Итоги сезона 2015 года «королевских гонок»: чистого неба над Формулой-1 нет и не предвидится

В этом году природные катаклизмы не раз мешали пилотам Формулы-1 на тренировках и даже в квалификациях. Но чистого неба над «королевскими гонками» нет в гораздо более широком смысле…

Пока зрители следили за сражениями пилотов Формулы-1 на трассах, в паддоке Королевы автоспорта шла не менее острая борьба — за выживание. Расходы команд слишком велики, а сокращать их нельзя: можно мигом потерять конкурентоспособность. И одна из главных статей затрат — дорогие гибридные силовые агрегаты. Дешевых силовых установок в Формуле-1 не осталось!

А еще гибридизация привела к небывалому росту влияния поставщиков моторов. Часто дело даже не в цене: например, богатый Red Bull и рад бы купить силовой агрегат топ-уровня, но Ferrari и Mercedes не продают! Заработать лишний десяток-другой миллионов на поставках моторов для них — не стимул, главное — ослабить сильного конкурента. И если Mercedes в следующем году будет продавать силовые установки команде Manor, то делиться оружием с Дитером Матешицем, парни которого могут тут же включиться в спор за «золото»...

FIA и Берни Экклстоун уже осознали масштаб проблемы — и начали предлагать варианты для выхода из сложившейся ситуации. Например, так или иначе разрешить использование клиентских шасси. Неожиданным союзником Берни в этом вопросе выступила команда Ferrari, которая заинтересована в появлении официальной «дочки» в лице американцев из Haas F1, готовой к дебюту в 2016 году. Но этот вариант был отвергнут участниками: даже некоторые «бедняки» не согласны терять статус конструкторов и вместе с ним — изрядную долю самостоятельности.

В прошлом году лучшим Гран При был признан российский этап. На этот раз, вероятно, главным успехом нужно назвать возвращение Формулы-1 в Мексику, где даже огромные трибуны не вместили всех желающих

Потом последовала попытка законодательно ограничить стоимость гибридных силовых установок, одновременно обязав производителей обеспечить ими все команды-участницы чемпионата. Увы, этот вариант тут же заблокировала Ferrari — действующие в Формуле-1 соглашения дают Скудерии право вето в таких вопросах. Разумеется, в подобных ограничениях не заинтересован ни один из тех производителей, которые свои моторы продают. И лишь Хонде все равно, сколько стоят силовые установки: ведь она не только предоставляет Макларену бесплатный эксклюзив, но и кладет в бюджет команды солидную прибавку — более 100 миллионов долларов!

Третья предложенная идея сокращения расходов — использование обычного турбомотора без рекуператора. Как вариант — двигатель Chevrolet объемом 2,2 литра, разработанный для Индикара компанией Ilmor. В американских гонках он развивает около 700 л.с., а версию для Формулы-1 при снижении ресурса и повышении давления наддува можно разогнать и до 900 л.с.

Судьи в течение сезона неоднократно вмешивались в действия гонщиков, наказывая их за ошибки. Например, в этом столкновении Фелипе Массы и Нико Хюлькенберга в Сингапуре виновным признали гонщика команды Force India

Еще не получив принципиальное согласие команд на легализацию таких двигателей в 2017 году, FIA поторопилась объявить тендер для поиска независимого поставщика. Фирмы Ilmor и AER (Advanced Engine Research) даже подали заявки на участие, но... За несколько дней до финального этапа чемпионата мира в Абу-Даби Комиссия Формулы-1 отвергла саму идею альтернативных моторов.

Удивительное дело! Четверть века назад за власть в самом престижном чемпионате планеты боролись две федерации, автомобильная и автоспортивная, FIA и FISA. Потом, когда FISA сошла со сцены, Берни Экклстоун никак не мог найти общего языка с руководителем FIA Максом Мосли. После избрания на этот пост Жана Тодта казалось, что ликвидированы все препоны, мешавшие превратить Формулу-1 в идеальный чемпионат. И вот те на: Экклстоун и Тодт совместными усилиями пытаются продавить стратегически важное решение — и им не удается этого сделать!

Самая веселая квалификация была в США. Из-за ливня ее перенесли с субботы на воскресенье. А пока решение не было принято, истомившиеся ожиданием гонщики занимались кто чем мог — например, Квят и Риккьярдо порадовали зрителей необычным танцем под дождем

Всему виной издержки демократии. В Комиссии Формулы-1 предложение одобряется, если оно собрало более двух третей голосов. Но при существующей системе принятия решений любые изменения могут блокироваться, даже если они давно назрели: несогласных команд оказывается всегда больше, чем согласных. Нынешняя Формула-1 похожа на круизный лайнер, на капитанском мостике которого непрерывно митингует группа состоятельных пассажиров из кают класса люкс. Управлять судном они не умеют, зато у них прекрасно получается пресекать любые попытки капитана отдавать команды рулевому. А если корабль несет на скалы?

Александер Росси (на снимке) в конце чемпионата в нескольких гонках подменял пилота команды Manor Роберто Мери. Еще одна замена произошла в начале сезона, когда вместо получившего травму Фернандо Алонсо одну гонку за McLaren проехал Кевин Магнуссен

Однако ведь так и есть. Не удивлюсь, если буквально завтра одна или даже несколько команд объявят о ликвидации, как это сделал Caterham год назад. Даже некогда стабильный и надежный как швейцарские часы Sauber нынче терпит бедствие. По сути дела, благополучных середняков, в отличие от прежних времен, сейчас нет вообще. У четырех топ-команд (Ferrari, McLaren, Red Bull и, разумеется, Mercedes) годовые бюджеты превышают 400 миллионов долларов. А дальше — глубокая пропасть: у всех остальных ресурсов как минимум вдвое меньше!

Другое дело, что Williams даже в этих обстоятельствах пытается сохранять имидж топ-команды и не жалуется на стесненность в средствах. У Toro Rosso бюджет небольшой, но стабильный. А вот остальные балансируют на грани долговой ямы. Дело дошло до того, что Force India и Sauber подали жалобу в антимонопольный комитет Еврокомиссии: они просят разобраться с несправедливым распределением доходов в Формуле-1 и регламентом, ставящим бедные команды в заведомо проигрышное положение.

Проблемы безопасности по-прежнему в центре внимания. В Сочи автомобиль Карлоса Сайнса-младшего «поднырнул» под барьеры безопасности — и спасатели с трудом вытащили его из необычной ловушки

Впрочем, жалобщики оказались в меньшинстве. Lotus, которому предстоит смена владельцев, на всякий случай не поддерживает инициативы, за которые можно поплатиться. Manor такую смену недавно пережил — и его новое руководство только формируется. Ну а Williams и Toro Rosso отговорились тем, что, участвуя в соревновании, они тем самым согласились на его условия.

В любом случае Еврокомиссия вряд ли будет разбираться в нюансах и предлагать Формуле-1 план оздоровления. Так что утопающим придется спасать себя самостоятельно. А Формуле — идти прежним курсом: не туда, куда надо, а как исторически сложилось.

Одна радость: реальных конкурентов у нее все равно нет и не предвидится. Американские соревнования проводятся американцами для американцев и уже поэтому никогда не завоюют мир. Пирамида европейских гоночных серий специально построена в виде лестницы в Формулу-1. А новоявленной «электрической» Формуле E пока предстоит долгий путь для того, чтобы стать интересным и престижным спортивным зрелищем.

Берни Экклстоун по-прежнему главный на стартовой решетке в окружении VIP-персон. Но знает ли он, куда движется его почти неуправляемый корабль — Формула-1?

Чемпионат мира
Место Гонщик (страна) Команда Очки
1 Л. Хэмилтон (Великобритания) Mercedes 381
2 Н. Росберг (Германия) Mercedes 322
3 С. Феттель (Германия) Ferrari 278
4 К. Райкконен (Финляндия) Ferrari 150
5 В. Боттас (Финляндия) Williams 136
6 Ф. Масса (Бразилия) Williams 121
7 Д. Квят (Россия) Red Bull 95
8 Д. Риккьярдо (Австралия) Red Bull 92
9 C. Перес (Мексика) Force India 78
10 Н. Хюлькенберг (Германия) Force India 58
11 Р. Грожан (Франция) Lotus 51
12 М. Ферстаппен (Нидерланды) Toro Rosso 49
13 Ф. Наср (Бразилия) Sauber 27
14 П. Мальдонадо (Венесуэла) Lotus 27
15 К. Сайнс (Испания) Toro Rosso 18
16 Д. Баттон (Великобритания) McLaren 16
17 Ф. Алонсо (Испания) McLaren 11
18 М. Эрикссон (Швеция) Sauber 9
Р. Мери (Испания) Manor 0
А. Росси (США) Manor 0
У. Стивенс (Великобритания) Manor 0
К. Магнуссен (Дания) McLaren 0
Кубок конструкторов
Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG Petronas Mercedes 703
2 Scuderia Ferrari Ferrari 428
3 Williams Martini Racing Mercedes 257
4 Infiniti Red Bull Racing Renault 187
5 Sahara Force India F1 Team Mercedes 136
6 Lotus F1 Team Mercedes 78
7 Scuderia Toro Rosso Renault 67
8 Sauber F1 Team Ferrari 36
9 McLaren-Honda F1 Honda 27
10 Manor Marussia F1 Team Ferrari 0

Монополия на победы?

Суперстарт пилотов Ferrari в Гран При Венгрии. Редкий случай: обычно опережать себя в дебюте гонщики Мерседеса не давали

Со спортивной точки зрения результат чемпионата-2015 однозначен: в нем доминировали Льюис Хэмилтон в личном зачете и Mercedes — в командном. Случалось, что на отдельных этапах у Мерседеса что-то не складывалось (к примеру, в Венгрии или Сингапуре). Но Кубок конструкторов Mercedes завоевал еще в Сочи — за четыре этапа до финиша сезона. А уже в следующей гонке, Гран При США, Хэмилтон стал недосягаемым и в первенстве пилотов.

Интересный сюжет мог подарить чемпионату лишь один человек — Нико Росберг. Однако на старте сезона немец безвольно уступил лидерство товарищу по команде: вопрос с чемпионством был решен даже не летом, а еще весной. Только к осени, окончательно сбросив с себя груз ответственности, Нико вошел в форму и начал стабильно побеждать — но это уже ничего не меняло. Шансы в погоне за «золотом» довольно долго сохранял и Себастьян Феттель, однако его участие в чемпионской гонке было скорее формальным. В реальности второе место было потолком Себа в этом году, да и то лишь при доле везения.

Тем не менее, неожиданно хорошая форма Ferrari стала главным сюрпризом минувшего сезона, а по ходу чемпионата Скудерия сокращала отставание от лидера, прогрессируя быстрее Мерседеса. Казалось, что после летнего отпуска красные машины поедут так же стремительно, как серебристые, но этого не произошло. Как бы хотелось надеяться, что прогресс алых сохранится, а на старте нового чемпионата Ferrari будет сражаться за победы на равных! Впрочем, Mercedes явно не собирается почивать на лаврах — немцы уже давно ведут активную работу с прицелом на будущий сезон.

Между тем, в документах, принятых Комиссией Формулы-1 перед Гран При Абу-Даби, есть интересный пункт. Если по ходу сезона говорилось о том, что изменения в регламенте по силовой установке вступят в силу в 2017 году, то в последнем решении сказано по-другому: «не позднее 2018 года». А это значит, что монополия Мерседеса на победы может сохраниться еще на пару лет.

Неробкие новички

Макс Ферстаппен (слева) проявил склонность к рискованным маневрам на трассе

Многие дебюты и переходы нынешнего года оказались удачными. Себастьян Феттель, воспитанный системой подготовки пилотов Red Bull, вполне мог стушеваться в новых для себя условиях. Однако четырехкратного чемпиона мира встретили в Маранелло как родного — и он сумел быстро адаптироваться. С первых гонок немец показал себя как лидер команды, и многие даже посчитали его продолжателем дела великого Михаэля, который снова привнесет в Скудерию немецкий порядок. Даже Кими Райкконен ничего не смог противопоставить именитому новичку и ожидаемо ушел на вторые роли.

Удался сезон и тому, кто заменил Феттеля в Red Bull, — Даниилу Квяту. Российский гонщик на равных соперничал со своим партнером Даниэлем Риккьярдо. Причем не только по скорости, но и по количеству набранных очков — и в итоге Квят закончил сезон, обогнав австралийца. Трудности, которые в этом году переживал Red Bull, конечно, подпортили первый сезон россиянина в топ-команде. Но Даня приезжал на подиум, причем даже вторым (что лучше результата нашего первопроходца Виталия Петрова), лидировал в гонке и обгонял на трассе, кажется, уже всех участников чемпионата, включая самого Хэмилтона. Так держать!

Особый разговор — о новичках Toro Rosso. Карлос Сайнс-младший и особенно начавший сезон несовершеннолетним Макс Ферстаппен поначалу вызывали раздражение ветеранов паддока. Слишком уж юными и неопытными для Формулы-1 выглядели очередные выпускники инкубатора Red Bull. Но дебютанты оказались зубастыми, а отсутствие рядом опытного партнера компенсировалось наличием понимающих в автоспорте отцов, которые всегда могли дать новичкам хороший совет. Эскапады Йоса Ферстаппена, в грубой форме мотивировавшего сына на более жесткую борьбу, болельщики обсуждали и осуждали. Однако воспитание принесло свои плоды — Макс набрал существенно больше очков, чем его партнер.

Лауреатом номинации «Пальцем в небо» можно было бы объявить Фернандо Алонсо, который перешел из Ferrari в McLaren. Но, по сути, у испанского экс-чемпиона мира не было выбора: из Скудерии его выживали, а мест в других хороших командах уже не осталось. Так что нынешний провальный сезон и свое семнадцатое место (даже позади партнера Дженсона Баттона) в чемпионате испанцу лучше как можно скорее забыть.

Возвращение и провал 

Пока McLaren смог привлечь к себе внимание, только перекрасив болиды из серебристого в угольно-черный цвет. Но медленная машина есть медленная машина, в какой колер ее ни крась

Перед началом сезона руководитель автоспортивного отделения Хонды Ясухиса Араи обещал победы, но... Уже после первых тестов говорить об этом он перестал.

Оба пилота Макларена с хондовскими силовыми агрегатами часто не попадали даже во второй сегмент квалификации, не говоря уже о третьем. Штрафы в десятки потерянных мест за очередные сверхлимитные смены элементов силовой установки стали привычным делом и дежурной темой шуток в паддоке. Итог сезона: впереди даже буксовавший весь год Sauber, позади — только так и не разжившийся очками Manor. Почему же ближе к концу сезона Фернандо Алонсо начал проявлять оптимизм и заговорил о том, что в будущем году он сможет приехать на подиум?

Не исключено, что это оригинальная форма психологической поддержки опустившей руки команды. Может быть, тонкий маркетинговый ход: ведь титульным спонсором McLaren по сей день так и не обзавелся, хотя искал его в течение всего года. Но вполне вероятно, что Фернандо действительно что-то знает. Ведь сам по себе мотор Honda не так уж и плох. А вот рекуператоры... На некоторых трассах они даже не могут до конца зарядить имеющиеся аккумуляторы.

Однако устранить эти недостатки куда легче, чем коренные проблемы с блоком цилиндров, — именно от них страдают Renault и Red Bull. Кроме того, ради аэродинамики свою силовую установку хондовцы сделали сверхкомпактной — и, если она заработает как следует, McLaren поедет очень быстро.

Рекомендованные статьи