Закат сезона или закат Формулы-1?
Фишка Гран При Абу-Даби – в том, что он проходит во время заката. Символично для последнего этапа чемпионата, не правда ли? Но такой простой метафорой дело не ограничивалось.
Символизма в последней гонке сезона можно было найти сколько угодно. И наводил этот символизм на очень печальные выводы. Накануне гонки в Абу-Даби я планировал, что перед написанием ее обзора я перечитаю свои весенние статьи, вспомню ожидания от сезона. Так вот... не хочется перечитывать после финиша! Потому что ясно – ожидания от сезона не оправдались. Прежде всего, те ожидания, что были связаны с борьбой за титул. До летнего перерыва борьба была, после него было нетерпение, когда же она, наконец, возобновится и подсчеты: не поздно ли? И ход гонки в Абу-Даби самым прямым образом иллюстрировал наше итоговое впечатление от сезона: вперед уехали два Мерседеса и взяли два первых места. А Ferrari? А Ferrari просто не хватило скорости.
Пролет самолетов перед началом гонки стал привычным зрелищем, но в Абу-Даби летчики показали пилотажный трюк невиданной красоты!
Символичны были и стратегические замыслы абсолютно всех участников гонки. Один пит-стоп, без изысков. Квинтэссенция работы нынешних, слишком жестких составов шин. Но тут, по крайней мере, все можно исправить, и с презентованной накануне «радугой» сликов 2018 года ситуация, вероятно, будет лучше. Ворчать на Марио Изолу и его специалистов не будем, у них просто не было выбора. Шинники не хотели рисковать, ведь умозрительно предсказать, как будут вести себя на трассах более широкие колеса и машины на них, не мог никто. В следующем сезоне будет интереснее, а рекорда (один пит-стоп абсолютно у всех) все равно не получилось из-за Лэнса Стролла.
Старт гонки прошел на удивление мирно
Выступление юного парня из Канады тоже можно назвать символичным. Сначала он показал свою высокую скорость и агрессию, красиво рубился с Грожаном. А потом – беспомощность в таком относительно простом деле, как прогрев шин. Ну не получалось у него вывести покрышки на рабочий режим! И реакция команды тоже символична. Не получилось с этими покрышками – заезжай, поставим другие. Не получилось с другими – поставим третьи. Потому что больше-то не понятно, что еще делать с этим подающим надежды мастером. Нет, конечно, в итоге Стролл может набраться опыта и стать полноценным пилотом Формулы-1. Тем более, что в числе его достоинств есть такое важное для гонщика, как везение – судя по этапу в Баку. Но сейчас Стролл таков, каков есть – и автодром Яс-Марина очень наглядно это показал.
Как и возможности пилотов команды Toro Rosso. А знаете, что у них на самом деле хорошо получилось? Искренне, дуэтом сокрушаться в комментариях, как же им жаль, что команда в последней гонке упустила шестое место в Кубке конструкторов. Ну да, парни вкалывали-вкалывали, чтобы вознести коллектив на это шестое место… так обидно! Разумеется, Гасли и Хартли не виноваты в кадровых выкрутасах шефов Red Bull. Но то, что Хельмут Марко так легко отдал Сайнса «на сторону» говорит лишь о том, что команде Toro Rosso энергетическо-газировочный концерн не придает вообще никакого значения. Самой Toro Rosso искать расположения мотористов Renault не за чем, она со следующего сезона на Хонду переходит. А главная команда Red Bull, явно нацелившись на собственное светлое будущее, жертвует такой «пешкой», как шестое место Toro Rosso. Ясно, что итальянская команда в составе Сайнса и Квята имела бы больше шансов это место удержать.
Благодаря удачному выступлению Хюлькенберга, команда Renault в последней гонке отобрала у Toro Rosso шестое место в Кубке конструкторов
Сход Сайнса, тоже, кстати, вполне символичен. Рвался уйти из команды, которая тебя, можно сказать, воспитала, был недоволен своим положением в ней, радовался приходу в новый коллектив? Этот коллектив и сорвал тебе последнюю гонку сезона, недокрутив колесо на пит-стопе. А ты только и можешь, что сказать: это гонки, такое бывает. Потому что в этом коллективе тебе еще выступать как минимум сезон.
Но это все, конечно, мелочи – если в следующем году Renault, действительно, прибавит. С таким составом команда способна на многое, Хюлькенберг и Сайнс должны набрать много очков. А, главное, если силовые установки Renault будут на высоте, возродятся к борьбе за победы сразу две топ-команды с большими возможностями – Red Bull и McLaren. А если еще и Ferrari справится со своими внутренними проблемами…
Боттасу удается удерживать Хэмилтона за спиной. Но только в ситуации, когда тому не нужна победа!
Вы в это верите? В равную борьбу за чемпионский титул пилотов четырех, а то и пяти команд? Такой сценарий в 2018 году возможен, но уж очень маловероятен. И, увы, гораздо вероятнее другой. При котором у Ferrari после почти удачного сезона опять последует совсем провальный, а Renault прибавит, но не настолько, чтобы Ферстаппен, Риккьярдо и Алонсо претендовали на титул. Как тогда будет выглядеть рядовая гонка 2018 года, символически и показал нам Гран При Абу-Даби.
Победители довольны - они завоевали все, что могли
А мы будем наблюдать за какими-нибудь поединками на грани очковой зоны, как сейчас наблюдали за поединком Алонсо и Массы. Радуясь, что Honda наконец-то доезжает до финиша и сокрушаясь, что вполне боеспособному ветерану Массе не нашлось места в Формуле-1. Баттон, кстати, тоже ушел окончательно. Кого не досчитаемся через год?
Новый логотип Формулы-1 не впечатлил. Может быть, он нравится профессиональным дизайнерам?
И, что самое грустное, принципиально ситуация не изменится до 2021 года. А если дискуссии по новому регламенту продолжатся, то и дольше. Новое руководство Формулы-1 в нынешнем сезоне показало отсутствие свежих идей по повышению увлекательности соревнований. Нет, новый логотип Формулы-1 я таким прорывом не считаю.
А ведь еще несколько лет доминирования Мерседеса – это здорово для Хэмилтона, но катастрофа для чемпионата. Не исключено, что в сумерках на очередном Гран При Абу-Даби нам увидится уже не закат сезона, а закат всей Формулы-1. Без конкуренции зрелища не будет, сколько сотен миллионов в бюджеты команд не закладывай.
Гран При Абу-Даби. Автодром Яс-Марина, 26 ноября
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время/Причина схода | Пит-стопы |
---|---|---|---|---|---|
1 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | 1:34:14.062 | 1 |
2 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | +3.899 | 1 |
3 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | +19.330 | 1 |
4 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | +45.386 | 1 |
5 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | +46.269 | 1 |
6 | Нико Хюлкенберг | Германия | Renault | +85.713 | 1 |
7 | Серхио Перес | Мексика | Force India | +92.062 | 1 |
8 | Эстебан Окон | Франция | Force India | +98.911 | 1 |
9 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | + 1 круг | 1 |
10 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | + 1 круг | 1 |
11 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | + 1 круг | 1 |
12 | Стоффель Вандорн | Бельгия | McLaren | + 1 круг | 1 |
13 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | + 1 круг | 1 |
14 | Паскаль Верляйн | Германия | Sauber | + 1 круг | 1 |
15 | Брендон Хартли | Новая Зеландия | Toro Rosso | + 1 круг | 1 |
16 | Пьер Гасли | Франция | Toro Rosso | + 1 круг | 1 |
17 | Маркус Эриксон | Швеция | Sauber | + 1 круг | 1 |
18 | Лэнс Стролл | Канада | Williams | + 1 круг | 3 |
Сход | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Renault | крепление колеса | |
Сход | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | гидравлика |
Чемпионат мира
Место | Гонщик | Страна | Команда | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 363 |
2 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 317 |
3 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | 305 |
4 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | 205 |
5 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 200 |
6 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 168 |
7 | Серхио Перес | Мексика | Force India | 100 |
8 | Эстебан Окон | Франция | Force India | 87 |
9 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso/Renault | 54 |
10 | Нико Хюлькенберг | Германия | Renault | 43 |
11 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | 43 |
12 | Лэнс Стролл | Канада | Williams | 40 |
13 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | 28 |
14 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | 19 |
15 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | 17 |
16 | Стоффель Вандорн | Бельгия | McLaren | 13 |
17 | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | 8 |
18 | Паскаль Верляйн | Германия | Sauber | 5 |
19 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | 5 |
Кубок конструкторов
Место | Команда | Мотор | Очки |
---|---|---|---|
1 | Mercedes AMG Petronas F1 Team | Mercedes | 668 |
2 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 522 |
3 | Red Bull Racing | TAG Heuer (Renault) | 368 |
4 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 187 |
5 | Williams Martini Racing | Mercedes | 83 |
6 | Renault Sport Formula 1 Team | Renault | 57 |
7 | Scuderia Toro Rosso | Renault | 53 |
8 | Haas F1 Team | Ferrari | 47 |
9 | McLaren Honda Formula 1 Team | Honda | 30 |
10 | Sauber F1 Team | Ferrari | 5 |