Хаос в Спа: на подиум этапа чемпионата FIA WEC попал только один гибрид!
Во время второго этапа марафонского чемпионата мира (FIA WEC) в Спа творилось что-то невообразимое: техника то и дело выходила из строя, команды ошибались на пит-стопах, а гонщики допускали оплошности в пилотировании, будто бы это был первый для них марафон. С точки зрения обычного болельщика (если только он, конечно же, не переживает за проигравших), этот шестичасовой заезд стал просто феноменальным. Достаточно сказать, что на подиуме оказался только один экипаж, приехавший на финиш на полноценном гибриде – остальные призеры были вынуждены довольствоваться только ДВС!
Несмотря на то, что победа досталась Audi, шефу команды Вольфгангу Ульриху самое время крепко призадуматься: поломки следуют одна за другой, а капитанский мостик не всегда оперативно реагирует на изменения в ходе гонки. На сей раз выяснилось, что прототипы R18 лишились одной из их отличительных особенностей – высочайшего уровня ремонтопригодности. Чтобы прочистить воздуховоды, теперь, оказывается, машину приходится загонять в гараж и снимать задний обтекатель. Причем на эту процедуру ушло чуть ли не столько же времени, сколько потребовалось пару лет назад тем же механикам на смену турбин!
На сей раз прототипы R18 e-tron quattro не были самыми быстрыми – версия кузова, подготовленная специально для Ле-Мана, в Спа уступала полноценному аэродинамическому пакету для стандартных трасс. И если бы конкуренты сами не уступили дорогу, то вряд ли подопечные доктора Ульриха могли бы рассчитывать на победу.
С учетом проблем на этапе в Сильверстоуне, где сошедшую машину пришлось заземлять механику, большой вопрос заключается в том, продолжится ли удивительная серия марки, чьи машины за годы участия в Ле-Мане ни разу не завершали заезд досрочно из-за технических неисправностей. Справедливости ради замечу, что в Спа машина №7 часто наведывалась в гараж из-за разнообразных коллизий на трассе. А вот у шасси, на котором была одержана победа усилиями Оливера Джарвиса, Лукаса ди Грасси и Лоика Дюваля, на тренировках возникли куда более серьезные неполадки: механикам пришлось менять передний мост, на котором располагается электромотор-генератор системы рекуперации.
Для команды Porsche гонка не задалась самого начала. На машине №2, за рулем которой сменяли друг друга Марк Либ, Ромен Дюма и Нил Яни, практически сразу вышла из строя система рекуперации. Чтобы побороться хоть за какие-то очки, было решено ехать на одном только ДВС – частники все равно не догоняли заводскую машину. Как потом оказалось, решение это было совершенно оправданным. У другого экипажа дела, вроде бы, шли куда лучше – в какой-то момент ему удалось даже навязать борьбу за первое место. Но затем прототип Porsche 919 пробил шину, а потом и вовсе свернул в гараж для замены КПП, что отняло почти два часа.
Самой же оглушительной оказалась неудача команды Toyota. Японцы привезли в Спа ту же машину, что была на Сильверстоуне – и в Бельгии вариант с высоким уровнем прижимной силы неожиданно оказался весьма хорош. Порой даже закрадывались подозрения: а так ли высок этот самый «прижим»? Если эту версию японцы оставят для всего остального сезона, то у них останется еще одна возможность модифицировать аэродинамический обвес под особенный автодром в Мехико, где разреженный воздух обязательно усложнит жизнь участникам. Сюрпризы от команды Toyota не ограничились лишь успехом в тренировках, где они умудрились оставить в тени не только Audi, но и, порой, опережали Porsche. В начале гонки за счет смелой тактики двух отрезков на одном комплекте шин купе №5 прочно обосновалось на первой позиции!
Правда, к тому моменту вторая машина была выведена из борьбы за победу после ошибки Майка Конвея, который протаранил прототип российской команды SMP Racing. Еще драматичнее сложилась гонка для лидировавших Энтони Дэвидсона, Себастьена Буэми и Кадзуки Накадзимы. Не успел Дэвидсон передать руль Накадзиме, чтобы тот обогнал шедший вторым экипаж Audi на круг, как у машины отказал двигатель. Но японцы не перестали бороться! Пользуясь тем, что ДВС на борту не является единственной силовой установкой, они зарядили батарею до максимума и прямо перед финишем отправили машину на один единственный круг. Себастьен Буэми на электротяге со скоростью 50 км/ч преодолел семь километров трассы и отобрал-таки очки у еще более отставшего, но тоже увидевшего клетчатый флаг экипажа Porsche. Однако спустя некоторое время судьи наказали экипаж Тойоты, добавив к его результату отложенный штраф, который, в переводе на дистанцию, составил четыре круга. Из-за этого общий километраж для машины №5 не дотянул пары кругов до необходимых для классификации 70% от результата лидера. Так что бюрократия, увы, оказалась сильнее интересного технического решения…
После всех злоключений в стане лидеров на подиуме на сей раз оказался всего лишь один полноценный гибрид (второе купе Porsche 919 почти со старта ехало на одном только ДВС), а «бронзу» добыли частники из Rebellion – вот уж на чьей улице точно был праздник. Конечно, такое разнообразие не может не радовать любителей непредсказуемости, но трезвый расчет говорит о том, что у заводчан в Ле-Мане с такой надежностью (а точнее, ненадежностью) могут возникнуть большие проблемы.
В LMP2 все шло к полному триумфу команд, выступающих на прототипах Oreca 05 – это шасси, отличающееся узким (на 100 мм меньше, чем у соперников) кузовом, идеально подходит под скоростные трассы, и в Спа демонстрировало отменный темп. Лидерство поначалу захватил экипаж G-Drive Racing, однако пробитая шина после контакта с круговым Porsche вынудила российский коллектив совершать незапланированный пит-стоп. За это время соперники уехали далеко вперед и до финиша Роман Русинов, Натаниэль Бертон и Рене Раст успели подняться только до пятой позиции. Сразу следом финишировали их коллеги по команде, выступавшие на открытом прототипе Gibson 015S Nissan. Они уже на первых кругах отстали от лидеров из-за внепланового пит-стопа, а после невольно спровоцировали впечатляющую аварию, когда Саймон Дулэн зацепил купе Aston Martin Vantage Ники Тима внутри ходового поворота и отправил его в барьер из шин. Английский автомобиль ударился о него кормой и совершил эффектный переворот через крышу – к счастью, Тим не получил травм и сам выбрался из машины.
После неприятностей у команды G-Drive Racing лидерство захватил коллектив Alpine, который выступает на таком же прототипе Oreca, лишь ради рекламы носящим значок возрождаемого спортивного подразделения Renault. Казалось, что остальные две ступени подиума достанутся новичкам из команды Manor (все то же купе Oreca 05). Однако в последней трети гонки одна из машин попала в небольшую аварию, а затем начались проблемы с тормозами. В итоге пришельцы из Формулы-1 довольствовались «бронзой». Причем добыта она была в интересном сражении, когда на последних минутах гонки лидирующий квартет LMP2 шел плотной группой. В разборку клиентов фирмы Oreca вмешался экипаж ESM Racing, в этом году поддерживаемый заводской командой Oak, которая готовит прототип Ligier JS P2. На финальном отрезке, как и на Сильверстоуне, геройствовал Пипо Дерани – новая звезда «младшего» зачета. И даже второе место стало для команды большим успехом, учитывая отличную форму соперников.
А победа в LMP2 заслуженно досталась экипажу Alpine: Густаво Менезесу, Стефано Ришельми и Николя Лапьеру, знаменитому заводскому гонщику фирмы Oreca. Именно он записал на свой счет один из красивейших обгонов за всю гонку, на финальных минутах опередив все того же Дерани по внешнему радиусу в повороте в тот момент, когда между их машинами был еще и круговой из класса GTE. Что касается итогов и перспектив, то прототипы Oreca 05 показали свою силу на скоростной трассе – и в Ле-Мане противостоять им будет непросто.
В классе GTE-Pro победа снова досталась экипажу AF Corse Ferrari в составе Сэма Берда и Давиде Ригона. Однако на сей раз все прошло куда драматичнее, чем на Сильверстоуне: первое место им передали коллеги по команде – Джанмариа Бруни и Джеймс Каладо, сошедшие за десяток минут до финиша из-за неисправности турбонаддува. Кроме того, на скоростной трассе в Спа итальянская машина чувствовала себя уже не так уверенно, как на первом этапе. В Ле-Мане «прижим» крайне необходим лишь на третьем секторе. А вот кто может удивить по ходу главной гонки сезона, так это новички из команды Ford, финишировавшие в Спа вторыми. Новое американское купе, собранное канадцами из фирмы Multimatic, продемонстрировало высокую максимальную скорость, порой сравниваясь по этому показателю с прототипами LMP2!
Чемпионат FIA WEC
Положение после двух этапов
Личный зачет в классе LMP
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Марк Либ | Германия | Porsche 919 Hybrid | 43 |
1 | Нил Яни | Швейцария | Porsche 919 Hybrid | 43 |
1 | Ромен Дюма | Франция | Porsche 919 Hybrid | 43 |
2 | Доминик Крайхамер | Австрия | Rebellion R-One AER | 30 |
2 | Александр Императори | Швейцария | Rebellion R-One AER | 30 |
2 | Матео Тушер | Швейцария | Rebellion R-One AER | 30 |
3 | Лоик Дюваль | Франция | Audi R18 e-tron quattro | 25 |
3 | Лукас ди Грасси | Бразилия | Audi R18 e-tron quattro | 25 |
3 | Оливер Джарвис | Великобритания | Audi R18 e-tron quattro | 25 |
… | ||||
11 | Роман Русинов | Россия | Oreca 05 Nissan | 6,5 |
… | ||||
15 | Кирилл Ладыгин | Россия | BR01 Nissan | 1 |
15 | Виталий Петров | Россия | BR01 Nissan | 1 |
15 | Виктор Шайтар | Россия | BR01 Nissan | 1 |
Зачет марок в классе LMP1
Место | Марка | Страна | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Porsche | Германия | 56 | |
2 | Toyota | Япония | 43 | |
3 | Audi | Германия | 41 |
Личный зачет в классе GTE
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Давиде Ригон | Италия | Ferrari 488 GTE | 52 |
1 | Сэм Берд | Великобритания | Ferrari 488 GTE | 52 |
2 | Энди Приоль | Великобритания | Ford GT | 30 |
2 | Гарри Тинкнелл | Великобритания | Ford GT | 30 |
2 | Марино Франкитти | Великобритания | Ford GT | 30 |
3 | Джанмариа Бруни | Италия | Ferrari 488 GTE | 18 |
3 | Джеймс Каладо | Великобритания | Ferrari 488 GTE | 18 |
Зачет марок в классе GTE
Место | Марка | Страна-заявитель | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Ferrari | Италия | 78 | |
2 | Aston Martin | Великобритания | 46 | |
3 | Ford | Франция | 40 | |
4 | Porsche | Германия | 24 |