Своими глазами: гонки F3 Masters в голландском Зандворте

Фото: Крис Шотанус | Максим Ахтямов

Ферстаппены старший и младший, Хэмилтон, Хюлькенберг, Бьянки, Боттас — что объединяет этих пилотов? Не только то, что все они выступали или выступают в Формуле-1, но и то, что на пути к Королеве автоспорта эти гонщики побеждали в престижном турнире F3 Masters на голландской трассе Зандворт.

«Мастерский» турнир проводится с 1991 года, и все это время гонщики различных первенств Формулы-3 собирались на трехмерной трассе, проложенной среди песчаных дюн на побережье Северного моря, чтобы выяснить, чья же национальная серия Формулы-3 быстрее. В лучшие времена в Зандворте можно было насчитать по 37 пилотов на стартовой решетке!

Участникам в Зандворте приходится привыкать к новым шинам: в отличие от европейского чемпионата Формулы-3, покрышки для которого поставляет Hankook, F3 Masters уже 15 лет проходит на сликах Kumho

Однако все это, увы, осталось в прошлом. Проблемы у голландских организаторов начались с возрождением в Формуле-3 официального чемпионата Европы, который проходит в том числе и в Зандворте в качестве гонок поддержки серии DTM. Так что снова мериться силами на этой же трассе в рамках турнира F3 Masters в этом году решились совсем немного спортсменов — шестнадцать. Да и зрителей на трибунах, несмотря на наличие части бесплатных билетов, собралось всего 11 тысяч — а ведь когда-то Зандворт знавал и стотысячную болельщицкую аудиторию!

Лидирующая много лет команда Prema Powerteam в этот раз пропустила соревнования F3 Masters. Не хватало на старте и россиянина Никиты Мазепина, который перед гонкой подхватил вирус. В его машину команды Hitech GP был приглашен Харрисон Скотт, призер соревнований в Формуле Renault 2.0, однако более быстрый болид пока оказался британцу не по зубам: всякий раз он финишировал за пределами первой десятки.

Из «младших» серий только в Формуле-3 можно увидеть такое разнообразие аэродинамических элементов. В остальных молодежных турнирах используются одинаковые болиды

Квалификационную практику выиграл другой представитель Туманного Альбиона, Коллум Айлотт. А лидерство к началу первой субботней гонки, которая определяет порядок старта в основном воскресном заезде, захватил еще один вчерашний картингист Юэль Эрикссон. Айлотт ушел на трассу вторым, на втором круге на третью строчку вырвался финн Нико Кари (прошлогодний победитель североевропейского первенства SMP F4) — и далее до финиша места в лидирующем трио не менялись.

Как отмечают пилоты, классический трек Зандворт великолепен для оттачивания мастерства на тренировках, но скучен во время гонки. Аэродинамика машин Формулы-3 не позволяет ехать ближе чем в одной секунде от преследуемого спортсмена в скоростных поворотах, которых здесь большинство. «Когда ты приближаешься  к сопернику, у тебя пропадает прижимная сила и передние колеса скользят», — заявил финишировавший третьим Кари, который входит в программу Red Bull Junior. С ним согласился и победитель субботнего заезда Юэль Эрикссон.

В Формуле-3 три поставщика двухлитровых моторов мощностью около 210 л.с.: в Европе это Mercedes и Volkswagen, а за ее пределами еще и Nissan. Под номером 8 в Зандворте выступал Педро Пике (младший брат Нельсиньо Пике), который финишировал в воскресенье шестым

Понимая, что вторая гонка пройдет по схожему сценарию, все пилоты отчаянно рванули в послестартовый поворот Тарзан. Первым тут снова оказался Эрикссон, Кари ушел на дистанцию вторым. На втором круге, пока шины у болидов еще до конца не прогрелись, на третью позицию прорвался Серхио Сетте Камара из Red Bull Junior. А после — лишь один обгон за пределами первой десятки за все 25 кругов!

Все призеры воскресной гонки выступали за одну команду — немецкую Motopark. А чтобы получить награду за лучший круг, Гуаню Чжоу, китайский гонщик Ferrari Academy (слева), пошел на хитрость: он пожертвовал своим результатом в заезде, завернув в боксы за новыми шинами

Юэль Эрикссон, получивший пару месяцев назад поддержку со стороны BMW, стал 26-м победителем турнира F3 Masters. Однако, с учетом ежегодного уменьшения участников и зрителей, перспективы голландского соревнования не выглядят радужными. Не исключено, что в будущем, чтобы стимулировать команды и пилотов к участию, организаторы сделают гонку в Зандворте «квалификационной» для допуска на культовый Гран-При Макао Формулы-3, который проходит в конце гоночного сезона.

Рекомендованные статьи