Андрей Клещев поучаствовал штурманом в культовом эстонском ралли Сааремаа

Фото: fotodarius.lt | Андрей Клещев | Марк Алексеев

«На финишный подиум приглашается экипаж из России — Клим Байков и Андрей Клещев!» Но в ответ на призыв эстонского комментатора мотор наших Жигулей, и до того работавший с перебоями, поперхнулся и заглох. Стартер предательски молчал — а ведь нам еще нужно было проехать несколько километров до закрытого парка! Неужели все, третий сход подряд?

Этим летом Клим Байков, с которым я езжу в ралли штурманом, опуб­ликовал в интернете солидный труд на тему «Как построить надежные Жигули». Вятичу было чем поделиться с гоночной общественностью: собранная своими руками 1600-кубовая «пятерка» больше двух лет не огорчала техническими сходами, и, чтобы добиться этого, Клим набил немало шишек. В итоге его Жигули обзавелись не самым мощным, но надежным 180-сильным мотором ­ВАЗ-21126, задним мостом от Volvo 240, венгерской пятиступенчатой кулачковой КПП, амортизаторами Öhlins, рулевой «рейкой» от ижевской Оды, отечественными тормозами Proma и кучей других гоночных ништяков.

Однако Клим, похоже, не согласовал публикацию с главным героем торжества — и наш ВАЗ-2105 внезапно стал ломаться на ровном месте! В августе мы лишились победы в зачете для советской «классики» на литовском ралли «300 озер»: срезало шпильки на одном из задних колес. Виновником Клим тут же объявил самого себя: этот элемент был едва ли не единственным в Жигулях, который Байков не поменял перед началом сезона. К сентябрьской гонке в городке Электренай, где проходил финальный этап серии Lada Classic Cup (АР №№4 и 13, 2015), работа над ошибками была проведена: колесными шпильками стали болты крепления головки блока двигателя от… КАМАЗа!

Пока раллийные грузовики на базе советских «газонов» есть только в Эстонии. Однако на следующий сезон параллельно этапам турнира Lada Classic Cup планируется организовать «грузовой» Кубок Балтики — и новые машины под него уже строятся в Латвии и Литве!

Лидер турнира, реактивный литовец Довилас Чутеле, все равно умчал от нас на своих Жигулях с «классическим» 1900-кубовым мотором — но других соперников из России, Латвии, Литвы и Эстонии мы с Климом вновь объезжали. Третьим держался Тадас Каушакис на «копейке» с двухлитровым опелевским двигателем — технические требования в Прибалтике дозволяют и такое. И совсем немного уступал ему — удивительное дело! — Алари Силласте на Москвиче. Впрочем, от АЗЛК-2140 оригинальным оставался только кузов, скрывавший мотор от Жигулей, задний мост от «японки» Toyota HiAce и рулевое управление от BMW.

Однако насладиться гонкой в полной мере нам так и не довелось: на разгоне после очередного поворота машина внезапно вильнула в сторону и замерла на обочине с вывороченным наружу правым передним колесом: срезало цапфу поворотного кулака, на которой вращается ступица…

По итогам сезона Lada Classic Cup впереди оказался не только Чутеле, выигравший все три этапа серии, но и стабильный латыш Томс Бинде на почти серийной «шестерке». Нам же досталась бронза — и четкое ощущение «недосказанности». Поэтому в октябре мы отправились на культовое эстонское ралли Сааремаа, где уже бывали в прош­лом сезоне.

В последние годы гонка на острове в Балтийском море стабильно собирает на старте по 140 с лишним машин — в полтора—два раза больше, чем другие соревнования. И секрет популярности ралли Сааремаа у спортсменов из Прибалтики, Финляндии и России предельно прост: удивительные дороги. Здесь нет «трехмерных» спецучастков, присущих гонкам в Южной Эстонии, или трамплинов — вся трасса абсолютно «плоская». Однако каменистое покрытие настолько ровное и плотное, что его не разрыть и после двух проходов «канала» в полторы сотни машин! В результате те, кто едет в «хвосте» пелотона, получают от гонки ничуть не меньшее удовольствие, чем лидеры. Проверено на себе: ведь у наших Жигулей был стартовый номер 106.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи