Две жизни Porsche 917

Фото: команды-участницы | компания Porsсhe | организаторы

Клетка из тонких алюминиевых трубок, легкая обшивка, двухрычажные подвески и бешеный пятисотсильный мотор — таким был легендарный прототип Porsche 917, который навсегда вписал фамилию Порше в историю марафонов Ле-Мана. В этом году «девятьсот семнадцатому» исполняется пятьдесят лет, а свою первую гонку эта машина провела аккурат 11 мая 1969 года — самое время вспомнить историю одного из наиболее амбициозных и громких проектов Фердинанда Пьеха.

В 1969-м Porsche была не той компанией, которую мы знаем сейчас. «Девятьсот одиннадцатый» выпускался всего пять лет и еще не был легендой, а спортивные успехи обеспечивали легкие, маневренные, но маломощные машинки — из 356-го семейства, спайдеры модели 550 и купе 904 с пластиковым кузовом. Они во многом наследовали конструкцию знаменитого Жука — начиная с оппозитных четырехцилиндровых двигателей объемом 1,1—1,6 литра (хотя с годами мотор был полностью переработан) и заканчивая некоторыми деталями подвесок.

Porsсhe 910/6 1967 года

В 1964 году во главе отдела разработки встал честолюбивый 28-летний Фердинанд Пьех — тот самый племянник Фердинанда (Ферри) Порше, в девяностые возглавивший концерн Volkswagen. Ему хотелось не просто эпизодических успехов, а вывода Porsche на принципиально новый уровень! Всего за два года под его руководством были созданы сначала среднемоторные купе семейства 906/907/910 с шести- и восьмицилиндровыми двигателями, а затем и трехлитровый спортпрототип 908. Последний поначалу не оправдывал ожиданий, и в июле 1968 года Фердинанд Пьех со своими подчиненными взялся за разработку нового гоночного автомобиля — такого, который бы наверняка принес компании славу и авторитет.

К сезону 1969 года FIA как раз утвердила новый техрегламент для спорткаров. Тут не обошлось без подковерной возни: в 1966—1967 годах в Ле-Мане доминировали американские суперкары Ford GT40 с семилитровыми моторами от машин серии NASCAR. На кольце Сартэ с его многокилометровыми прямиками «европейцам» с малообъемными высокооборотными моторами противопоставить было нечего, поэтому в FIA решили ограничить объем моторов прототипов, то есть гоночных автомобилей спецпостройки, тремя литрами.

Но класс получился малочисленным, поэтому чиновники разрешили «подмешать» к прототипам серийные автомобили с двигателем до пяти литров — мелкосерийные суперкары, уже имевшиеся у частников (Ferrari 250LM, Lola Т-70, Ford GT40 в версии с мотором объемом 4,9 литра), и новые машины карликовых британских и французских фирмочек. Критерием серийности выбрали минимальный объем выпуска — не менее 50 экземпляров. Но по просьбе фирм в FIA вскоре сократили его вдвое.

Это означало, что можно построить прототип с пятилитровым мотором и вывести его на старт Ле-Мана, но для этого нужно сделать минимум 25 машин. А это очень дорого…

Но Пьех за ценой не постоял.

Пространственная рама Porsche 917

Хотя в Ferrari к тому времени уже вовсю экспериментировали с алюминиевыми монококами, немцы взяли за основу конструкцию «велосипеда» — так за характерную форму трубчатой пространственной рамы называли прототип 908. Времени до старта оставалось меньше года, поэтому о разработке полноcтью нового двигателя речи тоже не шло: конструктор Ханс Метцгер взял головки и цилиндры от прежней гоночной трехлитровой «восьмерки» и сконструировал новый коленвал и картер. Мотор получился компактным (757 миллиметров в длину) и легким — благодаря магниевому картеру и воздушному охлаждению он весил 236 килограммов.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи