Ловушка на звездной тропе: что потерял Red Bull с уходом Квята
До сих пор карьера Даниила Квята шла поступательно. Так и должно было быть: он шагал прочерченной штурманами из Red Bull чемпионской тропой, всякий раз делал все, что от него требовалось для взятия очередного рубежа. А иногда и больше.
Большинство экспертов сходятся на том, что вопрос о переходе Макса Ферстаппена в Red Bull был решен перед стартом нынешнего сезона. Мое мнение: всё было предопределено гораздо раньше. Еще в конце прошлого лета, когда Красные Быки оказались в подвешенном состоянии из-за отказа всех поставщиков моторов, Йос Ферстаппен получил дополнительные козыри для нажима на руководство команды. Видимо, в этот период его сыну и было гарантировано «повышение». Но Квят спутал все карты, выступил лучше, чем от него ждали. Выгонять российского пилота после того, как он финишировал в чемпионате выше своего партнера Даниэля Риккьярдо, было бы уж совсем неприлично. Поэтому Квята оставили – при том, что внутри команды его возможная отставка не могла не стать секретом Полишинеля. Впереди несколько гонок (прежде всего Гран При Монако), очень подходящих для машины Red Bull – поэтому Ферстаппена старались перевести именно перед ними. Повод нашелся. И Red Bull произвел рокировку, которая по самой команде может ударить больнее, чем по российскому пилоту…
Моторхоум в виде «энергетической станции», в котором всегда кипела какая-то движуха. Купание в бассейне людей в полной командной униформе. Реклама «Звездных войн» на Гран При Монако, в рамках которой механики были переодеты в имперских штурмовиков. Все это служило хорошей ширмой работе, которая на самом деле шла – и шла активно. Когда работа дала плоды, лозунг «Главное – участие» был отброшен. Red Bull превратился в эффективную машину для побед, ничуть не менее жесткую и целеустремленную, чем любая другая топ-команда. Но на смену одному образу пришел другой, в формировании которого активно помогала и «младшая сестра» Toro Rosso. Теперь Red Bull позиционировал себя как мецената, разыскивающего и поддерживающего гоночные таланты, доводя их до уровня Формулы-1.
Надо сказать, что личным спонсорством пилотов компания занималась и раньше. Еще до того, как у Дитера Матешица появились собственные команды, энергичные красные быки украшали машины Sauber. Но с Петером Заубером Red Bull поссорился – фирма хотела посадить в кокпит своего протеже, Заубер своего. В первой статье про рокировку Квята и Ферстаппена я уже упоминал скандальный дебют Райкконена – речь именно об этой ситуации. Старина Петер доверял своей интуиции и даже ценой потери главного спонсора настоял на своем. И оказался прав, что не стал слушать специалистов компании Red Bull, которые на это место прочили… бразильца Энрике Бернольди. В Формулу-1 фирма Бернольди все-таки протолкнула, но великим гонщиком он не стал и давно забыт – а Кими до сих пор выступает! Выводы были сделаны, Red Bull создал собственную систему поиска и продвижения молодых дарований Red Bull Junior Team. Структуру, направленную на поиск будущих чемпионов мира.
На первом этапе поддерживаемые Быками пилоты производили странное впечатление. Даже попав в чемпионат мира, ничего особенного они там не показывали, звезд среди них не было. Роберт Доорнбос, Патрик Фризахер, Кристиан Клин, Нараин Картикеян – помните таких? А потом все волшебным образом изменилось. Возможно, Хельмуту Марко, руководившему Red Bull Junior Team, удалось отладить действительно эффективную систему. А, возможно, сыграло свою роль само наличие двух собственных команд в Формуле-1 – конкуренция за место в программе Быков резко возросла и выбирать можно было лучших из лучших.
Если образ «беспечных энтузиастов» в первые годы существования Red Bull Racing был лишь ширмой, то задачу поддержки юных талантов решали всерьез – и достаточно эффективно. Из программы вышла как минимум одна настоящая звезда – Себастьян Феттель. Даниэль Риккьярдо, возможно, еще не может претендовать на звездный статус. Но, по крайней мере, это состоявшийся гонщик, талант которого заметен невооруженным глазом. При этом Хельмут Марко без излишних сантиментов расставался с теми, кто переставал соответствовать ожиданиям, кто, по его мнению, уже не метил в чемпионы. Это расставание могло произойти как еще до дебюта в Формуле-1 (так случилось с нашим Михаилом Алешиным), так и по итогам выступлений в чемпионате мира. Витантонио Лиуцци, Себастьян Буэми, Хайме Альгерсуари, Жан-Эрик Вернь в определенный момент лишались доверия – и с ними расставались. Что ж, это было жестко, но по-своему справедливо. В рамках заявленной парадигмы поиска будущих чемпионов. Кто платит, тот и определяет правила игры! Молодые гонщики получали месседж: работайте, прогрессируйте, старайтесь, а мы позаботимся о том, чтобы провести вас звездной тропой Себастьяна Феттеля.
Отчислив Квята, Red Bull закрыл еще одну страницу своей биографии. В автогоночном мире, где самому яркому таланту сложно сделать карьеру без спонсоров, фирма Дитера Матешица делала великое дело, помогая пробиться тем, кто не собирается в рента-драйверы. Эти заслуги все случившееся на нынешней неделе не зачеркивает – но период «меценатства» остался в прошлом. Квят ни разу не заставил усомниться ни в своих способностях, ни в своем потенциале. Но его все-таки поменяли на другого. А это значит, что спортивный принцип отныне не во главе угла решений Хельмута Марко. Красивая тога благородных и бескорыстных опекунов, помогающих юным талантам, тоже будет жать – ведь Квяту выбрали замену явно не по спортивному, а по коммерческому принципу. Ферстаппену еще предстоит доказывать, что он лучше Квята на трассе, зато его привлекательность как рекламного агента для тинейджеров бесспорна.
Большой и дружной семьей Red Bull Junior Team теперь тоже никогда уже не предстанет. Ведь Ферстаппен был в этой семье «приемным сыном», его не готовили, как остальных – а перехватили осенью 2014-го, чтобы воспользоваться случаем и привести в Формулу-1 под своим флагом. Не исключено, что следующий кандидат в Феттели теперь крепко задумается, прежде чем согласится на предложение юниорской программы Red Bull. Потому что приоритет спортивного принципа над коммерцией, выделявший эту программу раньше, теперь не работает.
Как ни странно, плюсов в нынешнем положении Квята чуть ли не больше, чем минусов. У него впереди почти целый сезон в Toro Rosso, далеко не самой худшей команде нынешнего пелотона. Есть возможность проявлять себя и работать на свою репутацию – а параллельно вести переговоры относительно будущего контракта со всеми заинтересованными работодателями. Сочувствие паддока и зрителей тоже дорого стоит – несправедливость по отношению к Квяту слишком хорошо видна. Да, моральный удар силен – но мы надеемся, что Даня его выдержит. Способность держать удар – одно из важнейших спортивных качеств, и не только в боксе.