Василий Скрыль: «Наш чемпионат не хуже европейских!» Большое интервью главного по картингу в России
Заслужив авторитет еще как тренер сборной СССР, наш сегодняшний гость уже четверть века возглавляет самое юное и беспокойное гоночное направление в российском автоспорте. И не просто возглавляет, но и делает его одним из самых передовых в Европе! Знакомьтесь: председатель Комитета картинга Российской автомобильной федерации, вице-президент РАФ по спорту Василий Скрыль.
- Что можно сказать, подводя итоги года в российских первенствах? Что удалось, а чего не хватает?
- Конечно, было тяжеловато в финансовом плане. Не скажу, что прямо кризис, но поддержки наших традиционных партнеров из компании Elf не хватало. А ведь раньше они помогали нам хотя бы с награждением по итогам сезона: как ни крути, оно обходится минимум в полмиллиона рублей. Тем не менее мы в этом году все видеокамеры поменяли и кое-какое другое судейское оборудование. Словом, мы не плачем, а делаем свое дело, и чемпионат прошел на должном уровне.
- Кто из российских картингистов больше всего вас удивил в минувшем сезоне?
- Никита Бедрин, который в первый же год стал чемпионом в Супер Мини. Это серьезно! Но такая победа может сыграть злую шутку: ему ведь еще сезон ехать в этом классе, что крайне сложно после выигрыша. А еще мне очень понравился юниорский класс, который собирал по тридцать пилотов на старте. Я, правда, не могу сказать, что победитель этого первенства Богдан Фетисов самый-самый. С другой стороны, он выиграл, значит — лучший.
Дебютный сезон в классе Супер Мини у Никиты Бедрина превратился в триумфальный
- Будут ли в новом сезоне какие-то изменения в нашем спортивном регламенте?
- А зачем? У нас и так правильный регламент.
- А по линии международной комиссии картинга, CIK-FIA, в которую вы тоже входите, грядут какие-то новшества?
- Да: юниорские бескоробочные классы помолодеют. С 12 лет можно будет ездить в OK Junior и с 14 лет — во «взрослом» OK.
Победитель первенства России в бескоробочном юниорском классе, таганрожец Богдан Фетисов
- А как Вы относитесь к повальному переходу пилотов из юниорского класса сразу в Формулу-4?
- Это беда — и не только наша, но и европейская тоже. Когда мы изначально соглашались на такое, на заседании мировой комиссии картинга был оговорен другой возраст пилотов: планировался переход в Формулу-4 в 16 лет, а не в 15, как получилось на деле. В результате за руль большой гоночной машины попадают дети без достаточного опыта, а бескоробочные классы картинга теряют множество спортсменов.
- Это плохо для картинга, но плохо ли это для самого пилота?
- И для пилота тоже. Все эти рассказы, что в Формуле-4 ездить чуть ли не дешевле, чем в картинге, — из области фантастики. На самом деле это насос для выкачивания денег из родителей. Я со швейцарскими коллегами говорил, с немецкими — они все в ужасе от Формулы-4! Всем известно, что Ферстаппен впервые сел за руль «формулы» в 16 лет, став до этого чемпионом мира в картинге, а сейчас он уже известно где. Так зачем же еще снижать минимальный возраст? Ведь 15-летние, как правило, еще не готовы ни физически, ни ментально к гонкам на больших машинах — для них это огромный стресс! Многие это уже начинают понимать, и потому есть тенденция к тому, что молодые пилоты будут возвращаться обратно в картинг.
Наши лучшие картингисты на официальной церемонии награждения по итогам сезона
- А есть ли у вас ревность по отношению к пилотам, которые, добившись каких-то результатов здесь, стремятся ездить в Европе, игнорируя национальный чемпионат?
- Ну что тут скажешь: Сочи пока не может предложить таких же условий по тренировкам зимой, поэтому люди едут в Италию. А что касается чемпионата страны, то у нас он не хуже европейских. Наконец-то воплотилась моя давняя мечта: шесть этапов на шести разных трассах. Да и трассы эти какие замечательные! Так что у нас очень сильный конкурентный чемпионат. К тому же, рассуждая о зарубежных соревнованиях, все видят лишь верхушку айсберга — гонки WSK, Winter Cup и тому подобное. А на уровне национальных состязаний в Европе хватает сложностей и накладок, да и конкуренция совсем не та.
- А существует ли какая-то разница в том, как работает команда с пилотом в России и в Италии?
- В Италии с пилотами вообще не работают. Команда занимается настройками мотора и шасси. А что касается пилотирования, то считается, что спортсмен может разобраться со своими ошибками самостоятельно. То есть никто не стоит над гонщиком и не тычет ему на схеме, что он зарезал траекторию входа в этом повороте, а в том тормозит слишком рано. Так, как работают с пилотом в ведущих командах у нас, не работают больше нигде в мире! И я считаю, что это наше большое преимущество. Именно поэтому российские спортсмены на итальянских трассах выглядят ярко.
На старте — пилоты класса Мини. Под номером «6» — будущий победитель российского первенства, москвич Дмитрий Игнатов
- Ну а как же тогда европейцы учат своих детей?
- Выплыл — значит, молодец! Они сами говорят, что в России более правильно выстроена система формирования будущего спортсмена. В Италии класс Мини — это дети от 8 до 12 лет. Ну и что может показать восьмилетний пацан в борьбе с 12-летним? Это такое жесткое воспитание. Но там они и относятся к этому по-другому: никто не ждет от детей результата первые два года. В России же все более ступенчато: мы разделили классы по возрасту. У нас есть Мини, где соревнуются дети в возрасте от 8 до 10 лет, и Супер Мини, куда допускаются 10—12-летние гонщики. Это, я считаю, более правильно для психологического роста. Не говоря уже об Академии РАФ — классе Микро, где можно выступать, начиная с шести лет. Его аналога нет нигде в мире!
«Микробы» — призеры Академии РАФ. Слева — направо: Герасим Скуланов (Братовщина), Дмитрий Матвеев (Новосибирск), Даниил Васильев (Санкт-Петербург)
- А как появилась идея создания Академии РАФ?
- Родители молодых дарований начали проводить подпольные соревнования. Ну а если не можешь победить движение, то возглавь его! Вот так и появилась Академия РАФ. И это даже не соревнования, а учебно-тренировочные сборы, где мы учим детей правильному и безопасному вождению. Отрабатываем старты, рассказываем о гоночной символике, готовим самых маленьких к серьезному спорту. И для многих это реальная возможность понять, надо ли им это вообще. Часто команды жалуются, что у нас мало гонок для Микро, а я считаю, что достаточно: этим микробам еще надо отдыхать и играть в игрушки. А их уже нагружают не по-детски.
Василий Скрыль на розыгрыше моторов для учебно-тренировочных сборов Академии РАФ. По традиции, самым быстрым и счастливым в среде спортсиенов считается тот двигатель, на котором лежит рука Василия Ивановича
- Если наши спортсмены так стремятся в Италию, то не хотят ли итальянские пилоты попробовать себя в нашем чемпионате?
- А кто запрещает? Это и сейчас можно. У нас очень сильный чемпионат — они сами так считают. Несколько команд давно собираются приехать, но все время возникают какие-то нелепые вопросы вроде «наверное, нужно теплые вещи летом брать, у вас же холодно»? Или «а у вас там тоже палатки стоят, где вы машины обслуживаете»? Я всем объясняю: вы только билет купите, мы вас встретим, привезем, дадим место в шатре, машину, мотор, все, что угодно…
- Какова вероятность, что российское первенство в 125-кубовых бескоробочных классах в 2017 году перейдет с двигателей KF на новые моторы ОК, как это уже случилось в Европе?
- Стопроцентная. Но у нас двигатели ОК не то чтобы заменят KF. Кто захочет, сможет продолжать использовать прежние моторы — мы уравняем возможности. Но уверен, что двигателей ОК, которые в эксплуатации получаются ощутимо дешевле, в новом сезоне будет большинство.
Чемпион России в бескоробочном классе KF, Иван Носов из Мурома
- А как Вы относитесь к конкуренции чемпионата России с турнирами серии Rotax?
- Я считаю, что они не конкурируют, а, по идее, должны дополнять друг друга. Но сейчас Rotax, увы, — это в первую очередь бизнес. Там за последние два года сменилось все руководство, которое начинало развивать эту серию еще 15 лет назад. И у них теперь есть очень четкая система оценки — сколько вы продали моторов. Пропорционально этому числу выделяется квота на участие спортсменов от страны в Мировом Гранд Финале серии Rotax. То есть, кто поедет, мы выбираем сами, а вот сколько человек — нам диктуют сверху.
- А что скажете по поводу наших национальных классов?
- В национальных классах особенный менталитет — кружков при дворцах пионеров советского периода. Там люди совершенно не хотят ни на что тратить деньги. Однако автоспорт не бывает без затрат, и здесь техника — это 50 процентов успеха. Представьте, что где-нибудь в Воронеже вокруг баллонов гоняют по 80 человек. Я спрашиваю их, почему не едете на Кубок России? Мне отвечают: дорого, это же надо комплект резины покупать, а то и два! При этом на Жигулях на такие соревнования никто не приезжает. «Национальных» моторов ЕМ за последние два года продано больше 150 штук — то есть в Кубке России могла бы ехать сотня человек. Но нет! К счастью, есть и те спортсмены, что по-другому к этому относится. Выигрывают в национальном Кубке, а потом вырастают и переходят в коробочный чемпионатный класс KZ2 уже хорошо подготовленными.
Алексей Смородинов — чемпион России в коробочном классе KZ2
- Есть ли новости о строительстве новых картодромов в России? И как идет реконструкция нашей старейшей трассы в Курске?
- Реконструкция картодрома в Курске заканчивается, но в следующем сезоне в календаре чемпионата его не будет. Мы попробуем эту трассу для традиционных соревнований памяти Кононова и финала Кубка России в национальных классах. Если все будет нормально, тогда в 2018 году в Курск приедет и чемпионат страны: новая конфигурация вполне подходит даже для самых быстрых машин. А так в следующем сезоне в календаре чемпионата не планируется никаких изменений: так же будут Усть-Лабинск, Ростов, Зеленоград, Рязань, Белгород и Евпатория. Я знаю, что многие критиковали крымский этап из-за отсутствия асфальтового покрытия в парк-стоянке. В следующем сезоне оно будет.
- А Чечню не планируется включать в календарь? Я про новую трассу «Крепость Грозная».
- А ты сама туда поедешь?
- Я бы съездила: мне ужасно интересно. Просто так в Чечню вряд ли выберешься, а вот на соревнования было бы здорово!
- Не все так думают — многие все равно побаиваются. Да и недоработок в Грозном хватает, в том числе и по безопасности. В зонах вылета насыпана достаточно крупная гранитная крошка — там сразу закончатся колеса и карбюратор, не говоря уж о том, что сам пилот может пострадать. Судейские посты сделаны как для кольцевой трассы — они не подходят для картинговых соревнований. С другой стороны, конечно, нужно туда привезти народ, чтобы в Чечне увидели, как это может происходить, — массово и красиво.
Василий Скрыль и его соратники Мария Лежнева (главный секретарь), Алексей Моисеев (спортивный комиссар), Игорь Кравченко (руководитель гонки)
- Василий Иванович, откройте секрет! Иногда приходится наказывать спортсменов, и их родители не согласны с принятыми решениями. Как вам удается сохранить с ними нормальные отношения?
- Объясняю, что они не правы.
- Прислушиваются?
- Приходится. А иногда начинают звонить вышестоящему руководству — даже такое бывает! Вот только обычно это ничем не заканчивается.