Последнее испытание перед стартом чемпионата позади – в Барселоне завершились финальные тесты Формулы-1
Скоротечны в этом году предсезонные тесты! Только что завершилась вторая четыредневная сессия заездов в Барселоне – и у команд вплоть до старта сезона больше не будет возможности испытывать технику в условиях, приближенных к боевым. К каким выводам можно прийти, анализируя итоги прошедшей недели и тестов в целом? Главных выводов два. Во-первых, Mercedes по-прежнему владеет преимуществом. Во-вторых, плотность борьбы в Формуле-1 должна повыситься, потому что очевидных аутсайдеров или команд, откровенно не готовых к сезону, в нынешнем чемпионате нет.
Новое шасси редко когда обходится без детских болезней – если, конечно, оно сделано не в Брэкли, где базируется Mercedes. Вот и новый Sauber, разумеется, доставил своим создателям немало хлопот: машина подолгу стояла в боксах. Но в результате обоим гонщикам удалось проехать и имитацию гонок, и отработать длинные и короткие серии кругов. Теперь никак не скажешь, что Sauber к сезону не готов и прочно обоснуется на последнем месте.
Повод примерить на себя такие выводы дал другой коллектив – дебютирующий в нынешнем сезоне американский Haas. Парадоксально, но вторые тесты команде Джина Хааса и Гюнтера Штайнера удались гораздо хуже, чем первые. Выехав на трассу, Эстебан Гутьеррес вскоре был вынужден возвращать автомобиль в боксы для проверки. Половина дня была потеряна, когда обнаружились неполадки в топливной системе. Следующий день оказался еще хуже – его болид практически целиком провел в боксах. В итоге Гутьеррес потерял полтора дня из отведенных ему двух, и команда предоставила ему возможность еще раз сесть за руль. Но и два оставшихся дня тоже были осложнены проблемами. Получается, неверны наши представления о Хаасе как об «особом дебютанте», который не будет выглядеть так же жалко, как в свое время HRT, Virgin и Lotus Racing? Но не стоит торопится развенчивать американцев! За исключением неприятностей с топливной системой, остальные проблемы машин Haas были связаны со сложностями, что называется, «второго порядка». Они касались тончайших взаимодействий непростых систем, которых в машине Формулы-1 предостаточно. Сначала выяснилось, что не совсем штатно взаимодействуют только что поставленная в машину новенькая турбина и система тепловой рекуперации. Потом разбирались с тормозной системой, которая в нынешних формульных гибридомобилях тоже работает на пополнение заряда аккумуляторов и управляется не только пилотом, но и компьютером. В общем, это не какой-нибудь сломавшийся насос или прохудившаяся гидравлика. Это гроссмейстерские проблемы, с которыми сталкиваются и куда более опытные коллективы. Так что Haas вряд ли стоит записывать в аутсайдеры.
Может быть, в последних рядах, как и год назад, будет Manor? Вполне возможно. Однако команда, перейдя на моторы Mercedes и подготовив новое шасси, все-таки сделала большой шаг вперед. Понемногу обретает опыт и индонезиец Рио Харьянто, находящий общий язык с машиной. Про Паскаля Верляйна и говорить нечего: немцу удавалось показывать результаты ближе к середине пелотона (правда, для этого чемпиону DTM понадобилось использовать шины UltraSoft). Да и команда Renault, которая не скрывает, что заранее махнула рукой на нынешний сезон, не выглядит обреченной. Резюме: заранее назвать аутсайдеров очень сложно – можно даже сказать, что их в нынешнем сезоне нет вовсе. Особенно если учесть, что таит сюрпризы новая система квалификации, которую все-таки приняли к внедрению уже с первого Гран При сезона.
Если с аутсайдерами туманно, есть ли ясность на другом конце пелотона? Mercedes в очередной раз поразил всех своей формой. Хотя казалось бы, куда уж надежнее? Но команде Тото Вольффа пришлось менять график работы пилотов на трассе. Они слишком уставали, пилотируя целый день – ведь их машина не ремонтировалась в боксах, она все время могла пребывать на дистанции! Поэтому на второй тестовой сессии Хэмилтон и Росберг работали по полдня каждый – но при этом каждый по числу кругов регулярно опережал некоторых соперников, трудившихся целый день. Всего за две тестовых сессии пилоты Мерседеса преодолели дистанцию 19 гонок! Практически целый чемпионат. И всего одна поломка на такой дистанции – в заключительный день тестов слабым звеном болида Mercedes F1 W07 оказалась коробка передач. Разумеется, не стоит экстраполировать предсезонные результаты на целый сезон – ведь, помимо гонок, Гран При включают квалификации и тренировки, и техника на них тоже изнашивается. Но вывод очевиден: если кто-то надеется разжиться высокими местами после схода фаворитов на серебристых машинах – его надежды оправдаются лишь в исключительных случаях. Стало быть, Mercedes надо обгонять. Кому?
На первой сессии три из четырех дней лучшие результаты показывали пилоты Ferrari, а компанию им составил Нико Хюлькенберг из Force India. На эти результаты мы привыкли не обращать внимания, ведь на первых тестах редко кто гонится за скоростью. Во второй сессии картина показательнее. Но и тут она не изменилась – Скудерия вновь в лидерах. Феттель и Райкконен «выиграли» по одному дню, Mercedes усилиями Росберга был лучшим однажды, и еще одно достижение – за Боттасом (Williams). Значит ли это, что машины Ferrari действительно быстры? Да, быстры – но пилоты Мерседеса своего максимума не показывали. Да и результаты Ferrari, если внимательно обдумать, не столь однозначны. Проанализируем: лучшее время Райкконена в третий день тестов показано на ультрамягких шинах, Феттеля в четвертый день – на сверхмягких. А результат Росберга показан на шинах Soft! И он стал не только лучшим в первый день, но и третьим в общей таблице результатов за все дни второй сессии! Также Нико показал абсолютно лучшее время среди всех пилотов, наматывавших круги на шинах Medium. На Hard больше других преуспел Боттас, зато все три мягких состава лучше работали на Ferrari SF 16-H. В общем, Скудерия может найти козыри, благодаря которым в отдельных гонках Mercedes окажется позади. Особенно учитывая расширение возможностей по разным видам шинных стратегий.
Во время второй сессии солидно смотрелся и Williams, первые тесты проводивший довольно-таки бледно. Стоит еще и учесть, что в запасе у подопечных Фрэнка Уильямса есть эффективный аэродинамический элемент, укороченный носовой обтекатель. В Барселоне его использовать было нельзя, потому что краш-теста этот элемент пока не прошел. Но, если скорость машин Боттаса и Массы еще более возрастет, именно Williams будет, как и в прошлом году, уверенным претендентом на вакантное место в призовой тройке Кубка конструкторов.
Каковы шансы нашего Даниила Квята? Его Red Bull (так же как и Toro Rosso, Force India и, возможно, McLaren) пока стоит объединить в группу команд, способных на позитивные сюрпризы в отдельных гонках. Если это так, то многое в перспективах Квята зависит от Кристина Хорнера и других руководителей его команды. Надо больше рисковать! Риск в некоторых случаях приведет к обидным провалам, но в других способен оправдать себя. Попытки выловить рыбку в мутной воде новых квалификационных правил и агрессивная, небанальная стратегия пит-стопов – вот инструменты по добыванию редких, но ярких успехов в борьбе с сильными лидерами.