Шиноубийцы, или как наши Жигули удивляли прибалтов на ралли Алуксне

Шиноубийцы, или как наши Жигули удивляли прибалтов на ралли Алуксне
Автоспорт | 28 января 2018
Фото: Андрей Клещев | Эдгарс Леоновс | Кристс Андерсонс | Клим Байков | Марк Алексеев | janisasaris.com

«Ну вы и мчите!» — в глазах коллег, подходивших к нам с Климом Байковым после первого спецучастка ралли Алуксне, читалось нескрываемое удивление. Да мы и сами прибалдели, узнав свой результат на СУ1 — 20-е время среди 64 участников. Позади 180-сильных Жигулей оказались сразу два десятка экипажей на полноприводной технике. И ведь это был не приз водокачки, а первый этап чемпионатов Латвии и Эстонии по ралли — сильнейших первенств на всем постсоветском пространстве! Как такое возможно?

Клим издавна любит зимние гонки, езду по темноте и узкие лесные спецучастки, требующие отваги и очень «строгого» пилотирования. Единственное, чего ему не хватало для полного счастья в таких условиях, так это хорошего дополнительного света — в простонародье, люстры. Перепробовав кучу вариантов, ни один из которых моего пилота в полной мере не устроил, Байков решился на кардинальные меры — и после ралли Вятка вместо изделий китайской промышленности на наших Жигулях прописалась «этажерка» от известной американской фирмы Rigid.

В ней дело или нет, но за два спецучастка мы оторвались от ближайших коллег по 1600-кубовому классу EMV9, где в прошлом году стали чемпионами Эстонии, на сорок секунд! Хотя в соперниках у нас ходили вовсе не мальчики для битья, как в том же Алуксне год назад, а быстрые эстонец Тимму Кырге (чемпион Эстонии 2014 года в «абсолюте» из-за ограниченного бюджета вновь выступает на Жигулях) и латыш Иво Килпис, который также ехал на вазовской «пятерке».

Появившись на свет всего семь лет назад, в этом году ралли Алуксне собрало почти сотню дуэтов из 13 стран. На старте — экипаж действующего чемпиона Европы в «серийном» полноприводном классе ERC2, Эрди Тибора

Приехав на север Латвии чуть загодя, перед ознакомлением с трассой мы совершили прогулку по одной из местных достопримечательностей — 33-километровой узкоколейной железной дороге между двумя центрами прибалтийского ралли, городками Алуксне и Гулбене. А после просто не узнали спецучастков! По сравнению с прошлым годом, организаторы изменили трассу на 95 процентов — благо, что развитая сеть гравийных дорог в этом холмистом уголке Латвии такое позволяет.

Но самое большое удивление вызвало то, что устроители ралли Алукнсе во время морозов залили добрую половину спецучастков водой! И это было отнюдь не лишним — при малоснежной зиме это хоть как-то могло сберечь шины спортивных машин от тотального уничтожения. Даже мы с Климом выбросили после гонки сразу восемь дорогущих (по три сотни евро за штучку) колес Pirelli с 4,5-миллиметровыми шипами! Обладатели полноприводной техники в таких условиях были вынуждены менять шины на каждом сервисе, а некоторые из «малобюджетных» участников, ехавших в конце пелотона, вообще финишировали на «лысых» покрышках. Дороги-шиноубийцы!

Так выглядели наши еще недавно новые шины после дневной секции ралли Алуксне

Кроме повышенного износа покрышек, проблем во второй день у нас не было: Жигули работали, как часы, серьезных ошибок мы не допускали — хотя и фантастических времен, по сравнению с ночными допами, уже не показывали. Немного напрягало разве что отсутствие полноценной информации о стартовавших далеко позади «одноклассниках».

Ко второму проходу по спецучасткам снега и льда уже не осталось — только плотный, как бетон, замерзший гравий. На фото – петербуржцы Виктор и Игорь Леонтьевы

После утренней секции он-лайн показывал, что в EMV9 осталось всего два экипажа — наш и Кырге, который был почти в двух минутах позади. Потом выяснилось, что в 1600-кубовом классе продолжают гонку все-таки четверо, а задержка с публикацией результатов связана с аварией на СУ4, из-за которой многим остановившимся экипажам пересматривали времена. В итоге, получив перед стартом финального допа информацию по телефону о том, что идущий вторым Килпис отстает от нас на «ноль сорок шесть», мы с Климом вздохнули спокойно — ведь отыграть 46 секунд на восьми километрах без грубых ошибок с нашей стороны нереально. Кто же знал тогда, что «ноль сорок шесть», на самом деле, это 0,46 — сорок шесть сотых секунды!

Ралли в Латвии любят. Свидетельство тому — тысячи болельщиков на обочинах спецучастков

Больше таких ошибок мы, конечно, не повторим. Отныне он-лайн будет всегда вместе с нами на борту Жигулей — в телефоне на прибалтийской «симке». А пока можно лишь посыпать голову пеплом: проехав финальный Power Stage без лишнего фанатизма, мы уступили на нем Килпису пять с небольшим секунд — и столько же проиграли Иво по итогам гонки! Хотя, знай мы точные результаты, собраться и прибавить было не сложно…

Имели шанс потерять победу на последнем спецучастке и лидеры гонки в абсолютном зачете. Украинско-эстонский дуэт Валерия Горбаня и Сергея Ларенса, в минувшем сезоне выступавший на «кроссовере» Mini John Cooper Works WRC в чемпионате мира, в этом году в ожидании новой техники решил поддерживать форму на гонках в Прибалтике. Других дуэтов на «уорлд-ралли-карах» в Алуксне не было, а единственный реальный оппонент Горбаня, эстонец Эгон Каур (Ford Fiesta Proto), потерял несколько минут еще в первый день из-за вылета с трассы. Тем не менее, разворот на финальном допе едва не превратил украинское золото в серебро — латыш Янис Беркис (Ford Fiesta R5) финишировал всего в 3,59 секундах позади фаворита.

Замкнули тройку призеров в «абсолюте», как и год назад, эстонцы Ранно Бундсен и Роберт Лощеников, которые сохранили верность Лансеру восьмой «эволюции». Лучшим экипажем с российским участием стал дуэт Аллана Попова и Алексея Крылова на Mitsubishi, закончивший гонку восьмым в общей классификации и вторым в «серийном» полноприводном зачете. Неплохо выглядели и еще одни представители «трех бриллиантов» Александр Михайлов с Нормундсом Кокинсом, в числе прочих обогнавшие чемпиона Европы в зачете ERC 2, венгра Эрди Тибора. Да и в «младших» классах чемпионатов Латвии, Эстонии и первенства Литвы по ралли-спринту отличились не только мы с Климом — призы домой увезли Дмитрий Горчаков с Юрием Куликовым (Renault Clio R3) и Михаил Скрипников с Антоном Гречко (Peugeot 208 R2).

Михаил Скрипников и Антон Гречко вернулись на раллийные трассы после двухлетнего перерыва

Отдельно отмечу достижения юниоров: 18-летний латыш Мартиньш Сескс финишировал на 1600-кубовом Peugeot 208 R2 пятым в «абсолюте», а 16-летний норвежец Оливер Сольберг (сын чемпиона мира 2003 года Петтера Сольберга) стал на такой же моноприводной машине девятым в общей классификации!

Ну а что же мы с Климом? Несмотря на обидный проигрыш в классе, 27-е место из 47 финишировавших экипажей — один из лучших наших результатов на гонках в Прибалтике. Да и прогресс налицо — по сравнению с прошлогодним ралли в Алуксне, мы ускорились, как минимум, на секунду с километра. Так что проведем работу над ошибками и будем отыгрываться на следующих гонках. Наша новая встреча с соперниками из Прибалтики уже не за горами — она состоится 10 февраля, на латвийском ралли Сарма.

Ралли Алуксне
Чемпионат Латвии, 1-й этап
Чемпионат Эстонии, 1-й этап
Алуксне (Латвия), 19-20 января
Стартовало 67 экипажей, классифицировано 47
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 В.Горбань/С.Ларенс Украина/Эстония Mini John Cooper Works WRC 54.19,70
2 Я.Беркис/Э.Чепорьюс Латвия Ford Fiesta R5 +3,59
3 Р.Бундсен/Р.Лощеников Эстония Mitsubishi Lancer Evo VIII +1.01,39
4 П.Койк/С.Симм Эстония Ford Fiesta Proto +1.23,75
5 М.Сескс/Р.Францис Латвия Peugeot 208 R2 +1.24,27
6 Э.Блумс/К.Вейсс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +1.44,20
7 Э.Бергманис/Э.Гринс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +2.02,90
8 А.Попов/А.Крылов Эстония/Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +2.36,79
9 О.Сольберг/В.Энган Норвегия Peugeot 208 R2 +2.46,38
10 К.Торн/К.Сикк Эстония Ford Fiesta R2T +2.49,90
11 В.Швядас/Ж.Сакалаускас Литва Mitsubishi Lancer Evo IХ +3.37,35
12 А.Михайлов/Н.Кокинс Россия/Латвия Mitsubishi Lancer Evo Х +3.40,16
       
15 А.Горелов/И.Скуридин Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +4.10,73
20 Д.Горчаков/Ю.Куликов Россия Renault Clio R3 +6.21,89
21 А.Семенов/Д.Коломиец Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +6.25,42
25 С.Потийко/И.Мишин Украина Mitsubishi Lancer Evo Х +7.31,56
27 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +7.56,68
30 С.Угер/В.Афонин Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +8.29,50
37 В.Гарькавый/А.Горбик Украина Mitsubishi Lancer Evo Х +10.42,28
43 В.Леонтьев/И.Леонтьев Россия BMW M3 +14.43,87

Рекомендованные статьи