Форма собственности: кто владеет командами Формулы-1?

Форма собственности: кто владеет командами Формулы-1?
Автоспорт | АР №20 2016
Фото: Imago/ТАСС | Singapore GP Pte. Ltd | архивы команд

Итак, Формулу-1 прибирает к рукам американский медиамагнат Джон Мэлоун. Но ведь зрелище обеспечивают команды, участвующие в чемпионате мира. А кому принадлежат они — и как это может отразиться на предсказуемости гонок?

В первом сезоне Формулы-1 в 1950 году участвовали четыре команды автопроизводителей: Alfa Romeo, Ferrari, Talbot и Simca-Gordini, в то время как всех прочих насчитывалось больше десятка. В Maserati свои машины предпочитали продавать частным командам, одна из которых имела приоритетную заводскую поддержку. Доля автомобилестроителей, кстати, не сильно изменилась и сегодня. Из одиннадцати коллективов в сегодняшней Формуле-1 «автомобильных» три: Mercedes, Ferrari и Renault. И плюс Honda, поддерживающая McLaren.

Когда-то, между прочим, можно было обойтись вообще без команды. Машину брали в аренду, приглашали пару механиков для технического обслуживания — и испытывали удачу в квалификации. Больше половины стартовавших в сезоне 1950 года были такими частниками. Как правило, они участвовали в одной-двух гонках и звезд с неба не хватали. Правда, француз Филипп Этанселен, родившийся еще в девятнадцатом веке, не только проехал почти весь чемпионат, но и разжился тремя очками. Он установил рекорд, который вряд ли окажется перекрыт, заработав очки в гонке Формулы-1 в 53 года!

Одной из первых корпоративных команд была немецкая ATS, принадлежавшая производителю алюминиевых колесных дисков, фирме Auto Technisches Spezialzubehör. В Формуле-1 она выступала с 1977 по 1984 год (Фото: Imago/ТАСС)

Но это исключение только подтверждало правило: чтобы рассчитывать хоть на какие-то успехи, нужно было выступать за команду — частную или заводскую.

Первых чемпионов Формулы-1 несли к цели итальянские болиды Alfa Romeo, Ferrari, Maserati. Пожал свои лавры и Mercedes, вернувшийся в автоспорт на короткое время. Но в конце пятидесятых все чаще начали побеждать британские машины с названиями, которые не встретишь на дорогах: Vanwall завоевал первый в истории Кубок конструкторов (1958 год), в 1959—1960 годах чемпионом становился гонщик команды Cooper Джек Брэбем.

Наступил расцвет частных команд. Их владельцы — самые разные люди. Например, основатель коллектива Vanwall и один из покровителей BRM Тони Вандервелл был промышленником. А отец и сын Куперы кустарно строили шасси для разных гоночных серий. Объединяло всех частников одно — спортивный интерес. Они выставляли команду прежде всего для гонок как таковых, для борьбы и побед — а уж потом задумывались о возможности что-то рекламировать.

Сегодня частным командам непросто. Самая успешная из них, Force India, не смогла сохранить состав – в будущем году Нико Хюлькенберг будет выступать за Renault

Хотя популярность автоспорта была так велика, что нередко вокруг успешного гоночного коллектива нарастало какое-то производство. Например, Энцо Феррари начинал как хозяин частной гоночной «конюшни», а уже потом стал выпускать спортивные дорожные машины. Примерно тем же путем пошел и McLaren.

Но чаще происходит по-другому.

В конце восьмидесятых рекламная привлекательность гонок сильно повысилась из-за расширения телетрансляций. И Габриэле Руми, владелец фирмы Fondmetal, выпускающей легкосплавные колеса в том числе и для Формулы-1, решил разместить рекламу на машинах команды Williams, которая была одним из лидеров чемпионата мира. Взрывной рост продаж! Почему бы не завести свой собственный коллектив, рассудил Руми? И вот уже на старт выходит команда Fondmetal.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи