяна Феттеля. Который вполне такой саги достоин: прорвался с последнего места на пятое! Или в виде драмы о неудачной попытке Кими Райкконена взойти на подиум. Ведь обогнал он Хэмилтона на трассе — а оказалось, зря, никакой пользы ему это не принесло.

Росберг торжествует: он вернул себе лидерство в чемпионате мира!

А можно было и вообще сочинить историю о невезении Ромена Грожана, которому машина отказывалась повиноваться весь гоночный уикенд. И в результате он не только до финиша — до старта не смог доехать! В общем, Гран При оказался похож на многослойный пирог с бесчисленными начинками. Как и многие гонки в этом сезоне.

В состав корпораций, которыми до сих пор руководил Чейз Кэри, входили телеканалы и крупнейшие киностудии. Надеюсь, он понимает, что в хорошем фильме здорово играют не только звезды, но и актеры второго плана. И оценит это качество в Формуле-1.

Не забудьте обновить в памяти основные события Гран При Сингапура!

Гран При Сингапура. 18 сентября, городская трасса

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Нико Росберг Германия Mercedes 1:55:48.950 3
2 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull +0.488 4
3 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes +8.038 4
4 Кими Райкконен Финляндия Ferrari +10.219 4
5 Себастьян Феттель Германия Ferrari +27.694 3
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull +71.197 4
7 Фернандо Алонсо Испания МсLaren +89.198 3
8 Серхио Перес Мексика Force India +111.062 2
9 Даниил Квят Россия Toro Rosso +111.557 3
10 Кевин Магнуссен Дания Renault +119.952 3
11 Эстебан Гутьеррес Мексика Haas + 1 круг 3
12 Фелипе Масса Бразилия Williams + 1 круг 4
13 Фелипе Наср Бразилия Sauber + 1 круг 3
14 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso + 1 круг 4
15 Джолион Палмер Великобритания Renault + 1 круг 3
16 Паскаль Верляйн Германия Manor + 1 круг 3
17 Маркус Эриксон Швеция Sauber + 1 круг 4
18 Эстебан Окон Франция Manor + 2 круга 4
Сход Дженсон Баттон Великобритания McLaren тормоза  
Сход Валттери Боттас Финляндия Williams технические проблемы  
Сход Нико Хюлкенберг Германия Force India авария  
DNS Ромен Грожан Франция Haas тормоза, не стартовал  

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Нико Росберг Германия Mercedes 273
2 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 265
3 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 179
4 Себастьян Феттель Германия Ferrari 153
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 148
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Toro Rosso/Red Bull 129
7 Валттери Боттас Финляндия Williams 70
8 Серхио Перес Мексика Force India 66
9 Нико Хюлкенберг Германия Force India 46
10 Фелипе Масса Бразилия Williams 41
11 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 36
12 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 30
13 Ромен Грожан Франция Haas 28
14 Даниил Квят Россия Red Bull/Toro Rosso 25
15 Дженсон Баттон Великобритания McLaren 17
16 Кевин Магнуссен Дания Renault 7
17 Паскаль Верляйн Германия Manor 1
18 Стоффель Вандорн Бельгия МсLaren 1

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG F1 Team Mercedes 538
2 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 316
3 Scuderia Ferrari Ferrari 301
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 112
5 Williams Martini Racing Mercedes 111
6 McLaren Honda Formula 1 Team Honda 54
7 Scuderia Toro Rosso Ferrari 47
8 Haas F1 Team Ferrari 28
9 Renault Sport Formula 1 Team Renault 7
10 Manor Racing MRT Mercedes 1

Рекомендованные статьи