Что такое сарма и почему елки для раллийных Жигулей лучше, чем лоси?

Фото: margusefotod.eu | motorsportsphotography.lv | Андрей Клещев | Марк Алексеев | Сандис Лаубе | Тимо Анис | Эдгарс Леоновс

На старте первого спецучастка латвийского ралли Сарма, история которого уходит корнями в 70-е годы прошлого столетия, ничто не предвещало беды. Дорога по прибалтийским меркам простая и понятная, мой пилот Клим Байков отменно «вкатан» после двух зимних гонок, а наши 180-сильные Жигули отлично настроены. Но в первый же поворот («250 левый три длинный») мы ни разу не попадаем — и «пятерка», пробив бруствер, вылетает в заснеженное поле…

Sarma по-русски — это «иней», а фамилия организатора гонки переводится как «снежный». Не потому ли, несмотря на теплые зимы последних лет, ралли Сарма было отменено из-за погодных условий лишь однажды?

Что же, черт побери, изменилось? Всего одна позиция — шины! «Убив» два дорогущих комплекта Pirelli на январском ралли Алуксне, мы по совету старших товарищей решили сменить модель с рисунком «елка» на 16-дюймовые покрышки с асимметричным протектором. Такие, мол, лучше работают на плотном покрытии и менее склонны к разрушению — да и все реальные пацаны поголовно ездят на «асимметрии». Однако то, что хорошо для Subaru и Mitsubishi, оказалось не лучшим выбором для легких Жигулей. А поскольку «асимметрия» работает лучше «елки» в поперечном направлении, но куда хуже разгоняется и (главное!) тормозит, мы с непривычки и убрались в чисто поле в первом же повороте…

Разница между двумя типами узких зимних шин с 4,5-миллиметровыми шипами видна невооруженным глазом. Справа — «елка», слева — «асимметрия»

Хорошо еще, что снега в Гулбене выпало в феврале не столько, сколько в Москве, — и потому, с трудом проложив по целине свою колею, наши Жигули все же выбрались обратно на дорогу. Не обошлось без приключений и на других допах первой секции. На СУ2 мы слишком оптимистично записали один из поворотов — и, когда «левый один-два» на поверку оказался «тройкой», Климу пришлось спасаться от земляного бруствера и сдавать задом. Да и третий доп получился не без изъянов: на нем мы потеряли еще несколько секунд, не вписавшись в один из крутых поворотов.

Всю вторую секцию Клим, предельно сконцентрировавшись, пытался приспособиться к новым шинам: старался ехать только по прочищенной траектории (при съезде на снежную отработку держак моментально пропадал) и с минимальными скольжениями. Но никакого удовольствия от такой езды Клим не получил — как и вменяемых результатов. Если на ралли Алуксне наши Жигули показывали времена в третьем—четвертом десятке абсолюта, то на Сарме провалились в пятый—шестой! И лишь на заключительных спецучастках, которые были проложены по более узким и сложным дорогам, мы смогли продемонстрировать чуть более приличные для чемпионов Эстонии результаты…

Впрочем, соперникам по 1600-кубовому зачету EMV9 так и не удалось воспользоваться нашей шинной промашкой. Латыш Каспарс Кольс зачехлил ракетку уже в начале гонки: на его хэтчбеке Volkswagen Golf вышел из строя мотор. Чуть дальше уехал экс-чемпион Эстонии в абсолюте Тимму Кырге, ныне вернувшийся за руль Жигулей: на «пятерке» уроженца острова Сааремаа забарахлил импортный генератор, а одолженный нами вазовский, увы, не подошел. Но самым обидным оказался сход для хозяина трассы Иво Килписа, который победил в нашем классе на ралли Алуксне.

Иво Килпис и Артис Цериньш

Сначала мы увидели Иво и его штурмана Артиса Цериньша на обочине пятого допа: коробка передач их Жигулей зависла на первой ступени. Через десять минут Килпису удалось-таки победить проблемы с механизмом переключения — и мы все же не остались в EMV9 в гордом одиночестве. «Ура, еще поборемся за бонусные очки на финальном допе!» — порадовались мы с Климом. Но радость наша, увы, была недолгой: по дороге на СУ8 Килпис сбил в темноте… лося! И хотя, в отличие от сохатого, Жигули латышей серьезно не пострадали, из-за разбитого лобового стекла они были вынуждены закончить гонку. «Все в порядке, просто что-то нам сегодня немного не везет», — невозмутимо заметил Иво на предложение помощи. И мы покатили дальше — к первой в этом сезоне победе, которая, честно говоря, не доставила нам привычного удовлетворения.

А вот победа других россиян — Николая Грязина и Ярослава Федорова — получилась в Гулбене куда более трудовой. Экипаж полноприводного хэтчбека Skoda Fabia R5 в одни ворота вынес соперников в абсолютном зачете, выиграв все девять спецучастков! За Грязиным не смогли угнаться ни украинец Валерий Горбань на более мощном «уорлд-ралли-каре» Mini JCW WRC, ни лидер эстонской сборной Эгон Каур, выступавший на прототипе Ford Fiesta с двухлитровым турбомотором и трансмиссией от Mitsubishi. В итоге уроженец Таллина и киевлянин довольствовались серебром и бронзой. Ну а пока готовится наш «инкар» с дебютного ралли Сарма, вы можете насладиться филигранной ездой победителей гонки в абсолютном зачете.

В отличие от Грязина, большинство россиян в Гулбене выступили явно ниже своих возможностей. Действующий чемпион страны Станислав Травников (Mitsubishi Lancer Evo IX) откатился во второй десяток из-за пары вылетов с трассы и пробитого колеса. Не набрал форму после перерыва Сергей Ременник, который в этом сезоне вновь намерен покорять трассы чемпионата Европы: год назад уралец финишировал на своем Лансере в Гулбене десятым, а ныне — только 15-м. Ну а москвич Дмитрий Горчаков (Renault Clio R3) и петербуржец Виктор Леонтьев (BMW M3) потеряли слишком много времени, проверяя глубину придорожных канав.

Ралли Сарма стало для 20-летнего Николая Грязина промежуточной остановкой на пути к главным стартам зимнего сезона — этапам чемпионата Финляндии в Миккели и Йоэнсуу. А вот у нас с Климом теперь перерыв до весны: следующей гонкой в Прибалтике станет майское ралли Таллин. Очень надеюсь, что там конкуренция в EMV9 будет повыше, — зимой многие прибалты из национальных классов вынужденно берут гоночный отпуск. Причина, к слову, кроется в том же, из-за чего мы едва не завершили ралли Сарма в самом его начале, — в шинах. Триста с лишним евро за одно колесо с «гвоздями» слишком дорого не только для россиян…

Ралли Сарма
Чемпионат Латвии, 2-й этап
Чемпионат Эстонии, 2-й этап
Гулбене (Латвия), 9—10 февраля
Стартовало 60 экипажей, классифицировано 44
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Н.Грязин/Я.Федоров Россия Skoda Fabia R5 57.21,12
2 Э.Каур/А.Арнек Эстония Ford Fiesta Proto +1.21,63
3 В.Горбань/С.Ларенс Украина/Эстония Mini John Cooper Works WRC +1.47,55
4 Р.Бундсен/Р.Лощеников Эстония Mitsubishi Lancer Evo VIII +2.59,12
5 Э.Блумс/Д.Эглитис Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +3.40,17
6 А.Попов/А.Крылов Эстония/Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +4.16,29
7 М.Сескс/Р.Францис Латвия Peugeot 208 R2 +4.16,88
8 Я.Беркис/Э.Чепорьюс Латвия Ford Fiesta R5 +4.30,72
9 П.Койк/С.Симм Эстония Ford Fiesta Proto +4.54,30
10 Г.Лиелкайис/И.Грошус Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +5.14,91
11 О.Сольберг/В.Энган Норвегия Peugeot 208 R2 +5.21,29
12 Р.Балдиньш/И.Сакне Латвия Mitsubishi Lancer Evo VIII +5.24,25
13 М.Нейкшанс/А.Йессе Латвия Mitsubishi Lancer Evo Х +5.27,26
14 Д.Ростилов/Д.Еремеев Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +5.31,14
15 С.Ременник/М.Розин Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +5.59,93
       
18 С.Травников/А.Башмаков Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +6.12,17
20 А.Михайлов/Н.Кокинс Россия/Латвия Mitsubishi Lancer Evo Х +6.47,60
33 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +11.34,60
42 Д.Горчаков/Ю.Куликов Россия Renault Clio R3 +20.55,61
44 В.Леонтьев/И.Леонтьев Россия BMW M3 +30.52,99

Рекомендованные статьи