Шиноубийцы, или как наши Жигули удивляли прибалтов на ралли Алуксне
«Ну вы и мчите!» — в глазах коллег, подходивших к нам с Климом Байковым после первого спецучастка ралли Алуксне, читалось нескрываемое удивление. Да мы и сами прибалдели, узнав свой результат на СУ1 — 20-е время среди 64 участников. Позади 180-сильных Жигулей оказались сразу два десятка экипажей на полноприводной технике. И ведь это был не приз водокачки, а первый этап чемпионатов Латвии и Эстонии по ралли — сильнейших первенств на всем постсоветском пространстве! Как такое возможно?
Клим издавна любит зимние гонки, езду по темноте и узкие лесные спецучастки, требующие отваги и очень «строгого» пилотирования. Единственное, чего ему не хватало для полного счастья в таких условиях, так это хорошего дополнительного света — в простонародье, люстры. Перепробовав кучу вариантов, ни один из которых моего пилота в полной мере не устроил, Байков решился на кардинальные меры — и после ралли Вятка вместо изделий китайской промышленности на наших Жигулях прописалась «этажерка» от известной американской фирмы Rigid.
В ней дело или нет, но за два спецучастка мы оторвались от ближайших коллег по 1600-кубовому классу EMV9, где в прошлом году стали чемпионами Эстонии, на сорок секунд! Хотя в соперниках у нас ходили вовсе не мальчики для битья, как в том же Алуксне год назад, а быстрые эстонец Тимму Кырге (чемпион Эстонии 2014 года в «абсолюте» из-за ограниченного бюджета вновь выступает на Жигулях) и латыш Иво Килпис, который также ехал на вазовской «пятерке».
Появившись на свет всего семь лет назад, в этом году ралли Алуксне собрало почти сотню дуэтов из 13 стран. На старте — экипаж действующего чемпиона Европы в «серийном» полноприводном классе ERC2, Эрди Тибора
Приехав на север Латвии чуть загодя, перед ознакомлением с трассой мы совершили прогулку по одной из местных достопримечательностей — 33-километровой узкоколейной железной дороге между двумя центрами прибалтийского ралли, городками Алуксне и Гулбене. А после просто не узнали спецучастков! По сравнению с прошлым годом, организаторы изменили трассу на 95 процентов — благо, что развитая сеть гравийных дорог в этом холмистом уголке Латвии такое позволяет.
Но самое большое удивление вызвало то, что устроители ралли Алукнсе во время морозов залили добрую половину спецучастков водой! И это было отнюдь не лишним — при малоснежной зиме это хоть как-то могло сберечь шины спортивных машин от тотального уничтожения. Даже мы с Климом выбросили после гонки сразу восемь дорогущих (по три сотни евро за штучку) колес Pirelli с 4,5-миллиметровыми шипами! Обладатели полноприводной техники в таких условиях были вынуждены менять шины на каждом сервисе, а некоторые из «малобюджетных» участников, ехавших в конце пелотона, вообще финишировали на «лысых» покрышках. Дороги-шиноубийцы!
Так выглядели наши еще недавно новые шины после дневной секции ралли Алуксне
Кроме повышенного износа покрышек, проблем во второй день у нас не было: Жигули работали, как часы, серьезных ошибок мы не допускали — хотя и фантастических времен, по сравнению с ночными допами, уже не показывали. Немного напрягало разве что отсутствие полноценной информации о стартовавших далеко позади «одноклассниках».
Ко второму проходу по спецучасткам снега и льда уже не осталось — только плотный, как бетон, замерзший гравий. На фото – петербуржцы Виктор и Игорь Леонтьевы
После утренней секции он-лайн показывал, что в EMV9 осталось всего два экипажа — наш и Кырге, который был почти в двух минутах позади. Потом выяснилось, что в 1600-кубовом классе продолжают гонку все-таки четверо, а задержка с публикацией результатов связана с аварией на СУ4, из-за которой многим остановившимся экипажам пересматривали времена. В итоге, получив перед стартом финального допа информацию по телефону о том, что идущий вторым Килпис отстает от нас на «ноль сорок шесть», мы с Климом вздохнули спокойно — ведь отыграть 46 секунд на восьми километрах без грубых ошибок с нашей стороны нереально. Кто же знал тогда, что «ноль сорок шесть», на самом деле, это 0,46 — сорок шесть сотых секунды!
Ралли в Латвии любят. Свидетельство тому — тысячи болельщиков на обочинах спецучастков
Больше таких ошибок мы, конечно, не повторим. Отныне он-лайн будет всегда вместе с нами на борту Жигулей — в телефоне на прибалтийской «симке». А пока можно лишь посыпать голову пеплом: проехав финальный Power Stage без лишнего фанатизма, мы уступили на нем Килпису пять с небольшим секунд — и столько же проиграли Иво по итогам гонки! Хотя, знай мы точные результаты, собраться и прибавить было не сложно…
Имели шанс потерять победу на последнем спецучастке и лидеры гонки в абсолютном зачете. Украинско-эстонский дуэт Валерия Горбаня и Сергея Ларенса, в минувшем сезоне выступавший на «кроссовере» Mini John Cooper Works WRC в чемпионате мира, в этом году в ожидании новой техники решил поддерживать форму на гонках в Прибалтике. Других дуэтов на «уорлд-ралли-карах» в Алуксне не было, а единственный реальный оппонент Горбаня, эстонец Эгон Каур (Ford Fiesta Proto), потерял несколько минут еще в первый день из-за вылета с трассы. Тем не менее, разворот на финальном допе едва не превратил украинское золото в серебро — латыш Янис Беркис (Ford Fiesta R5) финишировал всего в 3,59 секундах позади фаворита.
Замкнули тройку призеров в «абсолюте», как и год назад, эстонцы Ранно Бундсен и Роберт Лощеников, которые сохранили верность Лансеру восьмой «эволюции». Лучшим экипажем с российским участием стал дуэт Аллана Попова и Алексея Крылова на Mitsubishi, закончивший гонку восьмым в общей классификации и вторым в «серийном» полноприводном зачете. Неплохо выглядели и еще одни представители «трех бриллиантов» Александр Михайлов с Нормундсом Кокинсом, в числе прочих обогнавшие чемпиона Европы в зачете ERC 2, венгра Эрди Тибора. Да и в «младших» классах чемпионатов Латвии, Эстонии и первенства Литвы по ралли-спринту отличились не только мы с Климом — призы домой увезли Дмитрий Горчаков с Юрием Куликовым (Renault Clio R3) и Михаил Скрипников с Антоном Гречко (Peugeot 208 R2).
Михаил Скрипников и Антон Гречко вернулись на раллийные трассы после двухлетнего перерыва
Отдельно отмечу достижения юниоров: 18-летний латыш Мартиньш Сескс финишировал на 1600-кубовом Peugeot 208 R2 пятым в «абсолюте», а 16-летний норвежец Оливер Сольберг (сын чемпиона мира 2003 года Петтера Сольберга) стал на такой же моноприводной машине девятым в общей классификации!
Ну а что же мы с Климом? Несмотря на обидный проигрыш в классе, 27-е место из 47 финишировавших экипажей — один из лучших наших результатов на гонках в Прибалтике. Да и прогресс налицо — по сравнению с прошлогодним ралли в Алуксне, мы ускорились, как минимум, на секунду с километра. Так что проведем работу над ошибками и будем отыгрываться на следующих гонках. Наша новая встреча с соперниками из Прибалтики уже не за горами — она состоится 10 февраля, на латвийском ралли Сарма.
Ралли Алуксне
Чемпионат Латвии, 1-й этап
Чемпионат Эстонии, 1-й этап
Алуксне (Латвия), 19-20 января
Стартовало 67 экипажей, классифицировано 47
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | В.Горбань/С.Ларенс | Украина/Эстония | Mini John Cooper Works WRC | 54.19,70 |
2 | Я.Беркис/Э.Чепорьюс | Латвия | Ford Fiesta R5 | +3,59 |
3 | Р.Бундсен/Р.Лощеников | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +1.01,39 |
4 | П.Койк/С.Симм | Эстония | Ford Fiesta Proto | +1.23,75 |
5 | М.Сескс/Р.Францис | Латвия | Peugeot 208 R2 | +1.24,27 |
6 | Э.Блумс/К.Вейсс | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +1.44,20 |
7 | Э.Бергманис/Э.Гринс | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +2.02,90 |
8 | А.Попов/А.Крылов | Эстония/Россия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +2.36,79 |
9 | О.Сольберг/В.Энган | Норвегия | Peugeot 208 R2 | +2.46,38 |
10 | К.Торн/К.Сикк | Эстония | Ford Fiesta R2T | +2.49,90 |
11 | В.Швядас/Ж.Сакалаускас | Литва | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +3.37,35 |
12 | А.Михайлов/Н.Кокинс | Россия/Латвия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +3.40,16 |
… | ||||
15 | А.Горелов/И.Скуридин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +4.10,73 |
20 | Д.Горчаков/Ю.Куликов | Россия | Renault Clio R3 | +6.21,89 |
21 | А.Семенов/Д.Коломиец | Россия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +6.25,42 |
25 | С.Потийко/И.Мишин | Украина | Mitsubishi Lancer Evo Х | +7.31,56 |
27 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +7.56,68 |
30 | С.Угер/В.Афонин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +8.29,50 |
37 | В.Гарькавый/А.Горбик | Украина | Mitsubishi Lancer Evo Х | +10.42,28 |
43 | В.Леонтьев/И.Леонтьев | Россия | BMW M3 | +14.43,87 |