Накануне Гран При России Даниил Квят стал самым обсуждаемым гонщиком современной Формулы-1
Имидж во многом определяет судьбу своего носителя. И прозвище, как составная часть имиджа, тоже. Как говаривал классик, «произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором». В этом плане Даниил Квят должен быть благодарен Себастьяну Феттелю – вполне возможно, что в преддверии Гран При России с помощью Себа родился его новый имидж и новая гоночная судьба.
Во всяком случае, кроме «Выборгской Ракеты» Виталия Петрова у нас теперь есть и «Уфимская Торпеда»! Оброненное Феттелем словцо уже на следующий день после гонки в Шанхае, можно сказать, обрело законный статус. Эффектный видеоролик с событиями в первом повороте Гран При Китая был размещен на стартовой странице официального сайта Формулы-1! И заголовок его гласил: «Torpedo» or terrific? Мы еще вернемся к судьбе и прозвищам, а пока давайте внимательно посмотрим это видео, чтобы снять все вопросы относительно происшествия на старте шанхайской гонки. Прежде всего, обратите внимание на то, как стремительны происходящие события. Это на заметку тем, кто укоряет: «а как же Квят не подумал, что…» Не бывает в таких ситуациях времени подумать! Посмотрите – каждая секунда экранного времени, если так можно выразиться, имеет свой старт и финиш, это протяженный отрезок, за который много чего происходит.
Остановите видео где-то в конце двенадцатой секунды и в начале тринадцатой. Это момент, когда Феттель начал тормозить, поскольку больше ничего ему делать не оставалось – да и это ситуацию не спасло. Обратите внимание на положение руля – он не отворачивает от Квята, его левая рука вверху, машина по-прежнему едет вправо. Просто пространство, в которое он планировал юркнуть, чтобы в повороте опередить Райкконена, оказалось занято другим болидом. Из трех участников инцидента, пожалуй, больше всего вопросов возникает именно к Райкконену. У Кими было слева свободное пространство – чуть ли не половина ширины трассы (это великолепно видно в том же ролике, где-то на 45-й его секунде). Тем не менее, он, выражаясь попросту, «подрезал» Феттеля. Контакт с машиной партнера, Ferrari Райкконена тут же выходит из-под контроля – и ломает об Red Bull переднее антикрыло. При этом Кими тоже не делал ничего, выходящего за рамки гоночной этики. Он боролся, не пускал партнера вперед, рисковал в той степени, которая принята в нынешних гонках. Риск не оправдался. Бывает! Это гонки. Как и Квят, Райкконен никак не мог заглянуть за болид Феттеля – а не мешает ли там ему некая третья машина?
А вот самого Себастьяна за его реакцию на происшествие, пожалуй, стоит похвалить. Во-первых, за то, что на уровне инстинкта, рефлекса, подкорки, подсознания или еще каких-то там других тонких механизмов у него срабатывает нежелание хоть в чем-то обвинять партнера. Обсуждать маневр Райкконена Феттелю просто не приходит в голову! Нет, если бы сейчас два гонщика Ferrari один на один вели борьбу за титул – вероятно, Себ посмотрел бы на происшествие под другим углом. Но пока его команда не в самых лучших кондициях. Поэтому партнерам важно выступать единым фронтом, и Феттель сохраняет верность корпоративному взгляду на мир, что в Скудерии всегда очень ценилось. Во-вторых, стоит похвалить Феттеля за то, что высказал свои претензии Квяту в глаза, а не в послегоночном пресс-релизе – и тем самым дал возможность россиянину ответить, чем тот блестяще воспользовался. И, в-третьих, за то, что экс-чемпион нашел в себе силы, чуть остыв, по-другому трактовать эпизод. Послегоночную оценку Феттеля для прессы можно свести к двум словам: не повезло.
Но отдельной благодарности Феттель заслуживает за то, что наградил Квята эффектным прозвищем! Ох, как важно оно для спортсмена… В свое время болгарин Йордан Лечков внезапно стал самым популярным в США футболистом. Во время проходившего в Штатах чемпионата мира он забил парочку эффектных мячей головой в прыжке – и местная пресса тут же наградила его прозвищем Air, Летающий. А вдобавок и имя Лечкова было созвучно фамилии известного своей прыгучестью баскетболиста Майкла Джордана, имевшего то же прозвище. Эйр Йордан и Эйр Джордан слились в один коллективный образ, получилось, что великий американец невольно поделился славой с болгарским футболистом.
Но бывают прозвища и иные. Неизвестно, кто первый назвал Андреа де Чезариса «де Крашарисом», но кличка прилипла. В итоге всю свою карьеру в Формуле-1 итальянец только и делал, что оправдывал ее многочисленными авариями. Обратите внимание, Ромена Грожана «Крашаном» никто прозвать не додумался (или додумался, но прозвище «в народ» не пошло). А ведь в первые годы карьеры француза стиль его вождения порождал немало различных происшествий! Но потом Ромен исправился, повзрослел – и даже признавался лучшим гонщиком двух первых этапов нынешнего чемпионата мира. Получал тот самый приз зрительских симпатий, который после Гран При Китая достался именно Квяту!
Это, конечно, совпадение, но знаковое: российский клуб «Торпедо», вероятно, единственная в мире футбольная команда, на эмблеме которой изображена гоночная машина. Хотя Феттель вкладывал в свое сравнение негативные эмоции, Торпеда – прозвище скорее позитивное. Вслушайтесь: в этом слове есть скорость, устремленность к цели, бескомпромиссное желание разделаться с соперником. Именно эти качества понадобятся Квяту в нынешнем сезоне. Просто выступить хорошо, в свою силу – для него уже будет недостаточно. Не исключено, что в конце сезона руководство Red Bull будет выбирать между ним и Риккьярдо.
Многие обратили внимание на знаковые слова Хельмута Марко, фактически определяющего автоспортивную политику всего концерна Red Bull. Советник Дитера Матешица после Гран При Китая напомнил, что молодые и талантливые пилоты в Toro Rosso обычно проводят пару сезонов, не больше. Доктор Марко не стал разъяснять очевидное: главный претендент на повышение в Red Bull сейчас Макс Ферстаппен, отец которого Йос сейчас активно ищет варианты на стороне. Чтобы не упустить талантливого (хотя и страдающего явными признаками «звездной болезни») парня, Red Bull должен выдвигать его в первую команду. И в этой ситуации Квяту в нынешнем чемпионате недостаточно набрать больше очков, чем Риккьярдо, как он это сделал в прошлом году. Он обязан выступить убедительнее, эффектнее, ярче австралийца. И сделать это не со злым напряжением на лице и претензиями к собственной команде, как Ферстаппен. А так, как Квят отвечал на раздраженный монолог Феттеля – с радостно горящими глазами и улыбкой на лице. Которая, заметим, ничуть не менее обаятельна, чем уже знаменитая на весь мир улыбка Риккьярдо.
Первый поворот шанхайской трассы может сыграть определяющую роль в гоночной судьбе Квята. Мы-то, разумеется, болели за него с самого начала, но кем он был для любителей автоспорта во всем остальном мире? Новым партнером Риккьярдо, очередным «молодым», пришедшим из Toro Rosso – много их там было, теперь вот русский… После финиша Гран При Китая он стал по-настоящему узнаваемым пилотом даже для тех, кто интересуется Формулой-1 постольку-поскольку. Теперь у него имидж парня, идущего в каждой ситуации до конца, того, кто борется с соперником, невзирая на его авторитет. На Гран При России зрители всего мира будут следить за Квятом с особым вниманием.