Молодежная Формула-3: гонка бюджетов, на старт!
Предыдущий сезон молодежного чемпионата Европы в классе Формула-3 в очередной раз стал бенефисом команды Prema Powerteam. Во второй половине сезоне коллектив сплотился вокруг шведа Феликса Розенквиста, который с пятой попытки наконец-то стал победителем первенства. Однако в этом году чемпионат Европы в «трешке» будет совсем иным – и дело тут, увы, не только в очередной смене поколений. Переполненные стартовые решетки остались в прошлом: тотальное преимущество одного коллектива, а также опасения, связанные с ростом затрат, вынудили многих искать другие серии. Организаторам даже пришлось продлевать на две недели срок подачи заявок на сезон! Однако вместо трех-четырех десятков участников в стартовой ведомости теперь значатся всего 24 машины, а на старт первого этапа, что проходил в рамках уик-энда WTCC в Ле-Кастелле, вышел 21 гонщик.
Куда же делись остальные? «Ветеран» Формулы-3, Феликс Розенквист, в новом сезоне выбрал в качестве «основого блюда» заокеанскую серию Indy Lights. Обширная программа выступлений у скандинава запланирована и в Европе: он займет место Эстебана Окона (еще одного чемпиона европейской Ф-3) в резерве марки Mercedes в DTM. Правда, расчетливый Феликс решил не уподобляться другим подопечным Трехлучевой звезды, карьера которых так и зачахла в стенах немецкой серии. Так что Розенквист будет выступать и за рулем нового купе Mercedes AMG GT3 в спринтерском турнире Blancpain Стефана Рателя. Ну а его напарником по команде ASP станет француз Тристан Вотье, экс-чемпион той самой американской серии Indy Lights!
Главный соперник Розенквиста по предыдущему сезону, Антонио Джовинацци, уже в прошлом году активно пробовал себя далеко за пределами Ф-3. Тогда итальянец заменил на московском этапе DTM дисквалифицированного Тимо Шайдера, а также успешно показал себя в состязаниях прототипов LMP2. Интересно, что Антонио выступит и на грядущем стартовом этапе European Le Mans Series в составе неожиданно появившегося в заявочном листе второго экипажа российской команды SMP Racing. Основной же упор Джовинацци будет сделан на дебют в формульном турнире GP2.
Британец Джейк Деннис и главный возмутитель спокойствия в минувшем сезоне Формулы-3, монегаск Шарль Леклерк, предпочли перейти в серию GP3. Причем, даровитый Леклерк, пользующийся поддержкой Скудерии, получит от итальянской команды статус «гонщика развития» (development driver). То есть, будет проводить свободное время за рулем симулятора. Причем, не исключено, что юное дарование сможет даже проехаться за рулем болида команды Haas на одной из пятничных тренировок какого-нибудь Гран При.
Вот таких пилотов взрастил чемпионат Европы, и очень жаль, что на поводу у моды часть из них решила перейти в GP3. Ведь там примерно за те же деньги (около 500 тысяч евро за сезон) юниоры получат не три зачетных заезда за уик-энд, а гораздо меньше гоночной практики.
К слову, одна из причин, которая больше всего беспокоит молодежь – непомерный рост расходов на дополнительные тесты. Известно, что в юном возрасте накат для гонщика имеет важнейшее значение. Для участников Формулы-3, где регламент хоть и разрешает тестовые сессии вне этапов, но все же ограничивает их время, единственная возможность больше быть за рулем – это участвовать в других сериях. Понятно, что никто юниоров за просто так в команду брать не будет. А заплатить за участие молодежь, уже изрядно потратившаяся на Ф-3, попросту не может. Но бывают и исключения. Например, отец канадца Ланса Строля серьезно вкладывается в дополнительное гоночное образование. Ему удалось пристроить отпрыска в команду Чипа Гэнасси на марафон в Дайтоне, где одним из напарников юниора стал бывший пилот Формулы-1 Алекс Вурц. Ходят слухи про обширные тестовые программы (за рулем машин похожего класса) и для других гонщиков из лидирующих команд.
Ну а после смены поколений предсказать победителей европейского чемпионата Формулы-3 куда сложнее, чем в прошлом году. Всеобъемлющая поддержка со стороны команды Prema не помогла Стролю стать единоличным лидером – нельзя сказать, что Ланс рента-драйвер, но и непревзойденными качествами он тоже отнюдь не блещет. На этом фоне шанс заявить о себе представился немцу Максимилиану Гюнтеру, проведшему большую часть прошлого сезона в довольно слабой команде Петера Мюкке. Теперь он выступает за Prema и явно послужит ориентиром для Строля. Именно Гюнтер добыл два из трех поулов в Ле-Кастелле. За старшего в Prema (в каждой команде Ф-3 – по три машины) после ухода Розенквиста стал новозеландец Ник Кэссиди. Борьбу за лидерство готов был навязать и британец Джордж Расселл из команды Hitech, за которую выступает и наш Никита Мазепин. В межсезонье этот английский коллектив объединил усилия с ART Grand Prix, что говорит о серьезном усилении его инженерных рядов.
Строль блеснул лишь в первой квалификации, где он на подсыхающем асфальте взял поул – и победил, соответственно, в первой гонке. Но и тогда канадец не обошелся без помарки, пропустив на старте вперед Кэссиди. Товарищ по коллективу Prema затем безропотно посторонился, уступая дорогу Лансу, и дуэт лидеров в дальнейшем спокойно добрался до финиша. Не менее умиротворяющая картина была и в споре за «бронзу» двух других одноклубников: Джордж Расселл и перешедший из двухлитрового Еврокубка Формулы Renault Бен Барникоут застолбили для Hitech GP третье и четвертое места.
Ход второй гонки был предопределен в самом начале, когда на холодном асфальте плохо принял старт обладатель поула Гюнтер. Барникоут в первом же повороте заехал на бордюр, после чего его машину кинуло на автомобили Строля и Гаррисона Ньюи, сына того самого легендарного конструктора из мира Ф-1. Однако на Барникоута стоит обратить внимание вовсе не из-за этой ошибки: Бена поддерживает английская гоночная программа Racing Steps Foundation, выведшая на орбиту прошлогоднего чемпиона Формулы Renault 3,5 Оливера Роуланда.
После массового выбытия многих сильных гонщиков победа сама падала в руки Кэссиди, но и у него сдали нервы в последней части заезда. Из-за ошибки новозеландца первое место впервые в карьере досталось британцу Коллуму Айлотту. Ну а Кэссиди лишь в последний момент успел отобрать «серебро» у китайца Гуаню Джоу, вице-чемпиона итальянской Формулы-4.
Насколько упорным могли бы получиться предыдущие сражения, показал третий заезд, в котором Гюнтер все же смог реализовать свой поул. Он и Ник Кэссиди шли по трассе весьма плотно, хотя сражение напарников по коллективу Prema, возможно, получилось и не слишком зрелищным. А вот боссы команд, присматривающие сильных пилотов, явно отметили выступления немца и новозеландца. Близко к ним держался и швед Юэль Эрикссон, младший брат Джимми Эрикссона, который в этом сезоне планирует выступать в GP2. Строль на этом фоне выступил бледно, на десять секунд отстав от напарников по команде Prema. Ну а Расселл, после аннулирования результата квалификации вновь ушедший в бой с последнего ряда, ничего толком не успел показать, повредив переднее антикрыло.
В личном зачете первенства за счет стабильно высоких результатов вперед вырывался Кэссиди. Однако защита этой позиции будет занятием крайне тяжелым, так как соперники в лице Расселла и Гюнтера явно постараются реабилитироваться за неудачи в дебюте сезона. Следующие гонки чемпионата Европы в классе Формула-3 пройдут 24 апреля на Хунгароринге – и вновь совместно с заездами WTCC.
Формула-3. Чемпионат Европы
Положение после первого этапа
Личный зачет:
Место | Гонщик | Страна | Двигатель | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Ник Кэссиди | Новая Зеландия | Mercedes | 54 |
2 | Ланс Строль | Канада | Mercedes | 35 |
3 | Максимилиан Гюнтер | Германия | Mercedes | 35 |
4 | Коллум Айлотт | Великобритания | Mercedes | 26 |
5 | Юэль Эрикссон | Швеция | Volkswagen | 25 |
6 | Миккель Йенсен | Дания | Mercedes | 24 |
7 | Гуаню Чжоу | Китай | Volkswagen | 19 |
8 | Джордж Расселл | Великобритания | Mercedes | 15 |
9 | Бен Барникоут | Великобритания | Mercedes | 12 |
10 | Ральф Арон | Эстония | Mercedes | 12 |
… | ||||
18 | Никита Мазепин | Россия | Mercedes | 1 |
Все – шасси Dallara F312 |
Командный зачет:
Место | Команда | Страна | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Prema Powerteam | Италия | 74 | |
2 | Motopark | Германия | 56 | |
3 | Hitech GP | Великобритания | 47 | |
4 | Mucke Motorsport | Германия | 44 | |
5 | Carlin | Великобритания | 43 | |
6 | Van Amersfoort | Нидерланды | 30 | |
7 | Threebond with T-Sport | Великобритания | 8 |