Бег впереди паровоза. Почему новые владельцы Формулы-1 поторопились со сменой логотипа?

Бег впереди паровоза. Почему новые владельцы Формулы-1 поторопились со сменой логотипа?
Автоспорт | 30 ноября 2017
Фото: команды-участницы | motorsport-magazin.com | autosport.com

После финальной гонки сезона-2017 в Абу-Даби промоутеры Формулы-1 шокировали общественность, представив новый официальный логотип чемпионата мира. Зачем это было нужно и чем не угодила прежняя эмблема? Попробуем проанализировать…

Зачем потребовалось менять логотип Ф1?

За все 67 лет существования чемпионат мира Формулы-1 менял официальный логотип лишь один раз — в 1994 году, когда на смену надписи FIA Formula 1 World Championship пришла эмблема, которая в доработанном виде просуществовала до наших дней. Разработчиком обоих лого выступала дизайнерская студия Фила Картера и Фила Вонга Carter Wong Design, второй известной работой которой был логотип мороженого Cornetto.

Вплоть до сезона-1987 такого понятия, как официальный логотип, в «Королевских гонках» не было: организаторы каждого Гран При были вольны трактовать надпись на рекламных афишах, программках и подиумах так, как им вздумается. Как таковой бренд Ф1 появился и утвердился с подачи Берни Экклстоуна, превратившего чемпионат в действительно глобальный вид спорта. «Всегда видевший все наперед Берни вывел Формулу-1 на один уровень с Олимпиадой и мировым первенством по футболу. Приятно сознавать, что наш логотип поспособствовал этому успеху», — говорится в сообщении на официальном сайте Carter Wong Design.

Пусть логотип не входил в топ-100 мировых эмблем, но был узнаваем и избежал вкусовщины. Но что особенно отличало творение Carter Wong Design, так это скрытый смысл изображения. Если посмотреть рейтинги разных зарубежных изданий на данную тематику, то во многих можно обнаружить наряду с LG и FedEx лого F1.

Что в нем скрыто? Для тех, кто никогда не вглядывался в прежний логотип, это станет сюрпризом: на самом деле там три цвета и три символа, а не два! Единица — это не красные линии справа, а пустое пространство посередине, которое при пристальном взгляде формируется в цифру один. Однако новые владельцы Ф1 посчитали, будто это слишком сложно и несовместимо с цифровыми технологиями.

«Мы высоко ценим старый логотип. Он исправно служил Формуле-1 на протяжении 23 лет, но не укладывается в наш бизнес-план, — заявил на пресс-конференции в Абу-Даби коммерческий директор Ф1 Шон Братчес. — Многие, с кем я разговаривал на данную тему, даже не догадывались, что пустое пространство посередине — это единица. Мы хотели сделать логотип более простым и понятным. Это важно для нашей работы в цифровой сфере».

«И так сойдет!»

«Liberty Media хочет как можно скорее избавиться от моего наследия», — заявил в марте нынешнего года Берни Экклстоун. Тогда, спустя всего два месяца после смены власти в Формуле-1, казалось, что это просто слова обиженного человека. Но, похоже, бывший коммерческий босс был прав, и смена логотипа подтверждает его слова. Так что забудьте об эволюции эмблем, как у компаний Coca-Cola и Starbucks, где общие черты все равно оставались узнаваемыми!

Новый логотип Ф1 имеет столько же общего с предыдущим, как усы Чейза Кэри с седой шевелюрой Берни Экклстоуна. Проще говоря, ничего! Да и занималась его разработкой не фирма Carter Wong Design, а студия Wieden+Kennedy.

W+K входит в десятку самых креативных агентств в мире и работает в области рекламы с такими брендами, как Honda, Toyota, Chrysler, Coca-Cola, Nike, Sony, Facebook. Помните рекламу дезодорантов Old Spice с сумасшедшим афроамериканцем? Эту серию роликов и новый логотип Формулы-1 объединяет одна компания. Исполнительный креативный директор Ричард Терли, непосредственно возглавлявший проект, раньше работал на молодежном телеканале MTV и в изданиях Bloomberg и Guardian. А от Liberty Media работу курировала Элли Норман, возглавившая отдел маркетинга Формулы-1 только в конце лета и до этого отработавшая семь лет в телекоммуникационной компании Virgin Media.

Не будем упрекать этих людей в некомпетентности и отдаленности от гонок, но если энтузиасты Фил Картер и Фил Вонг когда-то поставили перед собой цель сделать Формулу-1 своим главным клиентом и планомерно к ней шли, стремясь совершить что-то действительно уникальное и интересное, то тут люди просто выполнили поставленную перед ними задачу.

Еще до презентации известный российский дизайнер Артемий Лебедев назвал работу W+K «логотипом из 80-х» и попал почти в точку. Ричард Терли на днях открыто признал, что черпал вдохновение из идей студии The Designer’s Republic (tDR), занимавшейся разработкой дизайна видеоигры с аркадными гонками Wipeout родом из 90-х! Логотипы на самом деле схожи — в том числе из-за обилия красного цвета. Посмотрите в поисковиках, если будет желание. Получается парадокс: Liberty Media отказалась от логотипа 1994 года, но в новом пришла к графике того же времени!

С посылом нового лого все так же плохо, как и с внешним видом. «Мы хотим придать нашему спорту новый импульс, зарядить его новой энергией. У нас большие планы на будущее, и появление другого логотипа должно символизировать этот приток свежей энергии», — считает Чейз Кэри.

«Старый логотип не был знаковым и запоминающимся, — вторит ему нынешний спортивный директор Формулы-1 Росс Браун. — Нам было важно показать фанатам, что начинается новая эра. Наш спорт меняется, и мы должны смотреть в будущее, привлекать новых болельщиков, особенно среди молодежи. На наш взгляд, новый логотип отражает это стремление».

Выходит, если предыдущий логотип подчеркивал скорость и драйв гонок, то нынешний отражает стремления новых владельцев к новизне? Хотя вот Элли Норман пояснила, что логотип символизирует две приземистые машины, пересекающие финишную черту. Критики в социальных сетях, правда, уже описали изображение как две параллельные дороги, ведущие в тупик или в неизвестность за поворотом — в зависимости от того, в каком направлении смотреть. Другие увидели в очертаниях букву A, но никак не F1. В общем, каждый видит то, что хочет, — настолько неоднозначным получилось творение Wieden+Kennedy, а если говорить начистоту, то скучным, невнятным и безвкусным.

Складывается впечатление, что Терли и его команда откровенно схалтурили, проигнорировав даже расстояние между элементами, которое настолько мало, что на отдаленном фокусе все три линии сливаются в одно целое. Но Liberty Media, видимо, так торопилась с презентацией, что закрыла глаза на все недочеты…

Лучший из худших


Изначально в Wieden+Kennedy пытались доработать старый логотип, но отказались от этой затеи. «Невозможно просто взять и объединить правую и левую стороны старого лого», — объяснил Шон Братчес на пресс-конференции в Абу-Даби.

Был разработан ряд новых эмблем, три из которых за неделю до Гран При Абу-Даби были зарегистрированы в ведомстве по интеллектуальной собственности Европейского союза и «утекли в сеть». Можно предположить, что слив был преднамеренным — с целью узнать мнение публики и определиться с конечным вариантом. Надо признать, Liberty Media выбрала не самый худший. Вариант с более-менее четким обозначением F1 был испорчен неудачной попыткой изобразить скорость прерывистой линией посередине, а изображение единицы с загогулиной вместо F, кажется, вообще случайно попало в список.

В Liberty Media выбирали до последнего, поскольку, согласно данным на сайте EUIPO, первый логотип был утвержден только за сутки до презентации в Абу-Даби. А зарегистрирован этот знак до 17 ноября 2022 года.

Что думают о новом логотипе в паддоке?


Из участников чемпионата мира пока на эту тему высказались лишь трое — призеры Гран При Абу-Даби, которым задали вопрос на эту тему на пресс-конференции после финиша.

«Мне нравился старый логотип, а новый я видел лишь пару секунд», — сказал победитель этапа Валттери Боттас.

«Да просто признайся, что новый тебе не понравился!» — тут же парировал Себастьян Феттель.

«А что было не так со старым? Мне кажется, он смотрелся классно», — ответил финн

«Да, мне тоже больше нравился старый», — добавил Себ.

«Дело в том, что старый логотип довольно известен, — высказался действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон. — Представьте, если Ferrari или Mercedes вдруг решат изменить свои эмблемы. У нового лого Ф1 пока нет своей истории, но, возможно, благодаря нам она появится».

Остальные гонщики, руководители команд и даже эксперты хранят молчание. Можно предположить, что Liberty Media в индивидуальном порядке попросила их воздержаться от публичной критики. Все-таки одно дело, когда официальную символику чемпионата ругают болельщики в социальных сетях, и совсем другое — когда участники гонок и обитатели паддока. По крайней мере, у Чейза Кэри есть пример коллег-соотечественников из серии IndyCar, которые в 2015 году запретили гонщикам публично критиковать серию, промоутеров, правила и даже календарь чемпионата.

В Формуле-1 нет других проблем, кроме смены логотипа?

Новый логотип — это лишь часть программы по перезапуску бренда Формулы-1, который будет представлен на Гран При Австралии в марте 2018 года. В Liberty Media обещают обновление графики в телетрансляциях, появление возможностей для просмотра гонок в онлайн-режиме, новые веб-платформу и решения в социальных сетях. Но может, стоило дождаться начала сезона и уже тогда провести масштабную презентацию всего брендбука и концепции, а не устраивать на бегу скомканное представление одного сомнительного логотипа?

Очевидно, в Liberty Media хотели подвести черту под своим первым сезоном и одновременно обозначить дальнейшие планы, но в итоге получили лишь шквал критики. Одно только видео с пафосным названием «Новая эра ждет», показанное в конце трансляции Гран При Абу-Даби, собрало семь тысяч лайков и 15 тысяч дизлайков на YouTube. Для официального канала Ф1, где в некоторых роликах данное соотношение составляет десять тысяч к ста, это нечто из ряда вон выходящее.

Но дело не только в плохом логотипе. Впереди у Liberty Media еще огромное количество работы по популяризации Формулы-1, однако начать они почему-то решили с самого конца. Невидимая единица и срочная замена эмблемы — это ведь далеко не первоочередная проблема, когда в пелотоне гигантский разрыв между тремя первыми и всеми остальными командами, когда в последней гонке сезона режиссер трансляции акцентирует внимание на борьбе за 13-е место, потому что больше на трассе ничего не происходит, а судьба чемпионского титула решилась еще три этапа назад. Гонки зрелищнее и непредсказуемее, увы, от нового логотипа не станут…

 

Рекомендованные статьи