Репортаж с открытия гоночной трассы «Крепость Грозная» в Чечне

Фото: Василий Костин | Евгений Муругин | Павел Ткачук

«Крепость Грозная» — так называется гоночная трасса, открывшаяся в Чечне. А первыми в чеченской истории полноценными автомобильными соревнованиями стал этап чемпионата России по дрэг-рейсингу.

От гостиницы, расположенной в самом центре Грозного, на проспекте Владимира Путина, до автодрома — всего десять минут: он построен прямо в Заводском районе города. До войны здесь был громадный нефтеперерабатывающий завод, и только на расчистку будущей трассы от промышленных руин ушло около полугода.

После «бёрн-аута» — предстартового прогрева шин (на предыдущем фото), сопровождающегося интенсивной пробуксовкой колес, — гонщику нужно задним ходом вернуться на стартовую позицию. При этом механик дает пилоту подсказки, чтобы шины встали на слой липкой резины, оставленный при пробуксовке

Инвестором выступил «Регио­нальный общественный фонд имени Героя России Ахмата Кадырова», вложивший в общей сложности полтора миллиарда рублей. Для сравнения: на постройку подмосковного автодрома Moscow Raceway категории 1T ушло 5 млрд рублей, а на более скромный автодром под Смоленском — около миллиарда рублей. В Грозном на 65 гектарах построены сразу три трассы: кольцевая, автокроссовая и для картинга. Мастер-план был выполнен москвичами Михаилом Горбачевым и Андреем Китовым — авторами полудюжины других российских трасс, а его воплощением занимались чеченские строители.

Руководство трассы (кресло директора занял бывший автокроссмен Сергей Удод, ранее руководивший автодромом в Казани) намерено проводить и официальные соревнования, и любительские заезды. Например, для Кубка Чечни в классе Национальный у столичной «Академии ралли» уже закуп­лено пять седанов Volkswagen Polo.

Гонки гонками, а намаз ­­— по расписанию

Открытие гоночной трассы прошло 23 августа и было приурочено ко дню рождения Ахмата Кадырова. Естественно, на торжественную церемонию приехал его сын Рамзан, из-за чего «Крепость Грозную» заполонили крепкие бородачи в костюмах или военной форме, а входящих на автодром по два раза обыскивали.

Небольшой «отросток» справа на схеме грозненской кольцевой трассы — это стартовый участок прямой для дрэг-рейсинга, а «восьмерка» слева внизу предназначена для дрифтеров. Дрэговый прямик насчитывает 960 метров — требования РАФ исполнены с запасом. А общая длина кольца составляет 3086 метров

Первым из гонщиков по трассе проехал Кирилл Ладыгин. «Ходовая, без затычных мест, таких в России еще не было», — делился впечатлениями многократный чемпион страны по картингу и кольцевым гонкам. А уж дрэг-рейсеры были в полном восторге: обычно они выступают на взлетных полосах аэродромов, а тут ровный асфальт, капитальное здание боксов (с огромными портретами Путина и Кадырова-старшего) — и конфигурация, при которой удобно и безопасно возвращаться из зоны торможения в боксы.

Сейчас дрэгстерам, выезжающим из 11 секунд, рекомендовано применение тормозных парашютов, а со следующего года они станут обязательными. Парашют не только эффективно замедляет машину, но и стабилизирует ее на торможении. Это особенно полезно с дрэговыми сликами, отличающимися высокой и мягкой боковиной

Этап в Грозном стал четвертым в «дрэговом» чемпионате России RDRC (Russian Drag Racing Championship). Каждая­ гонка собирает по 20—25 участников в трех классах. Начальный — самый массовый Fast Street A. Переднеприводные ­ВАЗы и Хонды класса FSA способны проехать четверть мили за 10,5—12 секунд «чистыми» — на уровне или даже быстрее стандартного Ниссана GT-R! Разнообразие конструкций исключительное: вазовские переднеприводники с атмосферным мотором и впрыс­ком закиси азота, с турбонаддувом или опелевским двигателем C20XE с наддувом и сухим картером, агрегатированным с коробкой передач от Mitsubishi Evo... Про разнообразные Хонды я и не говорю. А самая впечатляющая работа, которую я видел, — это купе Mitsubishi Eclipse от ателье Full Power Motors, в который впихнули поперечно рядную «шестерку» Toyota 2JZ-GTE с турбонаддувом мощностью свыше 700 л.с.! Кстати, на сегодня это быстрейший переднеприводник в России, прошедший четверть мили всего за 9,121 секунды.

Видите, как сминается на старте боковина дрэговых сликов? Для оптимизации пятна контакта в шинах поддерживают всего ­0,5—0,6 атм и... крепят их к колесу шурупами, чтобы они не разбортировались под нагрузкой

Обычно такие машины готовят сами пилоты со своими друзьями. А кворум на этапах собирается благодаря финансовой поддержке компании SMP Racing: один из ее руководителей Дмитрий Саморуков настолько увлекся дисциплиной, что стал сам выступать в старшем классе Unlimited Stock. В итоге машины участников собирает по стране автовоз или им возмещают часть затрат на топливо.

В полноприводном классе FSB — аппараты посерьезнее: как правило, это купе Nissan GT-R, подготовленные в тюнинговых ателье. Их моторы V6 3.8 с наддувом выдают до 1800 л.с., штатные «роботы» Borg Warner усилены. Лучшие из них способны «выйти из восьми»: в Грозном такие времена показали Дмитрий Матвеев (Nissan GT-R Altechno) и Дмитрий Капустин (Nissan Skyline GT-R R32). По словам победителя этапа Дмитрия Матвеева, в доработку его GT-R было вложено около десяти миллионов рублей!

Дрэгстеры категории Pro Modified допускаются в класс US нашего чемпионата. Ни одной серийной детали в этих машинах нет. Пространственный каркас из стальной трубы обвешан пластиковыми панелями, двигатель V8 — специальный гоночный «нижневальник» с двумя клапанами на цилиндр

Как ни странно, автомобили­ «старшего», «беспредельного», класса Unlimited Stock зачастую медленнее! Допускаются сюда как обычные заднеприводники на базе серийных машин (например Chevrolet Corvette Turbo Андрея Муленко), так и специально построенные дрэгстеры класса Pro Modified с трубчатым каркасом кузова и пластиковыми внешними панелями, не имеющие с серийной техникой ничего общего. В Грозный таких машин привезли две: Чайку эстонца Рииво Синиярва со «скромным» мотором V8 9.6 и двухстадийной системой впрыска закиси азота и Dodge Viper Дмитрия Саморукова с двигателем объемом 12,2 литра и четырехстадийной системой. Это самые оглушительные моторы, которые я когда-либо слышал!

И если Чайка имеет «скромные» полторы-две тысячи сил, то предел мотора Вайпера — около трех тысяч!

Первые соревнования на трассе «Крепость Грозная» посетили более пяти тысяч зрителей

Асфальт на трассах для дрэг-рейсинга для лучшего зацепа покрывают клеем, в который потом втирают резину старых сликов. Однако качество покрытия в России пока оставляет желать лучшего — и потому даже монстры из класса Unlimited Stock не проходят у нас четверть мили быстрее 7,7 с (такое время показал Саморуков в Новокузнецке). А ведь на тестах на хорошо проклеенной трассе Santa Pod в Англии эта же машина прошла четверть мили за 6,8 секунды со скоростью на выходе в 360 км/ч — результат, недостижимый для «серийных» машин.

Организаторы чемпионата России рассчитывают на то, что этап в Грозном станет традиционным — благо климат позволяет проводить соревнования гораздо дольше, чем в средней полосе. Да и Рамзан Кадыров, судя по всему, большой любитель погонять на быстрых и дорогих машинах. Так что все сходится.

Рекомендованные статьи