Формула-3: пока соперники устраивают зрелищные аварии, Ланс Строль идет к титулу чемпиона Европы

Участники чемпионата Европы в классе Формула-3 в минувшие выходные соревновались на трассе Норисринг. По традиции, городской этап в Нюрнберге является одним из главных в сезоне – эдаким третьим Монако, наряду с гонками в По и Макао.

Репутация эта сложилась вовсе не из-за безумной сложности трассы, проложенной по участку дороги общего пользования и парковочным местам. А ведь в начале 50-х конфигурация Норисринга была куда интереснее и представляла собой «восьмерку» по типу старой Монцы – на десять лет раньше, чем подобную идею воплотил Джон Гугенгольц на японской Сузуке, и почти на двадцать до введения в строй финского автодрома Ахвентисто. К сожалению, такая версия просуществовала всего несколько сезонов и выступали на ней преимущественно мотоциклисты. Автогонщикам известно куда менее замысловатое кольцо, включающее в себя шпильку после длинного кочковатого прямика, размашистую ходовую шикану с бетонной стеной (и, что важнее, сменой дорожного покрытия на выходе) и разворот у пруда.

Два разворота, шикана и длинная стартовая кривая – вот и вся трасса Норисринг

Если такая трасса и может чем-то испытать, так это только тряской, жарой (гонки в Нюрнберге обычно проводятся в середине лета) да беспокойством за эффективность тормозной системы перед шпильками. На фоне совершенно безумного автодрома Фудзи или виражей Шпильберга Норисринг в 60-х выглядел, конечно, не простовато, но уж и не захватывающе. Тем не менее, это была единственная городская трасса в календаре немецкого чемпионата, в котором нехватку стационарных автодромов старались компенсировать за счет так называемых «флюгплатцреннен», гонок по рулежным дорожкам аэродромов. В крупном городе всегда находилось много болельщиков, которые гарантированно обеспечивали аншлаг на трибунах – отсюда и особый статус этого автодрома. Кстати, гонщики, на камеру воздающие почести Норисрингу, в менее формальной обстановке не скупятся на слова неудовольствия в адрес трассы.

В Нюрнберге молодежь делит гаражи с мастерами DTM. В немецкую же серию обычно отправляются талантливые, но безденежные выпускники Формулы-3

В Германию участники чемпионата Европы приехали после этапа в Австрии. В Шпильберге тон задавал Ланс Строль, но запомнился четвертый этап вовсе не доминированием молодого канадца, а устрашающей аварией, в которую попал китайский гонщик Жи Конг Ли. В результате приземления после полета у него оказались раздроблены кости стопы. Остальные участники инцидента отделались ушибами.

Авария эта затмила тот факт, что из всех представителей Prema Powerteam именно Строль собрал почти максимальный очковый запас – в то время, как его напарники и, по совместительству, главные конкуренты Максимилиан Гюнтер и Ник Кэссиди снова отметились крайне нестабильным выступлением. На Норисринге, где очень многое зависит от машины и ее двигателя, а результат в гонке – от места в квалификации, Строль еще сильнее упрочил лидерство. Напарники очень удачно ушли в тень, и теперь одним из его ближайших преследователей является Коллум Айлотт. И не сказать, что лидер чемпионата громит конкурентов так, как это делал в GP2 в минувшем сезоне Стоффель Вандорн. Просто Строль оказывается в нужном месте и в нужное время.

Аэродинамика машин Формулы-3 настроена на минимальное воздушное сопротивление. Когда-то некоторые команды пытались ездить тут вообще без задних антикрыльев, но судьи эти ухищрения пресекли

В первом заезде канадец не шел на победу: его опередил новоявленный участник молодежной программы BMW Юэль Эрикссон. Однако юному шведу, явно взбодренному приглашением в баварскую спортивную семью, не удалось отметить это событие триумфом – торопливый Айлотт, пробивавшийся наверх после старта с 12-й позиции, выбил соперника, заодно испортив гонку и себе. Кроме этой аварии, произошли еще два инцидента, после каждого из которых ход заезда прерывал выезд автомобиля безопасности. И без того редкий по меркам Формулы-3 пелотон не досчитался нескольких сильных гонщиков. В итоге вслед за Стролем финишировал выпускник чемпионата SMP F4 Нико Кари, а пересекшего третьим створ Ника Кэссиди судьи наградили штрафом, из-за чего «бронза» досталась Джорджу Расселлу, который, несмотря на свой опыт, так и не может толком ввязаться в борьбу за титул.

Работы у сотрудников трассы на Норисринге хватает всегда, а по ходу гонок Формулы-3 – особенно

Второй заезд выдался жарким: 30 градусов на солнышке явно не пошли на пользу горячим юным головам. Когда-то так же бесшабашно боролись здесь представители BMW Junior Team в чемпионате DRM Эдди Чивер, Манфред Винкельхок и Марк Зурер. Тогда молодежь устроила такой день жестянщика, что в Мюнхене решили на следующий этап ее, в воспитательных целях, не выпускать. Но нынешнее поколение, в прошлом сезоне устраивавшее цирковые номера в Монце или Спа, уроки учит не так хорошо. Вот и на этот раз заезд был больше похож на короткие перебежки от одного желтого флага до другого. Опять работники трассы трудились не покладая рук, эвакуируя разбитые Даллары. При таком рваном ритме обладателю поула Антуану Юберу оставалось только поглядывать в зеркала на рестартах. Так француз и приехал к своей первой победе в чемпионате. Строль спокойно прикатил вторым, а третью строчку застолбил за собой Максимилиан Гюнтер.

За два последних этапа Строль четырежды выиграл и дважды стал вторым, создав себе колоссальный задел в личном зачете
Феноменальное невезение Никиты Мазепина: в Нюрнберге россиянин три раза подряд финишировал буквально на грани зачетной десятки
0 / 0

Третий заезд и вовсе начался за автомобилем безопасности – у немцев, кто бы мог подумать, сломался стартовый светофор! Вообще, водитель пейс-кара мог бы и не покидать трассу вовсе, потому что при любой его попытке свернуть на пит-лейн младое племя организовывало аварию. В итоге Педро Пике оформил такой карамболь, что трасса оказалась перегорожена, и гонку вообще остановили. В финальном заезде объем непродуманных маневров превышал все мыслимые пределы, и, по сути, случился один единственный стоящий обгон – Серхио Сетте-Камара опередил Гуань Ю-Чжоу в борьбе за третье место. Впереди же Строль добрался до очередной победы, а второе место досталось Юберу. Из остальных можно выделить Кэссиди, который, счастливо избежав замесов, выбрался с 19-й позиции на шестую. Но разве это достижение на фоне практически 100-процентного результата Строля? Вот только Норисринг – особая трасса, чтобы статистика выступлений здесь адекватно отражала истинную силу гонщиков. Спортсмены лукавят об отношении к этой трассе, и она не остается в долгу.

Чемпионат Европы в классе Формула-3
Результаты после пяти этапов
Личный зачет

Место Гонщик Страна Двигатель* Очки
1 Ланс Строль Канада Mercedes 234
2 Максимилиан Гюнтер Германия Mercedes 148
3 Коллум Айлотт Великобритания Mercedes 140
4 Джордж Расселл Великобритания Mercedes 126
5 Ник Кэссиди Новая Зеландия Mercedes 111
6 Бен Барникоут Великобритания Mercedes 96
7 Серхио Сетте Камара Бразилия Volkswagen 89
8 Юэль Эрикссон Швеция Volkswagen 86
9 Миккель Йенсен Дания Mercedes 83
10 Ральф Арон Эстония Mercedes 82
       
20 Никита Мазепин Россия Mercedes 1
* все шасси - Dallara F312

Командный зачет

Место Команда Страна Очки
1 Prema Powerteam Италия 365
2 Hitech GP Великобритания 287
3 Motopark Германия 219
4 Van Amersfoort Нидерланды 190
5 Mucke Motorsport Германия 178
6 Carlin Великобритания 139
7 Threebond with T-Sport Великобритания 19

Рекомендованные статьи