«Жми во что бы то ни стало»: с чего начиналась история WRC в Северной Америке

«Жми во что бы то ни стало»: с чего начиналась история WRC в Северной Америке
Автоспорт | АР №7 2016
Фото: Jim Culp | Martin Holmes Rallying | Norm MacLeod | Volkswagen Motorsport

Сегодня мексиканский этап прочно занимает место в календаре чемпионата мира по ралли. Высокогорье, марафонские спецучастки, подземный доп по тоннелям в городке Гуанахуато... Но мало кто знает, что «прописать» этап WRC в Северной Америке удалось лишь с пятой попытки!

Раллийный чемпионат мира ведет свою историю с 1973 года — и уже тогда в его программе значилась гонка на североамериканском континенте. Первопроходцем выступило соревнование с занятным названием Press on Regardless — это девиз королевских ВВС Великобритании, который можно перевести на русский как «Жми во что бы то ни стало». Правда, момент для включения в чемпионат старейшего ралли в США, ведущего свою историю с конца ­40-х, выбрали не самый удачный: на носу был топливный кризис, и аккурат в ­1973-м устроители осенней гонки в Детройте лишились поддержки со стороны нефтяного гиганта Total. Кроме того, американцы оказались зажаты в календаре между этапами в Италии и Великобритании.

В результате на вояж за океан решился лишь один заводской коллектив из Старого Света: им оказался… Polski Fiat со скромными седанами 125p 1500. Лучший из поляков, Роберт Муха, финишировал с отставанием в добрый час от победителя! Ну а быстрейшим стал канадский частник Уолтер Бойс, который открыл счет «мировым» победам марки Toyota на 1600-кубовом седане Corolla Levin.

Уолтер Бойс и по сей день остается самым успешным канадским раллистом в истории мирового первенства. На фото — его купе Toyota Celica на ралли Rideau Lakes 1974 года

В 1974 году Международная федерация автоспорта (FISA) убедила присоединиться к американскому этапу организаторов канадского ралли Rideau Lakes, которое вызвало у гостей массу восторженных откликов. Образцовая для тех времен организация соревнований, ровные и «трехмерные» лесные дороги провинции Онтарио... Победный дубль в Канаде записали на свой счет заводские пилоты Сандро Мунари (Lancia Stratos HF) и Симо Лампинен (Lancia Beta Coupe), а замкнул тройку призеров (после схода гонщиков Фиата и польского чемпиона Европы Собеслава Засады на Porsche) все тот же Уолтер Бойс, который выступал на более крупном купе Toyota Celica.

Кандидатское ралли Press on Regardless в 1972-м выиграл американский экипаж на автомобиле… Jeep Wagoneer! Не потому ли FISA вскоре запретила участие внедорожников в чемпионате мира?

А всего через две недели участников чемпионата ждал холодный душ в США: ралли Press on Regardless, переехавшее из миллионного Детройта в заштатный шахтерский городок Маркетт, закончилось феерическим скандалом. Некоторые спецучастки на лесовозных дорогах из-за проливных дождей раскисли напрочь — тот же Бойс, например, банально завяз в грязи. А нормы времени на «слепом» маршруте (гонки в Америке тогда проводились без ознакомления с трассой, по выданной организаторами прямо перед стартом стенограмме) оказались такими, что участникам пришлось мчать во весь опор даже на перегонах, что вызвало неудовольствие местных жителей и стражей порядка. «Я несся за раллистами по лесу со скоростью 116 миль в час, но их и след простыл!» — жаловался впоследствии один из полисменов в местной газете.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи