На марафоне Africa Race экипажи из России и Казахстана одержали победу в трех классах

На марафоне Africa Race экипажи из России и Казахстана одержали победу в трех классах
Автоспорт | 10 января 2016
Фото: Alain Rossignol

Практически одновременно с южноамериканским марафоном «Дакар» в Северной Африке прошла другая, менее заметная гонка — Africa Eco Race. По формату она в точности повторяет Дакар — две недели гонки, разделенные пополам днем отдыха; а маршрут проложен там же, где и «Дакар» до переноса в Латинскую Америку — в Марокко, Мавритании и Сенегале.

Собственно, и создавалась эта гонка как альтернатива «испортившемуся» Дакару — более доступная и с большим «песчаным» километражом. Количество участников невелико, но стабильно — уже не первый год колеблется вокруг отметки «40» в зачете автомобилей (легковых и грузовых). Протяженность нынешней гонки составила без малого шесть тысяч километров — 5978 км, если быть точным. Из них 3750 км приходилось на скоростные участки, что примерно на треть короче гоночной дистанции Дакара. Зато на пески здесь приходится гораздо большая часть дистанции — они могут длиться сотнями километров. А ведь именно езда по дюнам больше всего ценится среди рейдовиков!

Пробитые колеса в четвертый день лишили Юрия Сазонова возможности побороться за подиум

Звезд первой величины здесь не бывает — за исключением Жана-Луи Шлессера, совмещавшего выступление в гонке с ее организацией. Впрочем, легендарный француз отказался от такой практики еще в прошлом году. Хотя в мотоциклетном зачете своя легенда есть: это серебряный призер Дакара-2010 Пол-Андерс Уллевольсетер из Норвегии.

На африканскую гонку традиционно заявляется много экипажей из Франции. Сразу несколько российских спортсменов, ранее выступавших на Дакаре, предпочли Африку — это Антон Григоров и Александр Терентьев или участники грузового зачета Антон Шибалов и Сергей Куприянов. Всего же в гонке выступало восемь экипажей из России и Казахстана, плюс три мотоциклиста.

Антон Григоров — один из тех, кто, попробовав южноамериканский Дакар, предпочел ему пески Северной Африки
...жаль, что для него гонка закончилась разбитой машиной — но хотя бы без травм
0 / 0

Стартовала гонка прямо перед новым годом, так что праздник участники отмечали на бивуаке в марокканском городе Асса. Первый этап гонки пришлось сокращать — но виной тому оказалась не погода, как на Дакаре, а опоздавший паром из Франции. 47-километровый спецучасток c техничными каменистыми дорогами быстрее остальных преодолел постоянный участник Кубка мира по ралли-рейдам, казахстанец Юрий Сазонов на прототипе Hummer, которому ассистировал известный российский штурман Алексей Кузьмич.

А уже со второго спецучастка караван спортсменов окунулся в пески. Второй доп остался за французом Матье Серрадори, выступавшем на багги, но Сазонов остался в лидерах гонки и даже нарастил свой отрыв на следующем, третьем этапе. Маршрут между марокканскими городками Тагуните и Асса был самым продолжительным за всю гонку: 558 км, из которых 451 км пришлись на зачетный спецучасток — с навигационными головоломками, небольшими дюнами и громадным песчаным эргом Шегага (по его коварным дюнам гонщики проехали целых 90 километров). Неудачно сложился этот день для Антона Григорова — из-за оторванного переднего правого амортизатора он уступил Сазонову без малого час, финишировав шестнадцатым.

В песках откапываются серебряный призер гонки Паскаль Томасс (№202) и бронзовый призер гонки, Матье Серрадори (№210)

А вот четвертый этап Асса — Ремз эль Кебир стал несчастливым для Сазонова и Кузьмича: на быстрых каменистых дорогах они израсходовали все запаски, и последние полсотни километров до финиша добирались на трех колесах. Еще хуже обстояли дела у Григорова — в пыли он пропустил поворот и попал в глубокую промоину, серьезно повредив подвеску своего прототипа OSCar: на ремонт ушло несколько часов.

Огромный 453-километровый спецучасток пятого дня предъявил особенно высокие требования к мастерству штурманов — он изобиловал интересными и запутанными навигационными задачами, которые усложнялись скоростным характером трассы: средняя скорость достигала 120 км/ч. Здесь Виталий Евтехов привел своего пилота Каната Шагирова к победе на спецучастке, а Роман Елагин — Антона Григорова к финишу на второй позиции (что стало для наивысшим достижением в этой гонке).

Камазовская дружина представляла двух из семи участников грузового зачета. Российская команда — самая профессиональная в грузовом зачете африканской гонки. На фото машина Антона Шибалова

Выйдя в лидеры гонки, дуэт Шагиров — Евтехов не уступили первой позиции в гонке до самого финиша. А вот для Григорова с Елагиным гонка закончилась досрочно, причем крайне жестко: всего за два дня до финиша на скорости свыше 160 км/ч их OSCar попал в яму, после чего несколько раз перевернулся через капот. Экипаж не пострадал и даже умудрился самостоятельно добраться до финиша этапа, но технические комиссары сняли экипаж с гонки из-за серьезных повреждений каркаса безопасности.

А вот для Александра Терентьева гонка закончилась не менее удачно, чем для Каната Шагирова: он стал лучшим в «стандартном» классе T2, приведя свой пикап Ford Raptor к финишу на двадцатом месте в «абсолюте».

Быстрейшая машина в стандартном зачете T2 — Ford Raptor Александра Терентьева

Смешанные чувства наверняка испытывали камазовцы. Экипаж Антона Шибалова выиграл в грузовом зачете, а вот на газодизельном грузовике Сергея Куприянова в песках сломалось сцепление. Выбраться из дюн удалось по асфальту, но за пропущенные контрольные точки ему начислили 12 часов штрафа. В итоге — четвертое место среди шести финишировавших грузовиков.

Завершилась гонка по традиции на берегу Розового озера близ столицы Сенегала — города Дакар. Правда, последний этап был показательным, и его результаты в зачет гонки не шли.

Рекомендованные статьи