Почему возвращение Формулы-1 в Голландию обречено на провал?

Фото: fiaformula3.com | Red Bull | soymotor.com | speedcafe.com | организаторы

На прошлой неделе руководство Формулы-1 объявило о подписании трехлетнего контракта на проведение Гран При Нидерландов в Зандворте с 2020 года. В последний раз этап Больших Призов проходил на родине Макса Ферстаппена 35 лет назад, но радоваться этому возвращению особо не стоит. Ведь голландская гонка рискует стать одной из самых скучных в календаре!

Все ради Ферстаппена

Не впервой национальная популярность гонщика становится причиной организации Гран При на его родине. Успехи Михаэля Шумахера послужили поводом для появления второй гонки в Германии в конце 90-х, а спустя десять лет эта история повторилась в Испании после двух чемпионских титулов Фернандо Алонсо. И там и там спрос на билеты превышал предложение, поэтому посещаемости это никоим образом не навредило. В пиковые годы на трибунах в Хоккенхайме и Нюрбургринге суммарно собиралось 290 тысяч болельщиков, а в Барселоне и Валенсии — 250 тысяч.

В наши дни небывалый всплеск интереса к Формуле-1 проявился в Голландии, у которой никогда раньше не было топовых пилотов. Из 15 предыдущих уроженцев Страны тюльпанов только трое набирали очки в чемпионате мира и лишь один (Йос Ферстаппен) дважды финишировал на подиуме. С приходом Ферстаппена-младшего в 2014-м результаты Нидерландов в ведущем гоночном первенстве планеты вышли на качественно иной уровень: пять побед и еще 19 финишей на подиуме за пять сезонов! У 21-летнего голландца есть все задатки суперзвезды: он талантлив, агрессивен, амбициозен и не признает авторитетов на трассе. Именно с появлением такого гонщика в любой стране начинается бум интереса к автоспорту.

Собственного Гран При у Нидерландов не было уже 35 лет. Поэтому соседняя Бельгия в последние годы становилась местом паломничества голландских фанатов, количество которых составляло одну треть от всех болельщиков — 80 из 250 тысяч за уик-энд. Да и трибуны других этапов сегодня утопают в оранжевом цвете, считающемся национальным в Нидерландах. Интересно, что в прошлом сезоне организаторы Гран При Абу-Даби выделили отдельную трибуну для болельщиков Ферстаппена, а в Австрии для них развернули временную деревню на пять тысяч мест.

«Меня поразило оранжевое море на трибунах в Австрии. Не могу назвать точную цифру, но голландских болельщиков было не менее 25 тысяч», — рассказывал исполнительный директор Формулы-1 Чейз Кэри.

При таком качественном взрыве национального интереса возвращение Гран При Голландии в чемпионат мира было только вопросом времени и места. Как возможные варианты промоутеры Формулы-1 рассматривали городские трассы в мегаполисах Амстердаме и Роттердаме, а также мекку шоссейно-кольцевых мотогонок Ассен. Но в итоге выбор пал на курортный Зандворт, что на побережье Северного моря.

Почему именно Зандворт?

Власти Нидерландов с самого начала дистанцировались от финансирования голландского этапа чемпионата мира, сославшись на неоправданность использования для этого средств налогоплательщиков и пример проведения мероприятий без государственной поддержки в другой европейской стране. Следовательно, вся нагрузка по организации легла на частные компании. Такая бизнес-схема нестандартна для Формулы-1: двадцать из 21 нынешнего Гран При проходят при субсидировании государства. Исключением является только этап в британском Сильверстоуне.

Тем не менее оргкомитет в Зандворте под руководством экс-пилота Ф1 и победителя «24 часов Ле-Мана» Яна Ламмерса нашел финансирование. В пул частных инвесторов вошли крупнейшие национальные компании Голландии: пивоваренная сеть Heineken, медиагруппа Talpa, сеть супермаркетов Jumbo, транспортный конгломерат Pon Holdings, строительная фирма VolkerWessels. У Ассена такого пакета спонсоров не нашлось, а проекты в центрах Амстердама и Роттердама не получили одобрения властей.

«Для проведения любой гонки требуется финансовая поддержка. Мы понимали, что у организаторов в Зандворте есть достаточно средств и они способы соблюдать условия контракта», — прокомментировал Чейз Кэри выбор места проведения Гран При Нидерландов. Учитывая, что даже на демонстрационные заезды команды Red Bull с участием Макса Ферстаппена в Зандворте приходит свыше ста тысяч зрителей, аншлаг голландскому этапу гарантирован. Но на другой чаше весов ряд проблем, на которые организаторы этапа и промоутеры Формулы-1 пока закрыли глаза…

Сузука и Хунгароринг в одном флаконе

«Парк Зандворт» станет пятой старейшей трассой в календаре чемпионата после Монако, Спа, Монцы и Интерлагоса, которые были построены еще до начала Второй мировой войны. Голландский автодром был открыт в один год с британским Сильверстоуном, в 1948-м, и принял ровно тридцать Гран При в период с 1952 по 1985 год. «Возвращение в Зандворт отражает нашу стратегию расширения присутствия Формулы-1 на новых территориях и одновременного сохранения ее истоков», — сказал на пресс-конференции в Голландии спортивный директор Больших Призов Росс Браун.

В плане поддержания исторических традиций Зандворт действительно хороший выбор. Несмотря на четыре изменения конфигурации, последняя из которых датирована 1999 годом, трасса сохранила свой пилотажный характер, которым она славилась во времена Хуана-Мануэля Фанхио, Джима Кларка, Джеки Стюарта, Джеймса Ханта, Ники Лауды и раннего Алена Проста.

Узкая скоростная дорожка с плавными поворотами не похожа на современные автодромы с их широкими виражами, длинными прямыми и заасфальтированными зонами вылета. Из действующих трасс Зандворт ближе всего по духу к японской Сузуке, что не случайно, так как проектировал обе трассы голландский архитектор Джон Хугенгольц. Да и в целом их конфигурация схожа: 180-градусный первый поворот, множество «эсок», перепады высот, постоянные смены направления движения, еще несколько 180-градусных участков и затяжной вираж при выходе на стартовую прямую.

Но голландская трасса куда извилистее: если на Сузуке 3,6 из 5,8 километра приходится на прямые (62%), то на Зандворте это отношение всего 1,4 к 4,3 (32%). Даже длина стартовой прямой составляет ничтожные 600 метров. При этом ширина дорожного полотна не превышает десяти метров. На Сузуке так же узко, но из-за меньшей извилистости трассы это не столь заметно. Так что в данном плане Зандворт ближе к Хунгарорингу, Монако и Сингапуру. И подобный характер трассы таит в себе главную угрозу зрелищности заездам современной Формулы-1…

Гонщики не в восторге

Из действующих пилотов Формулы-1 только Кими Райкконен, Серхио Перес, Пьер Гасли и Кевин Магнуссен никогда не соревновались в младших сериях на голландской трассе. У остальных 16 пилотов есть подобный опыт — и, следовательно, собственное представление о Зандворте.

«К сожалению, конфигурация голландской трассы не благоволит обгонам и борьбе. Даже в Формуле-3 обгонять здесь было нереально сложно», — отметил гонщик Renault Нико Хюлькенберг. Россиянин Даниил Квят, побеждавший в Зандворте за рулем машины Ф3 в 2013-м, солидарен с немцем: «В Зандворте много скоростных поворотов, с которыми на современном болиде Формулы-1 будет тяжело вплотную преследовать соперника».

«Местами трасса такая узкая, что при нынешних скоростях и габаритах машин подбираться на дистанцию атаки будет сложно. Боюсь, что это будет не гонка, а езда по кругу», — поделился мнением напарник Хюлькенберга по команде Renault Даниэль Риккьярдо. «Честно сказать, это трасса абсолютно не подходит Формуле-1», — вторит коллегам пилот коллектива Haas Ромен Грожан.

«Обгонов здесь будет так же мало, как и в Монако», — считает четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель. Да и Макс Ферстаппен с осторожностью ждет визита на домашнюю трассу. «Квалификация наверняка окажется интересной. Но боюсь, что в гонке борьбы будет мало. В Зандворте, как и в Монако, для обгона нужно быть быстрее соперника на полторы секунды с круга».

Хорошая новость для гонщиков и болельщиков заключается в том, что голландскую трассу модернизируют к 2020 году. Плохая — в том, что этого явно будет мало…

Обгоны не единственная проблема

«В Зандворте ужасно неудобная инфраструктура. Автодром на десять лет отстает от стандартов Формулы-1, и у организаторов нет денег на модернизацию», — сказал британский автоспортивный журналист Деннис Дженкинсон еще в 1985-м, когда Зандворт готовился уступить место в календаре чемпионата мира венгерскому Хунгарорингу.

Прошло 35 лет, Зандворт возвращается — но с тем же набором проблем, что и при уходе! Пока у автодрома вообще нет права принимать Гран При. Для этого требуется лицензия FIA Grade 1, а у голландской трассы есть только FIA Grade 2. Для получения высшей категории организаторам придется расширить здание боксов, удлинить пит-лейн, возвести дополнительные трибуны, повысить безопасность трассы и изменить несколько поворотов. Задача, в принципе, легковыполнимая — тем более что правительство региона выделило на эти работы четыре миллиона евро.

Но суть заключается в том, что значительно менять конфигурацию трассы организаторы не собираются. Следовательно, легче обгонять не станет. Вдобавок без этого не удастся ощутимо улучшить инфраструктуру внутри автодрома и расширить паддок, в котором тесно даже командам немецкой серии DTM. А что будет, когда приедет Формула-1 с гонками поддержки из Ф2, Ф3 и Суперкубка Porsche? «В паддоке Зандворта поместится только один моторхоум. Интересно, кто займет это место?» — шутит Нико Хюлькенберг.

Есть стойкое подозрение, что из голландского этапа получится скромный аналог Гран При Монако — с гонками паровозиком и крохотным пятачком для размещения команд, прессы и гостей. Но Монако — это, как-никак, самый престижный этап чемпионата мира, тут можно и потерпеть. А вот будет ли Формула-1 молча переносить подобные тяготы в Зандворте и нужна ли такая классика в календаре? Вопросы риторические…

Шило на мыло

Скорее всего, Зандворт заменит Барселону, у которой заканчивается контракт на проведение Гран При Испании. Из-за заезженности на тестах и отсутствия обгонов каталонская трасса редко дарила болельщикам зрелищные гонки. Но голландская альтернатива не лучше, а то и хуже.

Автодром Барселона-Каталония — это хотя бы просторный и современный спортивный комплекс, визиту в который участники рады всегда. А Зандворт больше напоминает обветшавший дом, который готовится к приему дорогих гостей. Хозяева, конечно, сделают в нем косметический ремонт, но дом этот все равно останется тесным, неуютным и старым. Захотят ли пилоты, команды и их спонсоры возвращаться в него снова и снова?

Рекомендованные статьи