Шиноубийцы, или как наши Жигули удивляли прибалтов на ралли Алуксне

Фото: janisasaris.com | Андрей Клещев | Клим Байков | Кристс Андерсонс | Марк Алексеев | Эдгарс Леоновс

«Ну вы и мчите!» — в глазах коллег, подходивших к нам с Климом Байковым после первого спецучастка ралли Алуксне, читалось нескрываемое удивление. Да мы и сами прибалдели, узнав свой результат на СУ1 — 20-е время среди 64 участников. Позади 180-сильных Жигулей оказались сразу два десятка экипажей на полноприводной технике. И ведь это был не приз водокачки, а первый этап чемпионатов Латвии и Эстонии по ралли — сильнейших первенств на всем постсоветском пространстве! Как такое возможно?

Клим издавна любит зимние гонки, езду по темноте и узкие лесные спецучастки, требующие отваги и очень «строгого» пилотирования. Единственное, чего ему не хватало для полного счастья в таких условиях, так это хорошего дополнительного света — в простонародье, люстры. Перепробовав кучу вариантов, ни один из которых моего пилота в полной мере не устроил, Байков решился на кардинальные меры — и после ралли Вятка вместо изделий китайской промышленности на наших Жигулях прописалась «этажерка» от известной американской фирмы Rigid.

…и в динамике
…и в динамике
Наша новая люстра в статике…
Наша новая люстра в статике…
…и в динамике
…и в динамике
Наша новая люстра в статике…
Наша новая люстра в статике…
1 / 2

В ней дело или нет, но за два спецучастка мы оторвались от ближайших коллег по 1600-кубовому классу EMV9, где в прошлом году стали чемпионами Эстонии, на сорок секунд! Хотя в соперниках у нас ходили вовсе не мальчики для битья, как в том же Алуксне год назад, а быстрые эстонец Тимму Кырге (чемпион Эстонии 2014 года в «абсолюте» из-за ограниченного бюджета вновь выступает на Жигулях) и латыш Иво Килпис, который также ехал на вазовской «пятерке».

Появившись на свет всего семь лет назад, в этом году ралли Алуксне собрало почти сотню дуэтов из 13 стран. На старте — экипаж действующего чемпиона Европы в «серийном» полноприводном классе ERC2, Эрди Тибора

Приехав на север Латвии чуть загодя, перед ознакомлением с трассой мы совершили прогулку по одной из местных достопримечательностей — 33-километровой узкоколейной железной дороге между двумя центрами прибалтийского ралли, городками Алуксне и Гулбене. А после просто не узнали спецучастков! По сравнению с прошлым годом, организаторы изменили трассу на 95 процентов — благо, что развитая сеть гравийных дорог в этом холмистом уголке Латвии такое позволяет.

1 / 2

Но самое большое удивление вызвало то, что устроители ралли Алукнсе во время морозов залили добрую половину спецучастков водой! И это было отнюдь не лишним — при малоснежной зиме это хоть как-то могло сберечь шины спортивных машин от тотального уничтожения. Даже мы с Климом выбросили после гонки сразу восемь дорогущих (по три сотни евро за штучку) колес Pirelli с 4,5-миллиметровыми шипами! Обладатели полноприводной техники в таких условиях были вынуждены менять шины на каждом сервисе, а некоторые из «малобюджетных» участников, ехавших в конце пелотона, вообще финишировали на «лысых» покрышках. Дороги-шиноубийцы!

Так выглядели наши еще недавно новые шины после дневной секции ралли Алуксне

Кроме повышенного износа покрышек, проблем во второй день у нас не было: Жигули работали, как часы, серьезных ошибок мы не допускали — хотя и фантастических времен, по сравнению с ночными допами, уже не показывали. Немного напрягало разве что отсутствие полноценной информации о стартовавших далеко позади «одноклассниках».

Ко второму проходу по спецучасткам снега и льда уже не осталось — только плотный, как бетон, замерзший гравий. На фото – петербуржцы Виктор и Игорь Леонтьевы

После утренней секции он-лайн показывал, что в EMV9 осталось всего два экипажа — наш и Кырге, который был почти в двух минутах позади. Потом выяснилось, что в 1600-кубовом классе продолжают гонку все-таки четверо, а задержка с публикацией результатов связана с аварией на СУ4, из-за которой многим остановившимся экипажам пересматривали времена. В итоге, получив перед стартом финального допа информацию по телефону о том, что идущий вторым Килпис отстает от нас на «ноль сорок шесть», мы с Климом вздохнули спокойно — ведь отыграть 46 секунд на восьми километрах без грубых ошибок с нашей стороны нереально. Кто же знал тогда, что «ноль сорок шесть», на самом деле, это 0,46 — сорок шесть сотых секунды!

Ралли в Латвии любят. Свидетельство тому — тысячи болельщиков на обочинах спецучастков

Больше таких ошибок мы, конечно, не повторим. Отныне он-лайн будет всегда вместе с нами на борту Жигулей — в телефоне на прибалтийской «симке». А пока можно лишь посыпать голову пеплом: проехав финальный Power Stage без лишнего фанатизма, мы уступили на нем Килпису пять с небольшим секунд — и столько же проиграли Иво по итогам гонки! Хотя, знай мы точные результаты, собраться и прибавить было не сложно…

Пьедестал в зачете EMV9 оказался полностью жигулевским. На первом фото — Иво Килпис и Артис Цериньш, на втором — бронзовые призеры Тимму Кырге и Эрик Вааса
Пьедестал в зачете EMV9 оказался полностью жигулевским. На первом фото — Иво Килпис и Артис Цериньш, на втором — бронзовые призеры Тимму Кырге и Эрик Вааса
Пьедестал в зачете EMV9 оказался полностью жигулевским. На первом фото — Иво Килпис и Артис Цериньш, на втором — бронзовые призеры Тимму Кырге и Эрик Вааса
Пьедестал в зачете EMV9 оказался полностью жигулевским. На первом фото — Иво Килпис и Артис Цериньш, на втором — бронзовые призеры Тимму Кырге и Эрик Вааса
Пьедестал в зачете EMV9 оказался полностью жигулевским. На первом фото — Иво Килпис и Артис Цериньш, на втором — бронзовые призеры Тимму Кырге и Эрик Вааса
Пьедестал в зачете EMV9 оказался полностью жигулевским. На первом фото — Иво Килпис и Артис Цериньш, на втором — бронзовые призеры Тимму Кырге и Эрик Вааса
Пьедестал в зачете EMV9 оказался полностью жигулевским. На первом фото — Иво Килпис и Артис Цериньш, на втором — бронзовые призеры Тимму Кырге и Эрик Вааса
Пьедестал в зачете EMV9 оказался полностью жигулевским. На первом фото — Иво Килпис и Артис Цериньш, на втором — бронзовые призеры Тимму Кырге и Эрик Вааса
1 / 2

Имели шанс потерять победу на последнем спецучастке и лидеры гонки в абсолютном зачете. Украинско-эстонский дуэт Валерия Горбаня и Сергея Ларенса, в минувшем сезоне выступавший на «кроссовере» Mini John Cooper Works WRC в чемпионате мира, в этом году в ожидании новой техники решил поддерживать форму на гонках в Прибалтике. Других дуэтов на «уорлд-ралли-карах» в Алуксне не было, а единственный реальный оппонент Горбаня, эстонец Эгон Каур (Ford Fiesta Proto), потерял несколько минут еще в первый день из-за вылета с трассы. Тем не менее, разворот на финальном допе едва не превратил украинское золото в серебро — латыш Янис Беркис (Ford Fiesta R5) финишировал всего в 3,59 секундах позади фаворита.

Янис Беркис и Эдгарс Чепорьюс
Янис Беркис и Эдгарс Чепорьюс
Валерий Горбань и Сергей Ларенс
Валерий Горбань и Сергей Ларенс
Янис Беркис и Эдгарс Чепорьюс
Янис Беркис и Эдгарс Чепорьюс
Валерий Горбань и Сергей Ларенс
Валерий Горбань и Сергей Ларенс
1 / 2

Замкнули тройку призеров в «абсолюте», как и год назад, эстонцы Ранно Бундсен и Роберт Лощеников, которые сохранили верность Лансеру восьмой «эволюции». Лучшим экипажем с российским участием стал дуэт Аллана Попова и Алексея Крылова на Mitsubishi, закончивший гонку восьмым в общей классификации и вторым в «серийном» полноприводном зачете. Неплохо выглядели и еще одни представители «трех бриллиантов» Александр Михайлов с Нормундсом Кокинсом, в числе прочих обогнавшие чемпиона Европы в зачете ERC 2, венгра Эрди Тибора. Да и в «младших» классах чемпионатов Латвии, Эстонии и первенства Литвы по ралли-спринту отличились не только мы с Климом — призы домой увезли Дмитрий Горчаков с Юрием Куликовым (Renault Clio R3) и Михаил Скрипников с Антоном Гречко (Peugeot 208 R2).

Михаил Скрипников и Антон Гречко вернулись на раллийные трассы после двухлетнего перерыва

Отдельно отмечу достижения юниоров: 18-летний латыш Мартиньш Сескс финишировал на 1600-кубовом Peugeot 208 R2 пятым в «абсолюте», а 16-летний норвежец Оливер Сольберг (сын чемпиона мира 2003 года Петтера Сольберга) стал на такой же моноприводной машине девятым в общей классификации!

Оливер Сольберг выступает в чемпионате Латвии с прошлого сезона, и за минувший год юный норвежец сумел ощутимо прибавить в скорости
Оливер Сольберг выступает в чемпионате Латвии с прошлого сезона, и за минувший год юный норвежец сумел ощутимо прибавить в скорости
Двукратный чемпион Латвии Мартиньш Сескс планирует в этом году полноценную программу в юниорском первенстве Европы
Двукратный чемпион Латвии Мартиньш Сескс планирует в этом году полноценную программу в юниорском первенстве Европы
Оливер Сольберг выступает в чемпионате Латвии с прошлого сезона, и за минувший год юный норвежец сумел ощутимо прибавить в скорости
Оливер Сольберг выступает в чемпионате Латвии с прошлого сезона, и за минувший год юный норвежец сумел ощутимо прибавить в скорости
Двукратный чемпион Латвии Мартиньш Сескс планирует в этом году полноценную программу в юниорском первенстве Европы
Двукратный чемпион Латвии Мартиньш Сескс планирует в этом году полноценную программу в юниорском первенстве Европы
1 / 2

Ну а что же мы с Климом? Несмотря на обидный проигрыш в классе, 27-е место из 47 финишировавших экипажей — один из лучших наших результатов на гонках в Прибалтике. Да и прогресс налицо — по сравнению с прошлогодним ралли в Алуксне, мы ускорились, как минимум, на секунду с километра. Так что проведем работу над ошибками и будем отыгрываться на следующих гонках. Наша новая встреча с соперниками из Прибалтики уже не за горами — она состоится 10 февраля, на латвийском ралли Сарма.

Ралли Алуксне
Чемпионат Латвии, 1-й этап
Чемпионат Эстонии, 1-й этап
Алуксне (Латвия), 19-20 января
Стартовало 67 экипажей, классифицировано 47
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 В.Горбань/С.Ларенс Украина/Эстония Mini John Cooper Works WRC 54.19,70
2 Я.Беркис/Э.Чепорьюс Латвия Ford Fiesta R5 +3,59
3 Р.Бундсен/Р.Лощеников Эстония Mitsubishi Lancer Evo VIII +1.01,39
4 П.Койк/С.Симм Эстония Ford Fiesta Proto +1.23,75
5 М.Сескс/Р.Францис Латвия Peugeot 208 R2 +1.24,27
6 Э.Блумс/К.Вейсс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +1.44,20
7 Э.Бергманис/Э.Гринс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +2.02,90
8 А.Попов/А.Крылов Эстония/Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +2.36,79
9 О.Сольберг/В.Энган Норвегия Peugeot 208 R2 +2.46,38
10 К.Торн/К.Сикк Эстония Ford Fiesta R2T +2.49,90
11 В.Швядас/Ж.Сакалаускас Литва Mitsubishi Lancer Evo IХ +3.37,35
12 А.Михайлов/Н.Кокинс Россия/Латвия Mitsubishi Lancer Evo Х +3.40,16
       
15 А.Горелов/И.Скуридин Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +4.10,73
20 Д.Горчаков/Ю.Куликов Россия Renault Clio R3 +6.21,89
21 А.Семенов/Д.Коломиец Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +6.25,42
25 С.Потийко/И.Мишин Украина Mitsubishi Lancer Evo Х +7.31,56
27 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +7.56,68
30 С.Угер/В.Афонин Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +8.29,50
37 В.Гарькавый/А.Горбик Украина Mitsubishi Lancer Evo Х +10.42,28
43 В.Леонтьев/И.Леонтьев Россия BMW M3 +14.43,87

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • молодцы, поздравляю!
    жаль, не золото, но все еще впереди!

  • Какой мотор на ваших Жигулях?

  • Поздравляю! Второе место тоже результат, хоть могло бы быть и первое.
    Получается, что за несколько дневных СУ Килпис отыграл 40 секунд?

  • Елки палки так обидно что не выиграли!
    В этом сезоне снова болею за Вас.!!
    Побед и удачи в дальнейшем!

  • Спасибо, Андрей, знатная статья! Впрочем, как и всегда. Следил за вами, как мог. Да, на первом допе вы лихо отсадили! Да и после ехали хоть куда. Обидно упускать победу вот так, из-за ерунды, но ничего, наверстаете. Есть огромная разница между вашей ездой и Килписа. Он, конечно, смелый человек, но если Клим пилотировал отточенно-красиво, практически без помарок, то Килпис ехал "на ушах" рискуя разбить машину чуть ли не в каждом повороте. Молодцы, здорово ехали! Изрядная техника! Посмотрел, и на память тут же приходят Больших, Брундза, Гирдаускас... И трасса интересная была, техничная, но и скорости неплохие, до 160 км/ч (по крайней мере у Велме на Audi Quattro, пока не убрался). Скорей бы уж 10 февраля! Пару вопросов можно? Горбань, он что, перед шведским этапом WRC приехал потренироваться? По большому счету, он не сильно напрягался и гонку контролировал от начала до конца, если не считать тот разворот на 9-м допе (9-м?) в том же месте, где и Бергманис. Нет? Так же заметил, что Воробьевс променял "Лансер" на М3. Давно? Зачем?
    Спасибо так же и за географический экскурс. Много воспоминаний. Зимой 1982-го в Гулбене (я штурманом тогда ехал) мы столб срубили нашим 412-м. На дорожной секции. Позорище! Пришлось капот снимать: он половину лобового стекла загораживал. Так и финишировали...

    • Горбань едет этот сезон в Прибалтике, так как на его Mini уже не за что бороться в WRC, а новая техника еще не построена. Воробьевс в этом году стартует ради собственного удовольствия, а его за рулем M3 можно получить не меньше, чем на Лансере. К тому же свой Evo X Янис сдал на ралли Алуксне в аренду венграм.

    • Здравствуйте. Андрей, судя по вашим комментариям Ралли для вас - "прочитанная книга", причём любимая!
      Как вы считаете, ошибка Хеннинга Сольберга на ралли Sigdalsrally поехавшего "в лоб" Грязину, это на самом деле чья ошибка? Организаторов ралли или участников?
      Мне кажется подобный просчет - просто недопустим, тем более после трагедии случившейся с Лукянюком.
      Спасибо.

      • Да там просто дорога узкая была и когда его крутануло, ему негде было развернуться, а проехал он всего секунд 10 и знал, что следующий экипаж еще не стартовал, вот и вернулся немного назад, чтобы развернуться.

      • С огромной долей уверенности могу сказать, что там не было ни просчета организаторов, ни злого умысла самого "исполнителя". После того, как вас покрутит, да еще в снежной пыли, потерять ориентировку может даже очень опытный гонщик, каковым, безусловно, Хеннинг Сольберг является. А факт, что разворот случился вскоре после старта, не позволил экипажу вовремя разобраться в ситуации. В подобных случаях так же очень возможна потеря ориентира в стенограмме ("Где мы? Какой следующий поворот?"), что усугубляет проблему. То есть, Сольберг допустил техническую ошибку пилотирования. результатом которой и стал разворот. Но обвинять в этом пилота ни в коем случае нельзя - и вы с этим должны согласиться - это же ралли! Подобное случалось хоть раз практически с каждым, кто, по крайней мере, более или менее серьезно гонялся. Надеюсь, Андрей Клещев, который в этом деле тоже не лыком шит, меня поддержит.

Рекомендованные статьи