Старт летнего раллийного сезона в России: равнение — на «Нашу классику»!
Эх, давно не брал я в руки штурманскую стенограмму! С февральского ралли Сарма, которое мы с моим пилотом Климом Байковым выиграли на Жигулях в зачете EMV9 чемпионата Эстонии. Обычно длинное весеннее межсезонье нам скрашивало столичное Rally Masters Show, однако в этом году культовую асфальтовую гонку в Крылатском отменили из-за организационных сложностей. Вот мы с Климом и озадачились вопросом: где бы размяться перед майским ралли Таллин, чтобы действующим чемпионам Эстонии, только что проснувшимся от зимней спячки, не напихали там все, кому не лень?
Выбирали мы по дороге с ралли Сарма недолго — секунд тридцать. На излете апреля в отечественном календаре оказалась только одна серьезная гонка — псковское ралли «Голубые озера». Клим на заре своей раллийной юности даже пытался ее покорить — да только дело закончилось поломкой мотора во время тестовых заездов, и даже с трассой моему кировскому другу познакомиться тогда не удалось. Я же, наоборот, искатав до этого всю Псковщину по житейской и судейской части, хорошо представлял себе местные спецучастки. Да и гонку в Пустошкинском районе мне ездить справа уже доводилось — с Никитой Гудковым на этапе «фольксвагеновского» Кубка DMACK в 2013 году.
Ралли «Голубые озера» проводится на юге Псковщины с конца 2000-х и пользуется у спортсменов большой популярностью: в этот раз в нем в общей сложности стартовало 60 экипажей!
Спецучастки здесь широкие, местами «трехмерные», но большей частью быстрые, на грани добра и зла, и в то же время очень ровные. Даже если сильно захочешь — машину об эти дороги все равно не убьешь. Самое то, чтобы вспомнить, как включать на Жигулях передачи, крутить руль и читать стенограмму! А заодно показать публике новую раскраску Жигулей и проверить несколько свежих технических решений, включая легкие задние двери из композитных материалов, увеличенный масляный радиатор и чуть более «длинную» коробку передач.
Псковская публика новую раскраску нашего автомобиля оценила. Или не только раскраску?
Поскольку соревновательных задач в Кубке России перед нами не стояло, то заявились мы в региональный зачет с говорящим названием «Наша классика», который появился на Псковщине в 2016 году. Поначалу в нем участвовало не больше пяти-семи Жигулей, Од и Волг, но радушный организатор всех местных ралли Олег Мыслевич не опустил руки. И его терпение было вознаграждено: на старт нынешнего ралли «Голубые озера» в «Нашей классике» вышло уже 12 экипажей! Которые, как и в предыдущие годы, мчали по трассе впереди основного кубкового канала. За шесть тысяч рублей стартового взноса — замечу, против 16—20 тысяч для участников основной гонки.
Наша классика со всей страны, объединяйся!
Самый именитый «классический» экипаж — столичные ветераны Андрей Яцура и Юрий Капустин. Раньше они выступали на турбированной Волге, а к этому сезону вернули в раллийный строй атмосферный ГАЗ-3110, на котором еще в конце 90-х боролся за награды чемпионата России нижегородец Михаил Шкляев. Все остальные выступали на Жигулях различной степени заряженности. Были тут и практически серийные машины, как у москвичей Георгия и Сергея Кезиковых или псковских дебютантов Анжелики Соломенник и Павла Захарченко. И автомобили средней степени «прожарки» — как ВАЗ-2101 наших друзей из Кирова Павла Усатова и Николая Никулина, с серийным задним мостом от Mitsubishi Pajero и серийной же коробкой передач от BMW. Наконец, встречались и хорошо заряженные экземпляры, которые могли поспорить по энерговооруженности с нашей машиной. Напомню, что помогают нашим Жигулям сражаться с импортной техникой в чемпионате Эстонии 180-сильный 16-клапанник от Приоры, секвентальная коробка передач словацкого производства, широкий задний мост от Volvo 740, амортизаторы Ohlins и куча других полезных гоночных ништяков.
Эта «копейка» повидала немало — и в «гражданской», и в спортивной жизни. А теперь машина обрела вторую молодость под началом москвича Алексея Воронина
Результаты первой секции, состоявшей из двух спецучастков, оказались весьма странными: ближайшие из конкурентов на Жигулях проиграли нам с Байковым с 25 гоночных километров больше сорока секунд! Неужто все так плохо в королевстве «Нашей классики»?
Отнюдь: после обеденного перерыва мы с Климом не сумели выиграть ни одного допа! И дело не в том, что мой пилот не сильно любит широкие и быстрые дороги («Чтобы тут кайфануть, нужно не 180, а 400 сил под капотом», — шутил Байков после очередного спецучастка со средней жигулевской скоростью под 120 км/ч) или, памятуя о солидном отрыве, просто отпустил педаль. Нет, мы, наоборот, прибавили: тренироваться — так на всю катушку! Просто оказалось, что соперники тоже не лыком шиты. В особенности москвич Антон Гусев, выступавший на ВАЗ-2106 с двухлитровым «классическим» мотором, и молодой петербуржец Владимир Степанов, избравший своим оружием «пятерку» с 1600-кубовым 16-клапанником на дросселях, импортной кулачковой коробкой передач и задним мостом от Volvo 240. Эти двое «навезли» нам и на третьем, и на четвертом спецучастках!
Под капотом у Жигулей Владимира Степанова все очень «нарядно»
Эх, какая славная драка получилась бы на финише, если бы не проблемы наших главных оппонентов в начале гонки! Однако Гусев на первом допе вволю поездил по полям, повредив крепление заднего моста, а бессменный победитель «Нашей классики» Степанов до перерыва мучился с «засором» в топливной системе. Так что драка на финальном 28-километровом спецучастке все-таки была — но только за серебро. И закончилась она плачевно для одного из дуэлянтов: за каких-то 800 метров до финиша Антон Гусев ошибся и уложил свою «шестерку» на крышу…
К финишу канал «Нашей классики» поредел на четверть — и вовсе не из-за отказов раритетной техники, как можно было бы подумать. Помимо машины Гусева, вылетели с трассы экипажи москвича Андрея Лаврентьева, вятича Павла Усатова и Андрея Самотея из Анапы. Так что следующий этап псковской «исторической» серии, намеченный на третий майский уик-энд и чемпионатное ралли «Пушкинские горы», боюсь, пройдет в несколько усеченном составе.
На финише «Голубых озер» мы с Климом от души поздравили и Владимира Степанова с его штурманессой Елизаветой Савко, и Сергея Богданова с Александрой Чудновской, которые заработали бронзу на ВАЗ-2105 с «классическим» двигателем 1.8. Хороших вам гонок на Псковщине, ребята! Ну а нам пора собираться на запад — защищать свой титул в чемпионате Эстонии.
Первая тройка пилотов в «Нашей классике» (слева направо): Сергей Богданов, Владимир Степанов и Клим Байков
К слову, если бы мы с Климом на «Голубых озерах» заявились в основной зачет гонки, то финишировали бы пятнадцатыми в абсолюте и пятыми среди «моноприводных» экипажей. Впереди по сумме времен — только двухлитровая Fiesta Александра Зайцева, 1600-кубовый Opel Adam R2 с чемпионом страны Дмитрием Мячиным за рулем, BMW питерского ветерана Сергея Пестрова и Лада Калина его быстрого земляка Вячеслава Никонова. Позади — почти две трети «боевого» канала. Пожалуй, неплохо и для Жигулей, и для тренировки!
11—12 мая нас ждет «столичное» ралли Таллин. В 1600-кубовом национальном классе EMV9 компания будет чуть поменьше, чем на Псковщине, — девять экипажей. Зато среди конкурентов есть абсолютный чемпион Эстонии Тимму Кырге (он из-за нехватки средств нынче тоже гоняет на Жигулях), быстрый финн Паси Тиайнен на Тойоте Starlet плюс несколько бодрых владельцев переднеприводной техники. Интересно, чем все закончится? Вернусь — обязательно расскажу!
Ралли Голубые озера
Кубок России, 6-й этап
Великие Луки (Псковская область), 29-30 апреля
Стартовало 60 экипажей, классифицировано 45
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | И.Лотвинов/П.Шевцов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo VIII | Абс. | 35.58,8 |
2 | А.Осипов/А.Андреев | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | Абс. | +44,4 |
3 | П.Щербаков/А.Горюнов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | Абс. | +56,1 |
4 | В.Макаров/Д.Яковченко | Екатеринбург | Mitsubishi Lancer Evo IX R4 | Абс. | +1.10,2 |
5 | В.Казаков/И.Максимов | Москва | Mitsubishi Lancer Evo IX | Абс. | +1.49,1 |
6 | "Стас М."/В.Позерн | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo VIII | Абс. | +2.35,6 |
7 | Д.Громов/С.Герасименко | Санкт-Петербург | Subaru Impreza N14 | Абс. | +3.04,2 |
8 | Е.Чуков/А.Митин | Москва | Subaru Impreza | Абс. | +4.08,7 |
9 | А.Зайцев/А.Потесов | Лодейное Поле | Ford Fiesta Mk6 | 2000Н | +4.20,6 |
10 | Д.Мячин/А.Горланов | Калининград | Opel Adam R2 | 2000Н | +4.45,6 |
… | |||||
13 | В.Никонов/Д.Дегтярев | Санкт-Петербург | ВАЗ-11193 | 1600Н | +5.21,0 |
18 | П.Туфрин/А.Стуков | Санкт-Петербург | Лада Калина NFR | 1400Н | +6.21,2 |
Зачет Наша Классика
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | К.Байков/А.Клещев | Киров | ВАЗ-2105 | 41.38,9 |
2 | В.Степанов/Е.Савко | Санкт-Петербург | ВАЗ-2105 | +41,6 |
3 | С.Богданов/А.Чудновская | Санкт-Петербург | ВАЗ-2105 | +2.45,8 |
4 | Д.Сулькин/А.Мареев | Москва | ВАЗ-2105 | +5.08,7 |
5 | Г.Кезиков/С.Кезиков | Москва | ВАЗ-2105 | +5.30,7 |
Положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет)
Место | Пилот | Город | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Илья Лотвинов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX/VIII | 180 |
2 | Денис Громов | Санкт-Петербург | Subaru Impreza N14 | 115 |
3 | Алексей Миронов | Асбест | Mitsubishi Lancer Evo IX | 108 |
4 | Данил Якушев | Пермь | ВАЗ-21083 | 90 |
5 | Павел Щербаков | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | 88 |
6 | Данил Балашков | Екатеринбург | ВАЗ-1119 | 84 |