Блондинки рулят и побеждают! Интервью с нашей быстрейшей покорительницей бездорожья

Фото: silkwayrally.com | Александр Торовцев | Алексей Сергеев

Что греха таить: у многих существует предубеждение к блондинкам за рулем автомобиля. Но итоги чемпионата России по ралли-рейдам и марафона «Шелковый путь» 2017 года вдребезги разбили все стереотипы: две очаровательные белокурые гонщицы из команды Suprotec Racing, Мария Опарина и Таисия Штанева, взяли серебро в серии и золото в ралли-марафоне. Причем выступали блондинки не на комфортном внедорожнике, а на открытом всем ветрам, пескам и грязям мотовездеходе! О планах на будущее и о том, чем запомнился минувший сезон Марии Опариной, мы и поговорили с петербуржской пилотессой.

— Как вы оцениваете сезон-2017 в чемпионате России?

— По его итогам мы с моим новым штурманом Таисией Штаневой завоевали второе место в классе Т3. На самом деле мы довольны, хотя для меня это уже третье серебро в чемпионате России. Возможно, где-то мы немножечко недотянули, недоглядели. Но будем считать, что наш конек — это постоянство. А еще в минувшем сезоне мы опробовали новую машину — BRP Maveriсk X3. В этом году я продолжу осваивать ее же. Это техника очень высокого уровня, позволившая нам добиться большого прогресса.

— Класс Т3 достаточно молодой для России, но интерес к нему постепенно начинает расти. В чем привлекательность этого зачета и почему именно в него стоит идти гонщикам?

В первую очередь отмечу относительную доступность этого класса по сравнению с другими. Понятно, что бич автоспорта — это финансирование. Гонки — это всегда дорого, но в машинах Т3 есть много стандартных решений, где ничего не нужно придумывать: за относительно вменяемые деньги можно приобрести автомобиль, конкурентоспособный в чемпионате России. А еще в этом году в отечественное первенство впервые будет допущена техника Т3 Турбо — машинки, которые до этого показывали очень хорошие результаты в традиционных соревнованиях, теперь поедут в абсолюте. Я тоже планирую выступать в новом классе, поскольку его наполняемость будет куда большей, чем у «атмосферного» Т3. Ну и конечно, интересно поездить с турбиной — посмотреть, на что способна моя техника и наш экипаж.

— Думали ли вы об участии в каких-то гонках вне чемпионата России?

— Уверена, что приму участие в нескольких этапах Кубка мира. В первую очередь это будет февральская баха «Россия — Северный Лес» в Карелии. Я никогда не участвовала в зимних гонках, и для нас с Таисией это будет интересный опыт. Также есть большое желание проехать в арабских ралли-рейдах — возможно, это будет баха Абу-Даби. Но все зависит от финансирования — пока вопрос с ним открыт. И, конечно, мы по-прежнему с надеждой смотрим на «Шелковый путь».

— Кстати, о «Шелковом пути». Стала ли гонка из Москвы в китайский Сиань вершиной сезона для вас?

— Она стала не столько вершиной, сколько жемчужиной сезона. Это была большая авантюра, поскольку для нас с Таисией она стала практически первым совместным стартом. Естественно, выезжать на такую длинную гонку со штурманом-девушкой было страшновато. Я думаю, у Таисии тоже присутствовало волнение, — как и у нашего технического директора Максима Григорьева, который с опаской смотрел на все это. Но мы справились, и даже заняли два первых места — в женском зачете и в классе Т3, где боролись наравне с мужчинами. Я никогда не ставлю это во главу угла, потому что мы все спортсмены — и я не делю участников по гендерному принципу. Однако было очень приятно, что коллеги-мужчины наш результат оценили.

— Для тебя это был уже второй «Шелковый путь». Какие отличия были в сравнении с 2016 годом?

— Собираясь на гонку, я уже знала, к чему готовиться. В 2016 году как такового понимания не было, а сейчас появился опыт и некая уверенность в том, что я смогу с этим справиться. Что касается отличий, то прошлогодняя трасса была более «грязевой». Не могу сказать, что она была более сложной, потому что погода, с одной стороны, сыграла нам на руку: не было так жарко. Но грязь и дожди преследовали нас каждый день! Поэтому для меня «Шелковый путь» 2016 и 2017 годов — абсолютно разные. И оба безумно понравились!

— Кто был вашими соперниками в зачете Т3?

— В этом классе было четыре экипажа, но мы делились на подклассы. Из-за турбированного двигателя наш экипаж попал в Т3.4, а три остальных ехали на технике класса Т3.3 — это машины с атмосферными моторами рабочим объемом до одного литра. Но на трассах такой степени сложности разница 15 «лошадей» не дает никакого преимущества — это мое личное субъективное мнение. Ведь «Шелковый путь» не кроссовая трасса, не короткие гонки — это марафон.

— Как показала себя новая техника?

— BRP Maverick X3 показал себя архистабильным аппаратом. С ним не возникало таких сложностей, с которыми сталкивались наши соперники, использовавшие Polaris RZR 1000. Он не грелся, к тому же мы поменяли минимум запасных частей. Естественно, это зависит от стиля пилотирования и от качества обслуживания, но то количество запчастей и времени, потраченных нашими соперниками, не идет ни в какое сравнение с тем, что потратили мы. Мы ежевечерне проводили осмотр техники, в обязательном порядке ставили новый ремень вариатора, осматривали основные узлы, но ничего сверхъестественного мы не меняли.

— И что же, за две недели вообще обошлось без технических проблем?

— Единственное — в первый день наша машина встала в аварийный режим из-за неисправности датчика турбины. Естественно, мы его быстро поменяли, но на спецучастке протяженностью 60 километров машина не ехала быстрее 40 км/ч. Впрочем, большего и не требовалось, потому было очень много грязи и разогнаться быстрее мы просто не могли. А вообще за всю дистанцию марафона мы дважды меняли на трассе порвавшийся ремень вариатора и еще несколько раз — пробитые колеса. Пожалуй, на этом все!

— Помимо мотора, ваша машина отличалась от техники соперников отсутствием лобового стекла. С чем это было связано?

— Мы принципиально выбрали такой вариант, ведь гораздо проще рукой вытереть грязь с визора шлема, чем с лобового стекла! Многие спортсмены на «Шелковом пути» сталкивались с проблемой сломанных стеклоочистителей. В нашем зачете у ребят прямо на трассе ломались дворники — и им приходилось ехать с открытой дверью, что, конечно же, сказывалось на скорости. Во время гонки на лобовое стекло налипал огромный слой грязи — такое ни один дворник не может очистить. А в пустыне лобовое стекло сняли даже наши соперники по зачету Т3: с ним было безумно жарко! Ну а лично мне очень нравится ехать с ветерком. Что бы кто ни говорил об «удобствах», я езжу не только для того, чтобы побеждать и радовать болельщиков, но и для эмоций, которые можно получить только при отсутствии лобового стекла.

— Что было самым сложным на «Шелковом пути»?

— Предпоследний китайский этап, который проходил в пустыне. Мы в принципе были готовы к сложностям, но не думали, что они пойдут одна за другой. Это был достаточно длинный спецучасток — порядка трехсот километров. За пятьдесят километров до финиша все было замечательно: мы шли с достаточно большой скоростью, обогнали соперников, но засели на очень маленькой дюнке, которая вроде бы не предвещала беды. Прокопались мы там, наверное, часа полтора: ну очень неудачно сели днищем! Копали, пытались двигаться враскачку… В итоге нам помогли ребята, участвовавшие в чемпионате Китая: они специально остановились и руками помогли снять нас с этой дюны.

Через десять километров у нас порвался ремень вариатора. До этого мы его никогда не меняли в песках — это делали наши механики вечерами. Естественно, мы знали, как это делается, но первый раз на то и первый. В итоге на замену ремня на жаре мы тоже потратили какое-то время. Ну а еще через десять километров уже я совершила ошибку — и мы перевернулись! На боку мы пролежали еще минут сорок, потому что поставить однотонную машину на колеса у нас попросту не хватало сил. Слава богу, за нами ехали австралийские участники на Isuzu, которые нас любезно перевернули, и мы поехали дальше. Такого количества эмоций, как в тот день, у меня не случалось давно: было очень тяжело, потому что неприятности и ошибки следовали одна за другой. К счастью, мы все же финишировали на этом СУ — пусть и не уложились в норматив, но все же остались в строю!

— Подводя итог, что запомнилось на пути в Китай больше всего?

— Для меня лично вся гонка — это запоминающееся событие, которое сейчас вспышками всплывает в памяти. Это торжественное открытие на Красной площади, когда эмоции переполняют тебя. Старт первого спецучастка, когда наконец понимаешь, что встал на эту тропу, которая должна привести тебя к Сианю. И это, конечно же, первые дюны — от них захватывает дух! Знаешь, что ты теперь наедине с этой стихией — и лишь ваши со штурманом мастерство и умения помогут добраться до финиша…

Рекомендованные статьи