Репортаж с открытия гоночной трассы «Крепость Грозная» в Чечне
«Крепость Грозная» — так называется гоночная трасса, открывшаяся в Чечне. А первыми в чеченской истории полноценными автомобильными соревнованиями стал этап чемпионата России по дрэг-рейсингу.
От гостиницы, расположенной в самом центре Грозного, на проспекте Владимира Путина, до автодрома — всего десять минут: он построен прямо в Заводском районе города. До войны здесь был громадный нефтеперерабатывающий завод, и только на расчистку будущей трассы от промышленных руин ушло около полугода.
Инвестором выступил «Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата Кадырова», вложивший в общей сложности полтора миллиарда рублей. Для сравнения: на постройку подмосковного автодрома Moscow Raceway категории 1T ушло 5 млрд рублей, а на более скромный автодром под Смоленском — около миллиарда рублей. В Грозном на 65 гектарах построены сразу три трассы: кольцевая, автокроссовая и для картинга. Мастер-план был выполнен москвичами Михаилом Горбачевым и Андреем Китовым — авторами полудюжины других российских трасс, а его воплощением занимались чеченские строители.
Руководство трассы (кресло директора занял бывший автокроссмен Сергей Удод, ранее руководивший автодромом в Казани) намерено проводить и официальные соревнования, и любительские заезды. Например, для Кубка Чечни в классе Национальный у столичной «Академии ралли» уже закуплено пять седанов Volkswagen Polo.
Открытие гоночной трассы прошло 23 августа и было приурочено ко дню рождения Ахмата Кадырова. Естественно, на торжественную церемонию приехал его сын Рамзан, из-за чего «Крепость Грозную» заполонили крепкие бородачи в костюмах или военной форме, а входящих на автодром по два раза обыскивали.
Первым из гонщиков по трассе проехал Кирилл Ладыгин. «Ходовая, без затычных мест, таких в России еще не было», — делился впечатлениями многократный чемпион страны по картингу и кольцевым гонкам. А уж дрэг-рейсеры были в полном восторге: обычно они выступают на взлетных полосах аэродромов, а тут ровный асфальт, капитальное здание боксов (с огромными портретами Путина и Кадырова-старшего) — и конфигурация, при которой удобно и безопасно возвращаться из зоны торможения в боксы.
Этап в Грозном стал четвертым в «дрэговом» чемпионате России RDRC (Russian Drag Racing Championship). Каждая гонка собирает по 20—25 участников в трех классах. Начальный — самый массовый Fast Street A. Переднеприводные ВАЗы и Хонды класса FSA способны проехать четверть мили за 10,5—12 секунд «чистыми» — на уровне или даже быстрее стандартного Ниссана GT-R! Разнообразие конструкций исключительное: вазовские переднеприводники с атмосферным мотором и впрыском закиси азота, с турбонаддувом или опелевским двигателем C20XE с наддувом и сухим картером, агрегатированным с коробкой передач от Mitsubishi Evo... Про разнообразные Хонды я и не говорю. А самая впечатляющая работа, которую я видел, — это купе Mitsubishi Eclipse от ателье Full Power Motors, в который впихнули поперечно рядную «шестерку» Toyota 2JZ-GTE с турбонаддувом мощностью свыше 700 л.с.! Кстати, на сегодня это быстрейший переднеприводник в России, прошедший четверть мили всего за 9,121 секунды.
Обычно такие машины готовят сами пилоты со своими друзьями. А кворум на этапах собирается благодаря финансовой поддержке компании SMP Racing: один из ее руководителей Дмитрий Саморуков настолько увлекся дисциплиной, что стал сам выступать в старшем классе Unlimited Stock. В итоге машины участников собирает по стране автовоз или им возмещают часть затрат на топливо.
В полноприводном классе FSB — аппараты посерьезнее: как правило, это купе Nissan GT-R, подготовленные в тюнинговых ателье. Их моторы V6 3.8 с наддувом выдают до 1800 л.с., штатные «роботы» Borg Warner усилены. Лучшие из них способны «выйти из восьми»: в Грозном такие времена показали Дмитрий Матвеев (Nissan GT-R Altechno) и Дмитрий Капустин (Nissan Skyline GT-R R32). По словам победителя этапа Дмитрия Матвеева, в доработку его GT-R было вложено около десяти миллионов рублей!
Как ни странно, автомобили «старшего», «беспредельного», класса Unlimited Stock зачастую медленнее! Допускаются сюда как обычные заднеприводники на базе серийных машин (например Chevrolet Corvette Turbo Андрея Муленко), так и специально построенные дрэгстеры класса Pro Modified с трубчатым каркасом кузова и пластиковыми внешними панелями, не имеющие с серийной техникой ничего общего. В Грозный таких машин привезли две: Чайку эстонца Рииво Синиярва со «скромным» мотором V8 9.6 и двухстадийной системой впрыска закиси азота и Dodge Viper Дмитрия Саморукова с двигателем объемом 12,2 литра и четырехстадийной системой. Это самые оглушительные моторы, которые я когда-либо слышал!
И если Чайка имеет «скромные» полторы-две тысячи сил, то предел мотора Вайпера — около трех тысяч!
Асфальт на трассах для дрэг-рейсинга для лучшего зацепа покрывают клеем, в который потом втирают резину старых сликов. Однако качество покрытия в России пока оставляет желать лучшего — и потому даже монстры из класса Unlimited Stock не проходят у нас четверть мили быстрее 7,7 с (такое время показал Саморуков в Новокузнецке). А ведь на тестах на хорошо проклеенной трассе Santa Pod в Англии эта же машина прошла четверть мили за 6,8 секунды со скоростью на выходе в 360 км/ч — результат, недостижимый для «серийных» машин.
Организаторы чемпионата России рассчитывают на то, что этап в Грозном станет традиционным — благо климат позволяет проводить соревнования гораздо дольше, чем в средней полосе. Да и Рамзан Кадыров, судя по всему, большой любитель погонять на быстрых и дорогих машинах. Так что все сходится.