Формула-1 стартовала феерической гонкой в Альберт-парке

Фото: команды-участницы

Унылое квалификационное зрелище дало массу поводов побрюзжать и порассуждать, как низко пала Формула-1. Но гонка в Альберт-парке стала компенсацией за субботнюю скуку! Она подарила нам все, за что мы ценим автоспорт: острую борьбу, обгоны, нервное напряжение, зрелищные аварии, неожиданные провалы и не менее неожиданные взлеты. А также то, за что мы ценим именно Формулу-1 – изощренную стратегию и тактику, в решающий момент дающую возможность оказаться сильнее соперников.  

Утром в день гонки было принято кардинальное решение о смягчении ограничений радиопереговоров, так сильно осложнявших жизнь гонщикам даже на свободных заездах. Список возможных тем для разговора между пилотом и боксами пополнило обсуждение стратегии гонки. И вовремя: как выяснилось, стратегические вопросы (особенно шинные) сыграли ключевую роль в определении победителя и призеров гонки. Команды вовсю пользовались широчайшими возможностями, которые предоставляют новые шинные правила – в частности, возможностью выбирать из покрышек трех составов. Как выяснилось, разумный консерватизм Мерседеса оказался выгоднее агрессивной стратегии Ferrari, сделавшей ставку на скорость.  

По традиции, перед гонкой состоялся парад пилотов на старинных машинах
Увы, еще до начала главных событий российских болельщиков ждало разочарование – наш представитель оказался первым выбывшим в новом сезоне. Red Bull Даниила Квята не смог доехать даже до своего стартового места – заглох в самом конце прогревочного круга. Маршалы оттолкали машину в боксы, а остальной пелотон отправился еще на кружок по трассе в прогулочном темпе. Те, кто попал в финал нелепой вчерашней квалификации, были вынуждены стартовать на сверхмягких шинах, остальные имели право выбора. В итоге семь пилотов (в том числе и Ромен Грожан, которому сегодня предстояло стать автором одной из сенсаций гонки) выбрали Soft, остальные предпочли SuperSoft.

Старт прошел сенсационно – два Мерседеса начали слишком вальяжно, чем тут же воспользовались проскочившие мимо них пилоты Ferrari, лидером гонки стал Себастьян Феттель. А потом Росберг еще и невольно заблокировал в повороте своего партнера – и Льюис Хэмилтон в итоге пропустил вперед Макса Ферстаппена с Фелипе Массой. В числе многое потерявших в дебюте гонки оказались Валттери Боттас (Williams), провалившийся на 17 место, и Кевин Магнуссен (Renault), после прокола заезжавший в боксы и сразу отставший от лидеров на целый круг.

На четвертом круге Хэмилтон обогнал Массу без особых проблем. Его следующим соперником был Ферстаппен. И тут началось удивительное – чемпион мира не смог предпринять сколько-нибудь внятных атакующих действий против Toro Rosso и даже попросил боксы о смене стратегии. Все разрешилось заездом Ферстаппена в боксы и выходом Хэмилтона на оперативный простор. Однако от свободной трассы Льюис много не выиграл: шины его были уже изношены, и с каждым кругом становились все менее эффективными. Пожалуй, Mercedes сделал ошибку, задержав его на трассе дольше других топ-пилотов.
 
Нико Хюлькенбергу (Force India) на финише удалось опередить Валттери Боттаса (Williams)
Первым из группы лидеров поехал переобуваться Росберг – на тринадцатом круге он поставил шины Soft. Уже на следующем круге менять шины заехал лидер гонки, Феттель – и при возвращении на трассу с большим трудом не пустил Росберга вперед. Себастьян поставил сверхмягкие шины. Поэтому то, что Феттель легко уехал от Росберга, было неудивительно. Но потом он быстро догнал и перегнал Хэмилтона! Льюис был в этот момент на до предела изношенных сверхмягких шинах – на тех, которых стартовал. Льюис нырнул в боксы в тот момент, когда его практически догнал Росберг. Хэмилтону поставили шины Medium, на которых он теоретически мог проехать всю гонку до финиша – но на трассу он вернулся только седьмым. Поздний пит-стоп не лучшим образом сказался и на позиции Кими Райкконена. Финн, лидировавший в гонке после визита Феттеля в боксы, после своей остановки вернулся лишь третьим, оказавшись позади и своего партнера, и Росберга. Тем не менее, условия для победы Феттеля складывались самые благоприятные. Все поменялось, когда на восемнадцатом круге столкнулись Алонсо и Гутьеррес, а гонку остановил красный флаг.  

Авария выглядела страшно – McLaren Фернандо взлетел в воздух, несколько раз повернулся вокруг своей оси и закончил полет, воткнувшись в отбойник. Машина предстала в виде совершенно аморфной структуры, в которой с трудом угадывался болид Формулы-1. Но сверхпрочный монокок, как ему и положено, в переделке уцелел и уберег пилота от травм. Тем не менее, трасса была густо засыпана обломками, и судьи предпочли остановить гонку совсем. Все оставшиеся в деле участники Гран При Австралии отправились на пит-стоп и могли не только поменять шины, но и хорошенько, без всякой суеты, подумать перед этим. Можно было поставить практически неубиваемый в австралийских условиях Medium – и отправиться к финишу уже без необходимости еще раз менять шины. Именно так и поступил Нико Росберг – а его партнер Хэмилтон даже этого не стал делать, поскольку только что те же шины средней жесткости уже надел. Но в Ferrari решили по-другому. Обоим своим пилотам Скудерия предписала вернуться на трассу на сверхмягких покрышках, что означало как минимум один дополнительный визит в боксы. Именно в этот момент Гран При Австралии и был проигран Феттелем, формально еще возглавлявшим пелотон…    
    
Себастьян Феттель проводил отличную гонку, но стратегия Mercedes оказалась лучше
После рестарта Льюису надо было догонять лидеров. Но для этого ему нужно было пройти взрывоопасную троицу – шедшего четвертым Риккьярдо и преследовавших его два быстрых болида Toro Rosso. Кроме того, Риккьярдо, Ферстаппен и Сайнс возобновили гонку на шинах Soft. Так что атаковать молодых пилотов Дитера Матешица Хэмилтону на шинах Medium было не с руки – оставалось терпеть и ждать, когда их мягкие шины начнут терять кондиции. Впрочем, лидеров скоро стало на одного меньше. Кими Райкконен вернулся в боксы с дымящимся (а потом и вовсе заполыхавшим) двигателем. И вместо возможного обливания шампанским финну пришлось принять гораздо менее приятный душ пены из огнетушителей.

На 32 круге тучи, закрывавшие горизонт Хэмилтона, слегка рассеялись. Сайнс первым из пилотов Toro Rosso свернул в боксы, через круг после него туда направился Ферстаппен. Оба получили шины с белой маркировкой – Medium. Но если Карлоса обслужили нормально, то Максу не повезло – замешкались механики, доставляя одно из колес. Между тем возглавлявшему гонку Феттелю приходилось все труднее удерживать лидерство – Росберг с каждым кругом догонял его. В конце концов, Себ не стал дожидаться атаки и направился в боксы, сменив сверхмягкие шины на мягкие (при этом заминка механиков тоже имела место). Вернулся Феттель только четвертым – за спиной Хэмилтона.

Макс Ферстаппен - жесткий, бескомпромиссный, не без оснований считающий себя лидером Toro Rosso
Тем временем Сайнс долго мучился, пытаясь опередить новичка Джолиона Палмера на Renault, от которого никто в этой гонке подвигов не ждал. Скорость Toro Rosso на прямых всегда была высока, но сейчас ее не хватало, чтобы опередить матово-желтый болид Джолиона. Позади Карлоса выходил из себя Макс Ферстаппен, требуя пустить вперед его – уж он-то покажет, как справиться с Палмером! Ограничения радиопереговоров никак не коснулись информации, которую пилот сообщает команде по радио. А за нецензурные выражения в Формуле-1, в отличие от футбола, не наказывают – их просто запикивают в эфире. Так что голландец, считающий себя главной звездой Toro Rosso, мог характеризовать партнера в достаточно цветистых выражениях. Две Toro Rosso все-таки прошли Renault, но при этом оставались лишь на девятом и десятом местах. А вот задержавшийся на трассе их старший товарищ Риккьярдо ехал уже вторым! Правда, его покрышки давно «устали», и на 42 круге Дэн не смог сдержать атаку Хэмилтона. Потеряв второе место, Риккьярдо направился на пит-стоп, вернувшись пятым, но на шинах SuperSoft – что намекало на активно-атакующие планы в финале гонки.   

Итак, намечается банальное завершение гонки – два Мерседеса друг против друга? Позади них Феттель на более свежих шинах, его время на круге меньше, но слабо верится в то, что за оставшийся десяток кругов ему удастся настичь Льюиса. Хэмилтон сам помог сопернику, перетормозив в одном из поворотов и потеряв на этом скорость. И вот уже алая машина так близко к серебристой, что Себ может воспользоваться системой DRS! Развязка наступила за пару кругов до финиша – потеряв контроль над своей Ferrari, Феттель выехал на газон. Пока он возвращался, соперник уехал на безопасное расстояние – и призовая тройка была окончательно расставлена по местам.  

Примерно таким мы и представляли себе первый подиум сезона, не так ли?
За три круга до финиша противостояние гонщиков Toro Rosso дошло до своего логического завершения. Очередная атака Ферстаппена на партнера, кончилась небольшим столкновением – ткнувшись в заднюю часть болида Сайнса, его машина закрутилась. Комментарий Ферстаппена к событию в эфир предусмотрительно не пустили. Похоже, ареной самой острой внутрикомандной борьбы в нынешнем сезоне будут два коллектива – Mercedes и Toro Rosso.
   
Мой прогноз о том, что новичок чемпионата, американская команда Haas, не станет долго затягивать с первыми очками, оправдался. Ромен Грожан финишировал аж на шестом месте! Разумеется, не обошлось без доли везения. Как Грожан, не участвуя в большинстве схваток на трассе, обнаружился перед финишем на шестом месте? Все очень просто – он не терял время на замену шин, ни разу не заезжал на пит-стоп! На пит-лейне француз оказался единственный раз, вместе со всеми остальными пилотами, когда гонку остановили красным флагом. Тогда Ромен и произвел единственную обязательную замену покрышек. Правда, потом ему пришлось до предела выложиться на трассе, сдерживая более быстрых соперников – но овчинка выделки стоила, Грожан принес своей команде целых восемь очков! Счастливее его в этот день в Мельбурне был, наверное, только победитель Нико Росберг. Накануне прервалась его впечатляющая серия квалификационных побед – но Нико сам наверняка променял бы поул-позицию на победу в гонке. Прекрасное начало сезона, Росберг – лидер чемпионата! А Хэмилтон сделал все, чтобы, невзирая на сложности, минимизировать свое отставание от товарища по команде. На шинах Medium он продержался на трассе аж сорок один круг. Через две недели чемпионат продолжится гонкой в Бахрейне – ждем острой борьбы!

Гран При Австралии

20 марта, Мельбурн, Альберт-Парк

Место Гонщик Страна Команда Очки/Причина схода Пит-стопы
1 Нико Росберг Германия Mercedes 25 2
2 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 18 2
3 Себастьян Феттель Германия Ferrari 15 3
4 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 12 3
5 Фелипе Масса Бразилия Williams 10 2
6 Ромен .Грожан Франция Haas 8 1
7 Нико Хюлкенберг Германия Force India 6 2
8 Валттери Боттас Финляндия Williams 4 2
9 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 2 3
10 Макс Ферстаппен Нидерланды Toro Rosso 1 3
11 Джолион Палмер Великобритания Renault   2
12 Кевин Магнуссен Дания Renault   3
13 Серхио Перес Мексика Force India   2
14 Дженсон Баттон Великобритания McLaren   3
15 Фелипе Наср Бразилия Sauber   2
16 Паскаль Верляйн Германия Manor   3
Сход Маркус Эриксон Швеция Sauber вибрация колеса 3
Сход Кими Райкконен Финляндия Ferrari двигатель 2
Сход Рио Харьянто Индонезия Manor привод 1
Сход Фернандо Алонсо Испания МсLaren столкновение 1
Сход Эстебан Гутьеррес Мексика Haas столкновение  
Сход Даниил Квят Россия Red Bull рекуператор  

Рекомендованные статьи