Товарищи Haas по несчастью: самые неудачные пит-стопы в новейшей истории Формулы-1

Фото: eurosport.com | motorsport-magazin.com | skysportsf1.com

Американская команда Haas могла стать главным открытием первой гонки сезона в Формуле-1, но вместо этого оказалась автором душераздирающей драмы. Две подряд оплошности при смене шин выбили из строя Кевина Магнуссена и Ромена Грожана, шедших в топ-5. Ужасное невезение, однако ошибки и заминки на пит-стопах были, есть и будут всегда: человеческий фактор плюс техника, которая иногда дает сбой. Только за последние двадцать лет в Ф1 можно насчитать десяток таких случаев…

Упущенный «золотой» шанс

Почти за два десятка сезонов выступлений в Формуле-1 эти разные гонщики добились всего, о чем могли только мечтать. Тем не менее у каждого осталась своя невзятая высота, покорить которую помешала одна и та же причина — крепление переднего правого колеса. Кто эти товарищи по несчастью, спросите вы? Чемпионы мира Дженсон Баттон и Михаэль Шумахер. Один из-за механиков не смог побороть проклятье домашнего Гран При, а второй остался без побед после возвращения в гонки.

За 18 лет выступлений в Сильверстоуне Дженсон трижды (в 2004-м, 2010-м и 2014-м) останавливался в шаге от подиума. Ближе всего к финишу в первой тройке на родной земле британец был в 2011-м, когда за счет позднего пит-стопа имел все шансы опередить Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера и стать вторым после Фернандо Алонсо. Но, увы, глупейшая ошибка на пит-стопе за 12 кругов до клетчатого флага лишила его этой возможности. Механик уронил гайку, повернулся, чтобы поднять ее и непроизвольно сделал движение рукой, которое его коллеги с домкратом и «леденцом» посчитали сигналом к завершению замены переднего правого колеса, в итоге сразу отвалившегося при выезде Баттона на трассу…

Не менее обидная участь постигла Михаэля Шумахера на Гран При Китая 2012 года. Автодром в Шанхае мог стать ареной 92-й победы семикратного чемпиона мира, которую так ждали его болельщики на протяжении трех лет выступлений легенды Формулы-1 за Mercedes. В те времена «Серебряные стрелы» были еще не столь грозной силой, как сейчас, но в начале сезона-2012 первые признаки прогресса уже появились. На третьем этапе в Китае Михаэль вместе с Нико Росбергом стартовал с первого ряда и мог побороться за победу со своим молодым напарником. Однако на пит-стопе на 12-м круге механик недостаточно хорошо закрепил переднее правое колесо, в последний миг понял это, начал сигнализировать, но опоздал — Михаэль уже тронулся с места и через несколько поворотов после выезда на трассу был вынужден припарковаться на обочине. Ни в одной из 57 гонок после возвращения в Формулу-1 Шумахер больше не был так близок к победе…

Цена заминки — чемпионский титул


За последние пару десятилетий Ferrari выиграла немало гонок за счет пит-стопов. В то же время именно из-за остановок в боксах Скудерия упустила два чемпионских титула: один мог стать первым для команды с 1979 года, а второй — последним к настоящему времени. Но не вышло: вместо восьми побед в личном зачете с 1999 по 2008 год итальянская конюшня завоевала только шесть.

Всегда сложно определить ключевой момент сезона, если гонщику не хватило каких-то пару очков до высшей награды, однако ошибки, за которые приходится дорого платить, на пит-стопах в решающей фазе чемпионата всегда бросаются в глаза. Именно этим и запомнились поражения Эдди Ирвайна и Фелипе Массы в борьбе за корону чемпиона мира в 1999-м и 2008-м с гонщиками команды McLaren Микой Хаккиненом и Льюисом Хэмилтоном.

В сумасшедшей дождевой гонке на Нюрбургринге-1999, которая была четырнадцатой из 16 в том сезоне, Ирвайн потерял более полминуты из-за того, что механики не смогли найти колесо после того, как уже на пит-стопе было решено перейти с промежуточной на сухую резину! Потерянное время и очки не только громко аукнулись ирландцу и Ferrari, но и привели к целой теории заговора, согласно которой победа Эдди была не в интересах Скудерии. Да, Ирвайн смог подхватить статус первого номера команды после перелома ноги Михаэля Шумахера на июльском этапе в Сильверстоуне и составить конкуренцию Мике Хаккинену, но еще в середине осени он уже навострил лыжи в Jaguar. Нужен ли был Скудерии такой чемпион и случайно ли потерялось колесо в боксах? С одной стороны, теория заговора не была лишена смысла, а с другой — после Нюрбургринга на базу в Маранелло приехал разгневанный президент Ferrari Лука ди Монтедземоло и отчитывал всю команду на протяжении двух с половиной часов.

С проблемами Фелипе Массы на пит-стопе в Сингапуре-2008 всё и всем уже давно понятно. Даже то, что без заговора тут действительно не обошлось, — правда, не в самой Ferrari. В первой в истории ночной гонке Формулы-1 бразилец стартовал с поула и уверенно лидировал до 15-го круга, когда на трассе появилась машина безопасности. Появилась, как стало известно спустя год, неслучайно: гонщик Renault Нельсиньо Пике по указанию команды разбил машину, чтобы помочь напарнику Фернандо Алонсо, который незадолго до этого побывал на пит-стопе и получил огромное тактическое преимущество. Фелипе, как и все остальные, отправился к механикам уже под желтыми флагами и в суматохе рванул на трассу раньше, чем дозаправили его машину. Оторванный заправочный шланг очень дорого обошелся Массе — если перед началом уик-энда он уступал Льюису Хэмилтону одно очко, то уехал из Сингапура с отставанием в семь, поскольку финишировал на далеком 13-м месте. Как известно, по итогам всего сезона бразильцу до чемпионского титула не хватило одного-единственного балла.

Когда среди механиков согласья нет…

Большинство проблем на пит-стопах возникает в связи с жестким цейтнотом, ведь счет идет на секунды, а прессинг просто запредельный. В таких условиях никакие тренировки не застрахуют от ошибок и заминок, даже если процесс четко отработан. Другое дело — элементарное разгильдяйство, невнимательность и растерянность. Наилучшим примером этого вот уже два десятилетия является пит-стоп будущей прародительницы Toro Rosso, команды Minardi, на Гран При Аргентины 1998 года.

Заехав на дозаправку и замену шин, местный гонщик Эстебан Туэро, шедший шестнадцатым, обнаружил, что команда к этому абсолютно не готова. Но это было еще полбеды. Механики умудрились перепутать покрышки, с которых даже забыли снять термочехлы, потеряли где-то одно колесо и не подготовили топливный шланг в заправке! Не зря этот пит-стоп считается одним из худших за всю историю Формулы-1.

Вряд ли, конечно, по степени раздолбайства механики Red Bull Racing в Монако-2016 переплюнули своих старших коллег из Фаэнцы, но сказать, что четырехкратные чемпионы тогда сплоховали, — ничего не сказать. Их гонщик Даниэль Риккьярдо боролся с Льюисом Хэмилтоном за лидерство и в подсыхающих условиях был явно быстрее, однако обгонять на узкой трассе в Монте-Карло негде. Так что исход гонки должен был решиться в боксах. Однако когда Даниэль заехал за сликами, то его ждала весьма странная картина: механики с гайковертами, но без колес! Как оказалось, между командным мостиком и бригадой на пит-лейне возникло недопонимание в выборе состава шин, которое усугубилось тем, что нужный комплект покрышек был в глубине боксов. Риккьярдо потерял на этом около десяти секунд и вернулся на трассу уже за спиной Хэмилтона. До самого финиша он по пятам преследовал гонщика команды Mercedes, но ничего сделать не смог. На подиуме на обычно улыбчивого австралийца просто было жалко смотреть…

Менее драматичный и более курьезный случай произошел годом ранее в Спа, когда каким-то неведомым образом механики команды Williams умудрились поставить на машину Валттери Боттаса три шины Soft и одну Medium! Отдуваться за такую оплошность пришлось именно финну, получившему штрафной проезд по пит-лейну. Но самое интересное, что комиссары не стали обязывать его менять покрышки, и с такой странной комбинацией составов Валттери провел весь второй отрезок дистанции, финишировав на девятом месте.

Так и до трагедии недалеко

Зачастую проблемы на пит-стопах ставят под угрозу не только результат гонщика и команды, но и безопасность окружающих. Отсюда и денежные штрафы за неприкрученные колеса (в Австралии FIA наказала Haas штрафом пять тысяч евро за каждый инцидент), и пенализации в виде потери позиций на стартовом поле в наиболее опасных случаях.

Однако с отменой дозаправок в 2010 году уровень безопасности во время проведения пит-стопов вырос в разы. К всеобщему облегчению, больше нет ни оторванных заправочных шлангов с хлещущим топливом, ни воспламеняющихся машин возле боксов. Символично, что один из самых опасных моментов произошел в предпоследней гонке эры дозаправок, на Интерлагосе-2009, когда Хейкки Ковалайнен чуть не спалил своего соотечественника Кими Райкконена топливом из вырванного шланга. Благо тогда все обошлось.

Отлетающие неприкрученные колеса тоже опасны, но, к счастью, за последние пару десятилетий почти все с ними обходилось без серьезных последствий. Вспоминается только инцидент на Нюрбургринге-2013, когда на пит-лейне отвалилось колесо от машины Марка Уэббера, которое зацепило ТВ-оператора. Бедолага получил переломы ребер, ключицы, сотрясение мозга и ушибы. За тот инцидент Red Bull Racing пришлось заплатить FIA 30 тысяч евро.

Дважды в одну воронку

Редко бывает так, чтобы команда два раза подряд, как Haas на Гран При Австралии, терпела неудачу на пит-стопе, а тем более с двумя машинами сразу. Ведь у каждого коллектива на самом деле не так много заминок по ходу сезона.

За последние годы можно вспомнить разве что проблемы у Льюиса Хэмилтона в Бахрейне-2012, когда на двух из трех остановок возникла заминка с креплением левого заднего колеса. Причина, как оказалось, была связана с человеческим фактором, поскольку после замены переволновавшегося механика третий пит-стоп прошел гладко.

А вот двойная неудача Ferrari на Гран При Австрии — 2003 произошла по техническим причинам. На первом пит-стопе возникли проблемы при заправке Рубенса Баррикелло, и Скудерии пришлось задействовать заправочную машину, предназначенную для Михаэля Шумахера. Но когда спустя круг на пит-лейн заехал сам немец, возникли неполадки и в работе его оборудования! При заправке топливный шланг загорелся и застрял в горловине бака, а когда его удалось вытащить, пламя охватило уже всю правую заднюю часть болида. Однако механики оперативно потушили возгорание, а Михаэль как ни в чем не бывало вернулся на трассу и выиграл ту гонку!

Рекомендованные статьи