Новый раллийный класс R4: не эволюция, а революция!

Фото: ORECA | rallyargentino.com | команды-участницы | Лина Арнаутова

На днях Международная автомобильная федерация обнародовала итоги тендера на поставку «китов» для раллийных автомобилей новой категории R4 — его выиграла известная инжиниринговая фирма ORECA. Что это за «зверь», и кому французы будут поставлять гоночные комплектующие в ближайшие три года, на протяжении которых действует их контракт с FIA?

Окунемся ненадолго в раллийную историю. Еще десять лет тому назад основу «полноприводного» пелотона и в национальных чемпионатах, и в международных соревнованиях составляли автомобили категории N4 — читай, почти что серийные седаны Subaru Impreza и Mitsubishi Lancer разных поколений. Их успех был понятен: минимум эксклюзивных гоночных деталей, низкая цена (стоимость готовой к раллийным подвигам машины — чуть больше сотни тысяч евро) и максимум удовольствия от езды! Однако после того, как FIA допустила в ралли построенные специально для гонок двухлитровые хэтчбеки категории Super 2000, у владельцев «серийной» техники возникли трудности — за новыми машинами им было не угнаться.

На высшем уровне было решено «ускорить» Subaru и Mitsubishi — тогда-то на свет и появились технические требования к группе R4. В ее рамках владельцам Лансеров и Импрез было разрешено облегчать отдельные кузовные детали (например, ставить пластиковые стекла вместо оригинальных), а также устанавливать длинноходную заднюю подвеску. Все это удорожало автомобиль примерно на 25 тысяч евро, однако значимого эффекта не дало — машины R4 все равно проигрывали и технике категории S2000, и еще более современным турбированным болидам класса R5. А главную свинью раллистам подложили автопромышленники: Mitsubishi свернула производство «эволюшенов», а новые Импрезы с двухлитровыми турбомоторами, пригодные для переоборудования в гоночные, поставлялись не во все страны…

Автомобили «старой» категории R4 остаются на вершине лишь в нескольких странах, куда еще не добралась более современная раллийная техника. Россия — в их числе: чемпионом страны 2016 года стал Сергей Успенский на хэтчбеке Subaru Impreza R4

Стало ясно, что идея по имени R4 себя не оправдала. А пока в FIA раздумывали над решением проблемы, по всему миру срочно искали собственные пути для создания доступной полноприводной техники. Первыми его нашли в Аргентине, где появилась раллийная категория Maxi Rally: местные команды получили возможность устанавливать в кузов любой марки стандартизированный «кит», состоящий из двигателя, трансмиссии и коробки передач. Сначала в Южной Америке в качестве силового агрегата использовали атмосферный мотор Honda 2.4, а не так давно разрешили и 1600-кубовые турбомоторы семейства Prince, которые ставятся на автомобили концернов PSA и BMW — в частности, на хэтчбек Peugeot 308 GTi. Главное отличие Maxi Rally от техники международной категории R5 — невысокая степень форсировки двигателя и большое количество унифицированных деталей, что делает эти машины гораздо доступнее.

В прошлом сезоне пилоты на автомобилях Maxi Rally с 1,6-литровыми турбомоторами добились первой победы на этапах чемпионата Аргентины — ее записал на свой счет Геронимо Падилья на Peugeot 208 MR

Со временем аргентинские правила приняли на вооружение и на других континентах — техника а-ля Maxi Rally сейчас соревнуется и в Испании, и в Австралии, и в Японии. FIA оставалось лишь узаконить апробированные идеи — вот только поставщиками «китов» для переоборудования любых серийных машин в болиды новой группы R4 выбраны не южноамериканцы, а европейцы.

Под капотом Peugeot 208 Maxi Rally австралийца Марка Педдера — тот самый «глобальный» турбодвигатель семейства Prince с непосредственным впрыском топлива

Что же будет предлагать своим клиентам ORECA? В раллийный «кит» будет входить все тот же 265-сильный турбодвигатель семейства Prince. Приплюсуем сюда секвентальную коробку передач Sadev, рулевое управление, топливную систему и тормоза — и конструктор для строительства машины категории R4 готов! По информации журналистов из французского издания AutoHEBDO, стоимость такого «кита» составит около 108 тысяч евро. Не забудем про затраты на автомобиль-донор, гоночную подвеску и работу для того, чтобы «подружить» все это. Однако на выходе, по расчетам французов, должен получиться раллийный болид стоимостью примерно в 170 тысяч евро — то есть, в два раза дешевле, чем техника международной группы R5! Хотя и дороже, чем сходящие со сцены «серийные» Mitsubishi и Subaru.

Понятно, что новые автомобили R4 окажутся медленнее, чем 280-сильные болиды категории R5. Но и стоимость гоночной эксплуатации полноприводных «эрок» должна оказаться ниже — по расчетам все тех же французов, на 30-35 процентов. Впрочем, заставить новую технику конкурировать с более продвинутыми машинами у FIA и не стоит — главной ареной сражений для болидов R4 должны стать не мировые, а национальные и региональные первенства.

Ждать дебюта новых машин осталось совсем недолго — поставки «китов» клиентам должны начаться уже этим летом. А еще похоже, что опыт изготовления подобных конструкторов у фирмы ORECA, более известной в мире марафонских гонок, уже есть — судя по заглавному фирменному фото, именно французы проектировали раллийный болид Toyota Etios R5, который с прошлого года выступает в чемпионате Парагвая.

Рекомендованные статьи