Андрей Клещев поучаствовал штурманом в культовом эстонском ралли Сааремаа
«На финишный подиум приглашается экипаж из России — Клим Байков и Андрей Клещев!» Но в ответ на призыв эстонского комментатора мотор наших Жигулей, и до того работавший с перебоями, поперхнулся и заглох. Стартер предательски молчал — а ведь нам еще нужно было проехать несколько километров до закрытого парка! Неужели все, третий сход подряд?
Этим летом Клим Байков, с которым я езжу в ралли штурманом, опубликовал в интернете солидный труд на тему «Как построить надежные Жигули». Вятичу было чем поделиться с гоночной общественностью: собранная своими руками 1600-кубовая «пятерка» больше двух лет не огорчала техническими сходами, и, чтобы добиться этого, Клим набил немало шишек. В итоге его Жигули обзавелись не самым мощным, но надежным 180-сильным мотором ВАЗ-21126, задним мостом от Volvo 240, венгерской пятиступенчатой кулачковой КПП, амортизаторами Öhlins, рулевой «рейкой» от ижевской Оды, отечественными тормозами Proma и кучей других гоночных ништяков.
Однако Клим, похоже, не согласовал публикацию с главным героем торжества — и наш ВАЗ-2105 внезапно стал ломаться на ровном месте! В августе мы лишились победы в зачете для советской «классики» на литовском ралли «300 озер»: срезало шпильки на одном из задних колес. Виновником Клим тут же объявил самого себя: этот элемент был едва ли не единственным в Жигулях, который Байков не поменял перед началом сезона. К сентябрьской гонке в городке Электренай, где проходил финальный этап серии Lada Classic Cup (АР №№4 и 13, 2015), работа над ошибками была проведена: колесными шпильками стали болты крепления головки блока двигателя от… КАМАЗа!
Лидер турнира, реактивный литовец Довилас Чутеле, все равно умчал от нас на своих Жигулях с «классическим» 1900-кубовым мотором — но других соперников из России, Латвии, Литвы и Эстонии мы с Климом вновь объезжали. Третьим держался Тадас Каушакис на «копейке» с двухлитровым опелевским двигателем — технические требования в Прибалтике дозволяют и такое. И совсем немного уступал ему — удивительное дело! — Алари Силласте на Москвиче. Впрочем, от АЗЛК-2140 оригинальным оставался только кузов, скрывавший мотор от Жигулей, задний мост от «японки» Toyota HiAce и рулевое управление от BMW.
Однако насладиться гонкой в полной мере нам так и не довелось: на разгоне после очередного поворота машина внезапно вильнула в сторону и замерла на обочине с вывороченным наружу правым передним колесом: срезало цапфу поворотного кулака, на которой вращается ступица…
По итогам сезона Lada Classic Cup впереди оказался не только Чутеле, выигравший все три этапа серии, но и стабильный латыш Томс Бинде на почти серийной «шестерке». Нам же досталась бронза — и четкое ощущение «недосказанности». Поэтому в октябре мы отправились на культовое эстонское ралли Сааремаа, где уже бывали в прошлом сезоне.