Мода на «классику»: где в этом году можно увидеть соревнования гоночных Жигулей и Волг?
Еще совсем недавно спортивные Жигули, Москвичи и Волги даже на российских трассах были редкостью. Но нынче – совсем другое дело: заднеприводные автомобили с советской «родословной» вновь в фаворе! Во время экономического кризиса многие спортсмены поняли, что гонять на отечественной «классике» куда интересней, чем не гонять вообще или платить сумасшедшие деньги за обслуживание импортной техники. Эти настроения быстро подхватили организаторы соревнований – и теперь в России и сопредельных странах проводится сразу несколько гоночных турниров для автомобилей «родом» из СССР! Что же интересного ожидает спортсменов и болельщиков в этом сезоне?
Первопроходцами на «классическом» поприще, как известно, выступили организаторы кольцевого турнира Янтарная Волга в Риге: он стартовал в 2010 году и со временем перерос в серьезную многоэтапную серию. Сегодня она именуется Dzintara Aplis (Янтарное кольцо) и разыгрывается в классах Волга, Жигули (1300 и 1600), а также в двух категориях «исторических» формул. В 2016 году прибалтийский турнир будет включать в себя семь этапов, первые из которых пройдут 24 апреля и 22 мая на автодроме в эстонском Пярну. Напомню, что россияне уже давно стали своими в этой серии, а в прошлом сезоне петербуржец Константин Самушия стал ее победителем в одном из «жигулевских» классов.
Совсем скоро взревут моторы советских заднеприводных машин и на трассе Нижегородское кольцо, что расположена близ городка Богородск. Зачет Волга уже не первый год входит в местный чемпионат NLS (National Light Series), а первая из пяти гонок нового сезона под Нижним Новгородом, как и в Прибалтике, намечена на 24 апреля.
Чуть позже стартуют соревнования на «классике» в Санкт-Петербурге: на автодроме в Шушарах весенние гонки в классе «Легенды советского автоспорта» запланированы на 7 и 28 мая. В этот малобюджетный чемпионат допускаются почти что серийные Жигули и Москвичи, а конкурентоспособную технику можно построить и за 150 тысяч рублей! Всего в «Легендах» будет проведено семь этапов, а спортсменам предстоит поездить по ходу сезона по пяти разным конфигурациям кольцевой трассы – как в прямом, так и в обратном направлении.
Ну а самое яркое событие в мире гонок на «раритетах» состоится 13 июня на автодроме Moscow Raceway. На первый этап турнира Moscow Classic Grand Prix уже сейчас зарегистрировано свыше 120 участников, и подавляющее большинство из них будет выступать на Жигулях, Москвичах, Волгах и гоночных формулах времен СССР! Так что посоветую зрителям российского этапа кузовного чемпионата WTCC задержаться на трассе близ Волоколамска еще на денек: когда еще вы увидите гонки на «классике» в исполнении пилотов из России, Беларуси, Украины, Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии и Германии?
Раллисты пока не так серьезно продвинулись в деле возвращения Жигулей на спортивные трассы, как кольцевики, однако и тут заметны приятные перемены. Так, отдельный зачет для нашей «классики» появится в этом году в программе старейшей гонки в Прибалтике, ралли Курземе, которое пройдет в латвийском городе Лиепая 6-7 мая. А точнее, зачетов для «советской» техники тут будет сразу три: Lada Classic Cup – для Жигулей с двигателями до 1600 «кубиков», Lada Open Cup – для остальных машин производства стран бывшего СССР (в том числе переднеприводных) и Truck – для популярных в соседней Эстонии грузовиков семейств ГАЗ-51 и ГАЗ-53. Последнее, к слову, весьма символично – ведь ралли Курземе в 1965 году как раз и начиналось, как гонка для грузовых автомобилей!
Как и на литовском ралли 300 озер, где уже три последних года разыгрывался Кубок Lada VFTS, в Лиепае экипажи на Жигулях и Москвичах отправятся на трассу перед основным «каналом» гонки. Немудрено, что ровные дороги вкупе с демократичными стартовыми взносами (150 евро для местных спортсменов и сто – для тех, кому ехать больше тысячи километров) привлекают повышенное внимание владельцев гоночной «классики» к ралли Курземе. В списке принятых на него заявок уже сейчас, за месяц с лишним до старта соревнований, значится почти десяток экипажей на Жигулях, Москвичах и «газонах» из Латвии, Эстонии, Литвы и России.
В нашей стране отдельными призами владельцев Жигулей доселе награждали только в серии ралли-спринтов Лужский рубеж в Северо-западном федеральном округе да на этапах турнира по мини-ралли Золотое кольцо в Ивановской области. Однако в этом сезоне у владельцев заднеприводных автомобилей выбор будет поинтереснее: зачет «Наша классика» появится на всех ралли, которые проводит Псковская федерация автоспорта!
Турнир для «раритетов» будут разыгран в рамках трех этапов Кубка России на Псковщине, первым из которых станет 29-30 апреля ралли Сургутнефтегаз Пушкинские горы. По примеру прибалтов, псковичи завлекают спортсменов на Жигулях, Москвичах и автомобилях Горьковского автозавода пониженными стартовыми взносами, а также тем, что участники зачета «Наша классика» будут стартовать на всех гонках раньше основного пелотона.
Ну а за неделю до ралли Пушкинские горы раллийные «раритеты» увидят и московские зрители: 23 апреля Жигули и Москвичи выйдут на старт международных соревнований Rally Master Show. В Крылатское собирается прошлогодний победитель прибалтийского турнира Lada Classic Cup, литовец Довилас Чутеле, реактивный эстонец Янар Тянак (двоюродный брат Отта, выступающего в чемпионате мира), победитель венгерских гонок Габор Кирали и другие спортсмены. Ну а противостоять гостям на асфальте Олимпийской велодороги будет российская «жигулевская» сборная во главе с Климом Байковым из Кирова и ростовчанином Евгением Сорокиным. Последний, к слову, готовится к новому сезону очень серьезно – южанин внедряет под капот своей «копейки» турбодвигатель!
А еще интересно, что в Rally Masters Show стартует полноприводная Audi Quattro легендарной группы Б под управлением Евгения Новикова! Лучшему российскому пилоту в истории WRC попробуют бросить перчатку два быстрых гонщика на современной технике – лидер первенства Старого Света Алексей Лукьянюк на седане Subaru WRX STi и еще один наш «европеец», 18-летний Николай Грязин, на хэтчбеке Skoda Fabia R5.